Всем привет. Продолжаю разбор нового учебника истории для 8 класса.
Про Петра I было много параграфов. Оно и понятно - он же "Великий".
Статьи по разбору Петра тут:
А дальше эпоха дворцовых переворотов, на которую авторы выделили всего 4 параграфа. Вот об этом сегодня и поговорим.
19-20. Эпоха дворцовых переворотов (1725 - 1762)
Параграф начинается с причин. Это хорошо. Посмотрим.
Причины такие:
- Устав "О наследии престола". Безусловно, Пётр, желая продолжения своих преобразований, создал огромную проблему, издав этот документ. Вариантов теперь стало много, у каждого варианта - свои группы людей.
- Гвардия и рост её влияния.
- Отсутствие Земских соборов и уменьшение роли церкви.
- Влияние иностранных правительств.
В целом, если убрать описательные моменты, причины, безусловно, верные.
Дальше авторы рассказывают о смене правителей. 2 абзаца на Екатерину, 2 на Петра II. Так и уместили 5 лет жизни страны. Ладно, может дальше что-то ещё будет. В этих абзацах о Верховном тайном совете и смене власти.
Анне Иоанновне посвятили побольше места. И про кондиции рассказали, и что на троне усидела. Но это всё в одном разделе. Сюда же относится и передача власти Иоанну Антоновичу и приход Елизаветы Петровны к власти.
Следующий раздел звучит так: "Кто управлял империей".
Авторы поясняют, что неопытные правители во главе страны стали причиной появления органов власти, управлявших за них/помогавших управлять.
"Абсолютная императорская власть в эпоху дворцовых переворотов попадала в руки неопытных и некомпетентных женщин или детей. Поэтому неизбежным стало появление при особе монарха органов, бравших на себя груз повседневной управленческой работы: Верховного тайного совета (1726 - 1730), Кабинета министров (1731 - 1741), Конференции при высочайшем дворе (1756 - 1762), Императорского совета (1762)".
Некомпетентные женщины и дети всему виной. Прости, Пётр, мы всё потеряли.
Дальше даётся пояснение о иностранном влиянии при Анне. И говорится, что их было всегда много, они были из разных мест. И это было нормой.
Следующий раздел о войнах и союзах и экспедициях. В первую очередь, русско-турецкая война.
21-22. По заветам Петра Великого
Начало параграфа о Елизавете. Отмечается её выбор фаворитов и то, как она умело стравливала группировки между собой. Но есть два момента.
"Государыня искренне полагала, что преемники её великого отца отклонились от его правил и её задача - очистить его "порядок в делах правления государственных" от последних искажений. Но просто восстановить петровские законы и порядки оказалось невозможным".
Да, дочь Петра Великого ставила своего отца на первое место, но вот "искренне полагала" - снова вольное предположение. Про само построение предложения даже говорить не буду. Очень тяжело воспринимается.
И про фаворитов. Всегда при Елизавете выделяли больше роль Шувалова, нежели Разумовского. Но вот так вижу первый раз:
"Елизавета Петровна, как и её предшественница, нуждалась во вспомогательных механизмах управления, которыми стали Конференция при Высочайшем дворе (1756 - 1762) и фавориты. Первый из них, А. Разумовский, к делам был не слишком способен и ведал исключительно царской охраной и охотой".
Что, простите? Не слишком способен к делам по каким критериям? Как вы это определили? Видимо, совершать Елизавете переворот он не помогал, раз уж совсем не способный.
Дальше идет небольшой раздел про экономику. Следующее - реформы (в первую очередь отмена таможенных пошлин).
Следующий раздел о сословиях.
Рассказывается о всё больших привилегиях дворянству. Но до Петра III ещё не дошли, а тут уже:
"Итоги эпохи подвёл Манифест о вольности дворянства Петра III от 18 февраля 1762 г., который освободил русское дворянство от обязательной гражданской и военной службы..."
Окей, вы хотели объединить это. Приветствуется. Но сделайте этот раздел после Петра III. Дети не знают, кто был за Елизаветой, но уже рассказывается о его реформе.
Дальше всё в таком же стиле, перепрыгивание с одного правителя на другого. И только затем раздел про Петра III.
Ему посвятили 2 абзаца. Упоминается о 2 реформах и одной, которая не получилась. Пётр III был странный, но это всё?
И дальше последний раздел. Снова про войны. Естественно, большая часть про Семилетнюю. Про её окончание одно предложение.
"Но после смерти Елизаветы Петровны Пётр III заключил с Фридрихом II Петербургский мирный договор и вернул ему Восточную Пруссию без всяких условий".
Дальше параграф завершается подходом к смене власти. Никакой истории абсолютно. Просто два предложения.
"28 июня 1762 г. гвардия и вельможи свергли императора, заставив его подписать отречение от престола; через несколько дней Пётр III был убит охранявшими его гвардейцами. Возглавила заговор и вступила на трон его жена Екатерина II".
Да, я сторонник фактов. Но не кажется ли, что детям это запоминаться не будет? Сама история его свержения изобретательная и красочная. Его убийство (или нет) - отдельный вопрос. Но нет. Свергли - убили - Екатерина II.
Такими вот вышли дворцовые перевороты в новом учебнике. Дальше будет история Екатерины II. Что ж, посмотрим. Подписывайтесь, всегда рад!