В конце августа мы наконец-то смогли собраться впервые за всё лето полным составом нашей компании и выбраться на противоположный от Самары берег Волги. Участок от Гавриловой поляны до Рождествена до сих пор нами был не исследован и, поэтому, решили выбрать его для велопрогулки.
Отправились с речного вокзала Самары в 7 утра, по пути с борта теплохода сделали несколько кадров.
На эту поездку определили следующие цели для посещения:
• строящийся скит Иова Многострадального на Гавриловой поляне
• пещера Ледяная
• клюв Белой горы
• два монастыря в Подгорах
• карьер на окраине Выползова
• усадьба с конями
• монумент с самолётом на аэродроме Рождествено
• серп и молот в Торновом
По пути от пристани на Гавриловой до скита встретили весьма уютные домики, много рябины и даже таксофон.
так нас встретила Гаврилова:
уютные домики:
рябина:
таксофон:
Скит Иова Многострадального строится на весьма интересном месте. В 30-е годы XX века здесь появился лагерь для политзаключенных, которые участвовали в строительстве Куйбышевского гидроузла.
Все центральные улицы выстроены вдоль мощенной известняковым камнем дороги, рядом с которой протянулся такой же тротуар. Так называемая «брусчатка» выложена политзаключенными. В лагерь на Гавриловой Поляне отправляли не всех заключенных, а лишь тех, у кого были какие-то серьезные легочные болезни вроде туберкулеза, или инвалидов, с больными, отекшими, покрытыми язвами ногами. Много было инвалидов, без руки или ноги. Больных в ослабленном состоянии даже переводили сюда из других лагерей. Здесь было около семи тысяч заключенных.
Поляна-котлован была ограждена холмами и лишь с одной стороны открыта на Волгу. Красивое место, в центре которого было выстроено добротное многоэтажное здание с множеством подземных сооружений, предназначалось, вероятно, для каких-то других целей. Но, видимо, планы изменились, и рядом с этим великолепием наскоро соорудили с десяток деревянных бараков, в которых поселили тех, от кого надо было охранять советскую действительность.
Особенно много сидело по политической статье 58-10. Охранники постоянно издевались над ними и называли «болтунами», мол, не были бы дураками, не возмущались — сидели бы себе дома на печке. Уголовников было мало. Все сидели вперемежку. Обстановка была удушающая. Заключенным, которых в бараке находилось около двухсот человек, отводилась даже не «гулаговская» норма в два квадратных метра на человека, а один квадратный метр, а иногда и 0,7. Многие заключенные спали на голых досках, матрасы с соломой считались роскошью, бараки были наполнены клопами и вшами. Иные бараки так были заражены насекомыми, что не помогали четырехдневные серные окуривания, и если летом зэки ходили спать на землю — клопы ползли за ними и настигали их там. А вшей с белья зэки вываривали в своих обеденных котелках. Некоторые бараки были сколочены из сборных щитовых деталей. Каждый барак — по 50 и более метров длиной, в два яруса нары, две печки из бочек. Когда их топили, в бараке собирался удушливый смрад, с потолка капала вода, а стены покрывались инеем. Люди возвращались с работы мокрыми, не успевали обсушиться и мокрыми же шли на работу на следующий день. Привозили заключенных по Волге, а если этап шел зимой, переходили реку по льду пешком.
Сложно представить себе «заботу партии и правительства» о здоровье политических заключенных, но факт этот все же имел место. В лагере, по воспоминаниям старожилов села, было разбито несколько клумб с цветами, а также действовал самодеятельный театр. Назвать это место обычным сталинским лагерем, наверное, нельзя. Да хотя бы потому, что жил он не только своей «зэковской» рабочей жизнью, была в лагере и другая жизнь — творческая, как ни парадоксально это звучит. В клубе лагеря ставили настоящие спектакли. Ведь в самом лагере отсиживали свои сроки многие актеры, художники и вообще творческие люди. Отбывали здесь срок и люди духовного звания.
После Сталинградской битвы, на смену заключенным в лагерь пригнали немецких военнопленных. Они проживали до 1953 года в помещениях ГУЛАГа. Отношение к ним у местных жителей было достаточно агрессивным, все помнили военное лихолетье и погибших на фронтах родных. Хоронили умерших немцев за поселком у подножья гор, там же, где и яму и заключенных. Могила представляла собой совсем неглубокую яму, очень быстро заполняющуюся водой (слишком близко расположены грунтовые воды). Зимой же еще меньше копали, положив умершего в завернутую ткань и присыпав сверху землей, так, что порой были видны тапочки на его ногах. Первые талые воды или дожди совсем оголяли тело. Следующими постояльцами в лагерных помещениях с 1957 года становятся душевно больные, и пятиэтажное здание в простонародье именовалось «дурдомом».
Асфальтовая дорога, соединившая Подгоры и Гаврилову Поляну, прижата к берегам озера Каменного, построена подальше от мест захоронения.
Самый известный из всех заключенных, побывавших здесь - архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - насельник Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков. В апреле 1950 года он был арестован, четыре месяца находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, с августа содержался в Бутырской тюрьме, в камере с уголовными преступниками. 8 октября 1950 года был осуждён по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг. Первоначально работал на лесоповале. Весной 1953 года по состоянию здоровья и без его просьбы был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом — Гаврилову Поляну, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 года досрочно освобождён. Верующие почитали старца за высокую духовность.
фото самого строящегося скита:
виды около него:
чуть в сторонке открывается чудесный вид на домик
Отсюда отправляемся к Белой горе. На выезде из Гавриловой встречает крайне интересный дом.
Заволжская дорога весьма красива и романтична. Машин практически нет, со всех сторон окружает заповедная природа.
