Найти в Дзене

Вновь Заволжье: от Гавриловой поляны до Торнового

В конце августа мы наконец-то смогли собраться впервые за всё лето полным составом нашей компании и выбраться на противоположный от Самары берег Волги. Участок от Гавриловой поляны до Рождествена до сих пор нами был не исследован и, поэтому, решили выбрать его для велопрогулки. Отправились с речного вокзала Самары в 7 утра, по пути с борта теплохода сделали несколько кадров. На эту поездку определили следующие цели для посещения: • строящийся скит Иова Многострадального на Гавриловой поляне • пещера Ледяная • клюв Белой горы • два монастыря в Подгорах • карьер на окраине Выползова • усадьба с конями • монумент с самолётом на аэродроме Рождествено • серп и молот в Торновом По пути от пристани на Гавриловой до скита встретили весьма уютные домики, много рябины и даже таксофон. так нас встретила Гаврилова: уютные домики: рябина: таксофон: Скит Иова Многострадального строится на весьма интересном месте. В 30-е годы XX века здесь появился лагерь для политзаключенных, которые участвовал

В конце августа мы наконец-то смогли собраться впервые за всё лето полным составом нашей компании и выбраться на противоположный от Самары берег Волги. Участок от Гавриловой поляны до Рождествена до сих пор нами был не исследован и, поэтому, решили выбрать его для велопрогулки.

мы
мы
сам маршрут
сам маршрут

Отправились с речного вокзала Самары в 7 утра, по пути с борта теплохода сделали несколько кадров.

спуск в районе улиц Красноармейской и Льва Толстого
спуск в районе улиц Красноармейской и Льва Толстого
Александр занят процессом
Александр занят процессом
-5
Самарская ГРЭС, Иверский монастырь
Самарская ГРЭС, Иверский монастырь
Александр Суворов идёт на Самару
Александр Суворов идёт на Самару
-8

На эту поездку определили следующие цели для посещения:

• строящийся скит Иова Многострадального на Гавриловой поляне

• пещера Ледяная

• клюв Белой горы

• два монастыря в Подгорах

• карьер на окраине Выползова

• усадьба с конями

• монумент с самолётом на аэродроме Рождествено

• серп и молот в Торновом

По пути от пристани на Гавриловой до скита встретили весьма уютные домики, много рябины и даже таксофон.

так нас встретила Гаврилова:

-9

уютные домики:

-10
-11

рябина:

-12

таксофон:

-13

Скит Иова Многострадального строится на весьма интересном месте. В 30-е годы XX века здесь появился лагерь для политзаключенных, которые участвовали в строительстве Куйбышевского гидроузла.

былое здание, фото с сайта Самарской Луки
былое здание, фото с сайта Самарской Луки

Все центральные улицы выстроены вдоль мощенной известняковым камнем дороги, рядом с которой протянулся такой же тротуар. Так называемая «брусчатка» выложена политзаключенными. В лагерь на Гавриловой Поляне отправляли не всех заключенных, а лишь тех, у кого были какие-то серьезные легочные болезни вроде туберкулеза, или инвалидов, с больными, отекшими, покрытыми язвами ногами. Много было инвалидов, без руки или ноги. Больных в ослабленном состоянии даже переводили сюда из других лагерей. Здесь было около семи тысяч заключенных.

Поляна-котлован была ограждена холмами и лишь с одной стороны открыта на Волгу. Красивое место, в центре которого было выстроено добротное многоэтажное здание с множеством подземных сооружений, предназначалось, вероятно, для каких-то других целей. Но, видимо, планы изменились, и рядом с этим великолепием наскоро соорудили с десяток деревянных бараков, в которых поселили тех, от кого надо было охранять советскую действительность.

Особенно много сидело по политической статье 58-10. Охранники постоянно издевались над ними и называли «болтунами», мол, не были бы дураками, не возмущались — сидели бы себе дома на печке. Уголовников было мало. Все сидели вперемежку. Обстановка была удушающая. Заключенным, которых в бараке находилось около двухсот человек, отводилась даже не «гулаговская» норма в два квадратных метра на человека, а один квадратный метр, а иногда и 0,7. Многие заключенные спали на голых досках, матрасы с соломой считались роскошью, бараки были наполнены клопами и вшами. Иные бараки так были заражены насекомыми, что не помогали четырехдневные серные окуривания, и если летом зэки ходили спать на землю — клопы ползли за ними и настигали их там. А вшей с белья зэки вываривали в своих обеденных котелках. Некоторые бараки были сколочены из сборных щитовых деталей. Каждый барак — по 50 и более метров длиной, в два яруса нары, две печки из бочек. Когда их топили, в бараке собирался удушливый смрад, с потолка капала вода, а стены покрывались инеем. Люди возвращались с работы мокрыми, не успевали обсушиться и мокрыми же шли на работу на следующий день. Привозили заключенных по Волге, а если этап шел зимой, переходили реку по льду пешком.

