Найти в Дзене
АиФ-Челябинск

«На кино не жалко». Какие фильмы выбирает зритель в 2025 году?

Оглавление
   «На кино не жалко».
«На кино не жалко».

Сколько бы фильмов не снималось, какие бюджеты бы ни были потрачены – зритель выбирает те, которые активно рекламировались и названия их уже на слуху. В преддверии Дня российского кино корреспондент chel.aif.ru узнал, какие фильмы и сериалы в этом году вызвали интерес, а также какие преьеры ожидаются до конца года.

В ожидании сиквелов и триквелов

Вот названия «премьер», «бомбанувших» в этом году: «Волшебник Изумрудного города: Дорога из желтого кирпича», «Финист. Первый богатырь», «Пророк. История Александра Пушкина», «Батя-2: Дед», «Кракен».

«Успех сильно зависит от старта фильма и первых отзывов, на первое влияет реклама, а на второе качество продукта, - прокомментировали в пресс-службе «Мягкий кинотеатр» - Мегаполис. – Реклама может обеспечить только хороший старт, дальше все зависит от того как сделан фильм и нашел ли он свою аудиторию. В случае с кассовыми премьерами это и реклама, и сам фильм. Бывает и так, что у хороших картин мало сеансов или они состоятся только в утренние часы. Это напрямую зависит от спроса на картину: если фильм мало показывают, значит, его мало смотрят, значит, с точки зрения массового зрителя, не так уж он и хорош».

В списке ожидаемых премьер до конца года «Август», «Первый на Олимпе», «Лермонтов», «Алиса в Стране Чудес», «Горыныч», «Авиатор», «Волчок», «Ёлки 12», «Иллюзия обмана 3». Эпоха сиквелов продолжается, всё чаще зритель ждёт продолжения нашумевших картин.

Это касается и онлайн-кинотеатров. По данным ресурса «Бюллютень кинопрокатчика» (t.me/kinometro), в июле 2025 года наиболее широко на онлайн-платформах оказалась представлена комедия «Притворись моим мужем» с Дианой Пожарской и почти неузнаваемым Павлом Прилучным главных ролях. Основной тенденцией месяца стало внимание аудитории к релизам начала лета, которые в прокате прошли без особых сенсаций. В списке лидеров – роуд-муви «Туда» (в главных ролях Ирина Старшенбаум и Пётр Фёдоров), сплав сказки с футуризмом «Соловей против Муромца», и фэнтэзи «Сокровища гномов» (в ролях Никита Кологривый, Анастасия Уколова и Роман Курцын).

Зрителей заинтересовали также лирическая комедия «Пара на пару» и летние приключения детей в деревне «Поле чудес». В сериальном сегменте лидерами по большей части становились «домашние» новинки, однако были и повторяющиеся проекты. Речь о комедии ТНТ «Остаться друзьями», приключенческом боевике «Сломанная стрела» и драматичном триллере «Ангел мести». Не остались незамеченными второй сезон триллера «Фишер», второй же сезон сериала «Открытый брак» и масштабное фэнтези «Этерна».

Кино, про которое мало кто знает

«А вот я не смотрел ни один из перечисленных фильмов и не собираюсь, это кино не мое, я не являюсь его целевой аудиторией, - заявил заведующий кафедрой режиссуры кино и телевидения Челябинского государственного института культуры Николай Тележников. - Этим летом я побывал на нескольких киномероприятиях - на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, на кинопоказах в киношколе «Индустрия» в Москве, в кинотеатре «Октябрь» на Арбате... Вот где показывалось действительно интересное кино, но оно авторское, и, к сожалению, до проката не доходит. Его можно увидеть только на закрытых кинопоказах, на фестивалях. Авторское кино - это область экспериментов, область особенного интереса кинематографистов и людей, любящих кино».

Эксперт отметил сильную игру актёров авторского кино: нередко здесь снимаются непрофессиональные актеры, а обычные люди, которые порой смотрятся достовернее, честнее и правильнее, чем актёры, которые уже имеют опыт съёмок. Многое в этом плане зависит от режиссёра, от кастинга, от работы с актерами.

«Но в авторском кино очень любят сниматься и известные актёры. Например, прекрасный авторский фильм "Ровесник" с Александром Яценко и Анной Михалковой в главных ролях, - добавил Николай Тележников. - Скажу больше: некоторые актёры осознанно идут на это, чтобы попробовать себя в новых ролях, примерить на себя новые образы, и даже иногда делают это бесплатно ради эксперимента, ради помощи, ради принесения на алтарь кино какой-то жертвы. Актерское кино предполагает прежде всего поиск нового киноязыка, новых историй, новых тем, нового способа рассказать какую-то историю».

По его словам, сегодня государство снова занялось финансированием кинопроизводства, в 90-е и 2000-е годы ситуация обстояла иначе. Тенденция довольно радостная для всех, кто занят в этой сфере, поскольку кино, пожалуй, самое дорогое из искусств, даже для производства маленького короткого метра требуется множество специалистов. В этом году заработали финансовые программы, направленные на поддержку кино в прокате.

В Челябинске авторское кино можно посмотреть в рамках клуба "Киноэкспертиза" в кинотеатре Урал. Там регулярно показывают и обсуждают российске авторские фильмы, не дошедшие до большого проката.

Кто кому конкурент?

Если говорить о производстве кино, то оно делится на два направления - авторское (экспериментальное) и кино, изначально рассчитанное на массового зрителя. Прокатные организации, кинотеатры заинтересованы в том, чтобы зарабатывать деньги, и поэтому показывают преимущественно зрительское кино.

«Как и любой бизнес, кинотеатр может быть прибыльным или нет. Дьявол в деталях - прокат, цены, репертуарное планирование, реклама, состояние залов и качество аппаратуры, количество кинотеатров, конкуренты и еще миллион факторов, - перечислили в пресс-службе «Мягкий кинотеатр» - Мегаполис. – Половина выручки от показа фильма традиционно идет прокатным компаниям. Оставшаяся половина – на налоги, зарплаты, коммуналка, и в этом плане кино ничем не отличается от любого другого бизнеса. Чтобы эффективно загружать залы и удовлетворять спрос, используем тарифы (в сети кинотеатров цена за сеанс колеблется от 320 до 520 рублей в разные дни и в разное время суток – Прим.ред.). Тарифы существуют везде, где спрос эластичен. Стоимость билетов в кино в разных городах может отличаться, и здесь дело больше не в величине города, а в тарифах, существующих на рынке. Челябинск вполне себе «среднячок» по ценам на билеты, среди российских городов-миллионников».

Если говорить о конкуренции традиционных кинотеатров и онлайн-платформ, то она весьма сомнительна.

«На сборы от продаж кинотеатров влияет так много факторов, что влияние онлайн-платформ отдельно оценить трудно, но не все так грустно, - заявили в пресс-службе «Мягкий кинотеатр» - Мегаполис. – Онлайн кинотеатры – это больше про сериалы или про домашний просмотр фильма вечером. А кинотеатры - это про развлечения. Так что форматы скорее не конкурируют, а дополняют друг друга».