Подъехав к подножию Белой горы, бросаем велосипеды снизу и начинаем небольшое восхождение к Ледяной пещере, занявшее в районе 2-3 минут
Подниматься предстоит совсем немного, на середине пути начинает дуть холодный сквозняк из этой пещеры.
Пещера была открыта в 1976 году группой спелеологов, которые исследовали окрестности Белой горы. Своё название пещера получила из-за того, что даже в летнюю жару, когда в июле-августе неделями держится дневная температура под 40 градусов, на стенках пещеры сохраняется иней и даже тонкая корка льда. А ведь при среднегодовой температуре +6 градусов лёд должен хоть когда-то таять. Самое правдоподобное объяснение этого феномена состоит в том, что под Белой горой сохранились остатки льда со времён последнего ледникового периода, который до сих пор не растаял, и холодный воздух от него поступает по расщелинам в Ледяную пещеру и карстовый колодец над ней.
Канал пещеры имеет длину 21 метр. Высота канала варьируется от 0,3 метра до 1,1 метра, любой желающий может пройти достаточное для собственных исследований расстояние.
Спускаемся к велосипедам и едем на клюв той же самой Белой горы. Ехать всего около 300 метров.
Здесь подъём и дольше, и труднее, однако, мне, как бывшему геологу с многолетним стажем, он показался одним из самых лёгких. Хоть под ногами всё и сыпалось, но выдолбленное подобие ступенек облегчало восхождение.
Название своё гора получила благодаря белым «залысинам», которые образовались из-за выхода гипсовой породы. Значительная площадь горы покрыта смешанным лесом. Здесь растут клены, липы, ясени, дубы, осины, берёзы.
Именно по названию Белой горы археологи назвали тип населения городищ в нагорной части Самарской луки – белогорский.
Этот тип считается ветвью ананьинской культуры, представители которой принадлежали к финно-угорской языковой группе. Возможно, немногочисленные белогорские племена были первым оседлым населением Самарской Луки.
Помимо городища на Белой горе белогорские племена в радиусе 12 км имели и другие укрепленные поселения: на горе Манчиха, у Поповой горы (с. Ширяево) и рядом с современным селом Торновое. Белогорцы занимались скотоводством (разводили в основном лошадей) и земледелием, им была знакома металлургия железа и бронзы, ткачество, обработка кости.
На Белой горе археологи помимо керамики белогорского типа, обнаружили и единичные экземпляры керамики городецкой культуры. Считается, что примерно в IV в. до н.э. на территорию Самарской Луки с запада, из бассейна Оки, пришли племена городецкой культуры, которые частично вытеснили и частично ассимилировали белогорское население. Позднее Белая гора не заселялась, но возможно, что во времена Волжской Булгарии у ее подножия существовало селение, жители которого скрывались от набегов кочевников в укреплениях на Белой горе.
Савва и Александр остались здесь, а я решил подняться в два раза выше. Не зря!
Отсюда рванули в село Подгоры, где у нас было запланировано посещение двух монастырей и обед.
Первым посетили женский монастырь. Изначально решили привязать наши велосипеды к опоре ЛЭП и не понимали почему местные жители смотрят на нас как на идиотов. Лишь подойдя к воротам монастыря осознали, что тут есть велопарковка.
Первое документальное упоминание о деревянной церкви во имя пророка Илии в селе Подгоры относится к первой половине 17-го в. (1640 г.). В 1860 г. было начато возведение кирпичного здания взамен деревянного. В 1890 г. строительство кирпичного здания церкви было завершено. В начале 1930-х гг. церковь была закрыта, здание частично разрушено; сохранившаяся часть использовалась не по назначению.
Восстановительные работы в полуразрушенном храме начались в 1998 г. К маю 2003 г. храм был поднят из руин, украшен красными куполами в цвет огненной колесницы пророка Илии. На купола водружены золотые кресты. 10 июня 2003 г. в храме была отслужена первая за последние восемьдесят лет Божественная Литургия. С этого времени богослужения проводились уже регулярно.
Осенью 2004 г. в монастыре было начато строительство деревянного храма во имя самарского святого – священномученика Константина Сухова. 22 октября 2007 г. Великое освящение храма и первую Божественную литургию архиерейским служением провел архиепископ Сергий.
Фрески в старом храме новые, но красивые.
После получения пищи духовной отправились за пищей телесной. На выезде из Подгор находится приют со вполне неплохими ценами.
После обеда вновь поехали в Подгоры, в этот раз в молодой мужской монастырь. На территории монастыря находится Ильин источник, известный местным жителям очень давно и купель, к которой в наш приезд образовалась неплохая очередь.
Где-то в километре от монастыря находится скит, где проживает вся братия. Женщины допускаются в скит лишь один раз в год. В начале прошлого года в скиту сгорел храм. Ознакомиться с его фотографиями и причинами возгорания можно ознакомиться в статье нашего единомышленника с ником Vivan755.
Ну, а рядом с монастырским храмом мы нашли самое настоящее сокровище — легенд советского автопрома!
Теперь держим путь на Торновое. По пути встретили:
• поля подсолнухов
• глиняный карьер на окраине Выползова
• перегородившее дорогу стадо коз
• усадьбу с конями. В кустах прячется Виктор Робертович Цой!
• вновь поля подсолнухов
На подъезде к Торновому силы начали нас покидать. На нашем излюбленном холме с серпом и молотом устроили продолжительный привал. Савватий времени не терял и устроил себе фотосессию. Подробнее об этом писали в одной из предыдущих статей.
На этом наше путешествие закончилось, всех благодарим за внимание! Дзен зачем-то ввёл лимит на фото в статье, поэтому не смогли опубликовать здесь всё. Больше красивых фото в нашем тгк — t.me/ntsamsa