Сложно представить себе «заботу партии и правительства» о здоровье политических заключенных, но факт этот все же имел место. В лагере, по воспоминаниям старожилов села, было разбито несколько клумб с цветами, а также действовал самодеятельный театр. Назвать это место обычным сталинским лагерем, наверное, нельзя. Да хотя бы потому, что жил он не только своей «зэковской» рабочей жизнью, была в лагере и другая жизнь — творческая, как ни парадоксально это звучит. В клубе лагеря ставили настоящие спектакли. Ведь в самом лагере отсиживали свои сроки многие актеры, художники и вообще творческие люди. Отбывали здесь срок и люди духовного звания.

После Сталинградской битвы, на смену заключенным в лагерь пригнали немецких военнопленных. Они проживали до 1953 года в помещениях ГУЛАГа. Отношение к ним у местных жителей было достаточно агрессивным, все помнили военное лихолетье и погибших на фронтах родных. Хоронили умерших немцев за поселком у подножья гор, там же, где и яму и заключенных. Могила представляла собой совсем неглубокую яму, очень быстро заполняющуюся водой (слишком близко расположены грунтовые воды). Зимой же еще меньше копали, положив умершего в завернутую ткань и присыпав сверху землей, так, что порой были видны тапочки на его ногах. Первые талые воды или дожди совсем оголяли тело. Следующими постояльцами в лагерных помещениях с 1957 года становятся душевно больные, и пятиэтажное здание в простонародье именовалось «дурдомом».

Асфальтовая дорога, соединившая Подгоры и Гаврилову Поляну, прижата к берегам озера Каменного, построена подальше от мест захоронения.

Самый известный из всех заключенных, побывавших здесь - архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - насельник Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков. В апреле 1950 года он был арестован, четыре месяца находился в предварительном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, с августа содержался в Бутырской тюрьме, в камере с уголовными преступниками. 8 октября 1950 года был осуждён по статье 58-10 Уголовного кодекса («антисоветская агитация») на семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг. Первоначально работал на лесоповале. Весной 1953 года по состоянию здоровья и без его просьбы был переведён в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевом — Гаврилову Поляну, где работал по специальности, бухгалтером. 15 февраля 1955 года досрочно освобождён. Верующие почитали старца за высокую духовность.

-15

фото самого строящегося скита:

-16
-17

виды около него:

-18
-19

чуть в сторонке открывается чудесный вид на домик

-20

Отсюда отправляемся к Белой горе. На выезде из Гавриловой встречает крайне интересный дом.

-21

Заволжская дорога весьма красива и романтична. Машин практически нет, со всех сторон окружает заповедная природа.

-22
-23

Подъехав к подножию Белой горы, бросаем велосипеды снизу и начинаем небольшое восхождение к Ледяной пещере, занявшее в районе 2-3 минут

-24
-25
-26

Подниматься предстоит совсем немного, на середине пути начинает дуть холодный сквозняк из этой пещеры.

-27
-28
-29
-30

Пещера была открыта в 1976 году группой спелеологов, которые исследовали окрестности Белой горы. Своё название пещера получила из-за того, что даже в летнюю жару, когда в июле-августе неделями держится дневная температура под 40 градусов, на стенках пещеры сохраняется иней и даже тонкая корка льда. А ведь при среднегодовой температуре +6 градусов лёд должен хоть когда-то таять. Самое правдоподобное объяснение этого феномена состоит в том, что под Белой горой сохранились остатки льда со времён последнего ледникового периода, который до сих пор не растаял, и холодный воздух от него поступает по расщелинам в Ледяную пещеру и карстовый колодец над ней.

-31
-32
-33
-34
-35
-36

Канал пещеры имеет длину 21 метр. Высота канала варьируется от 0,3 метра до 1,1 метра, любой желающий может пройти достаточное для собственных исследований расстояние.

-37

Спускаемся к велосипедам и едем на клюв той же самой Белой горы. Ехать всего около 300 метров.

Здесь подъём и дольше, и труднее, однако, мне, как бывшему геологу с многолетним стажем, он показался одним из самых лёгких. Хоть под ногами всё и сыпалось, но выдолбленное подобие ступенек облегчало восхождение.

-38
-39
-40
-41
-42

Название своё гора получила благодаря белым «залысинам», которые образовались из-за выхода гипсовой породы. Значительная площадь горы покрыта смешанным лесом. Здесь растут клены, липы, ясени, дубы, осины, берёзы.

Именно по названию Белой горы археологи назвали тип населения городищ в нагорной части Самарской луки – белогорский.

Этот тип считается ветвью ананьинской культуры, представители которой принадлежали к финно-угорской языковой группе. Возможно, немногочисленные белогорские племена были первым оседлым населением Самарской Луки.

Помимо городища на Белой горе белогорские племена в радиусе 12 км имели и другие укрепленные поселения: на горе Манчиха, у Поповой горы (с. Ширяево) и рядом с современным селом Торновое. Белогорцы занимались скотоводством (разводили в основном лошадей) и земледелием, им была знакома металлургия железа и бронзы, ткачество, обработка кости.

На Белой горе археологи помимо керамики белогорского типа, обнаружили и единичные экземпляры керамики городецкой культуры. Считается, что примерно в IV в. до н.э. на территорию Самарской Луки с запада, из бассейна Оки, пришли племена городецкой культуры, которые частично вытеснили и частично ассимилировали белогорское население. Позднее Белая гора не заселялась, но возможно, что во времена Волжской Булгарии у ее подножия существовало селение, жители которого скрывались от набегов кочевников в укреплениях на Белой горе.

-43
-44

Савва и Александр остались здесь, а я решил подняться в два раза выше. Не зря!

Подгоры
Подгоры
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55

Отсюда рванули в село Подгоры, где у нас было запланировано посещение двух монастырей и обед.

Первым посетили женский монастырь. Изначально решили привязать наши велосипеды к опоре ЛЭП и не понимали почему местные жители смотрят на нас как на идиотов. Лишь подойдя к воротам монастыря осознали, что тут есть велопарковка.

-56

Первое документальное упоминание о деревянной церкви во имя пророка Илии в селе Подгоры относится к первой половине 17-го в. (1640 г.). В 1860 г. было начато возведение кирпичного здания взамен деревянного. В 1890 г. строительство кирпичного здания церкви было завершено. В начале 1930-х гг. церковь была закрыта, здание частично разрушено; сохранившаяся часть использовалась не по назначению.

-57
-58
-59
-60

Восстановительные работы в полуразрушенном храме начались в 1998 г. К маю 2003 г. храм был поднят из руин, украшен красными куполами в цвет огненной колесницы пророка Илии. На купола водружены золотые кресты. 10 июня 2003 г. в храме была отслужена первая за последние восемьдесят лет Божественная Литургия. С этого времени богослужения проводились уже регулярно.

Осенью 2004 г. в монастыре было начато строительство деревянного храма во имя самарского святого – священномученика Константина Сухова. 22 октября 2007 г. Великое освящение храма и первую Божественную литургию архиерейским служением провел архиепископ Сергий.

-61

Фрески в старом храме новые, но красивые.

-62

После получения пищи духовной отправились за пищей телесной. На выезде из Подгор находится приют со вполне неплохими ценами.

-63
-64

После обеда вновь поехали в Подгоры, в этот раз в молодой мужской монастырь. На территории монастыря находится Ильин источник, известный местным жителям очень давно и купель, к которой в наш приезд образовалась неплохая очередь.

-65

Где-то в километре от монастыря находится скит, где проживает вся братия. Женщины допускаются в скит лишь один раз в год. В начале прошлого года в скиту сгорел храм. Ознакомиться с его фотографиями и причинами возгорания можно ознакомиться в статье нашего единомышленника с ником Vivan755.

Ну, а рядом с монастырским храмом мы нашли самое настоящее сокровище — легенд советского автопрома!

-66
-67
-68
-69
-70
-71

Теперь держим путь на Торновое. По пути встретили:

• поля подсолнухов

-72
-73
-74

• глиняный карьер на окраине Выползова

-75

• перегородившее дорогу стадо коз

-76

• усадьбу с конями. В кустах прячется Виктор Робертович Цой!

-77
-78
-79

• вновь поля подсолнухов

-80
-81
-82

На подъезде к Торновому силы начали нас покидать. На нашем излюбленном холме с серпом и молотом устроили продолжительный привал. Савватий времени не терял и устроил себе фотосессию. Подробнее об этом писали в одной из предыдущих статей.

-83
-84
-85

На этом наше путешествие закончилось, всех благодарим за внимание! Дзен зачем-то ввёл лимит на фото в статье, поэтому не смогли опубликовать здесь всё. Больше красивых фото в нашем тгк — t.me/ntsamsa

-86