В предыдущей статье речь шла о самых общих принципах современной войны. Однако всё-таки возможность победы в ней определяется не только эффективностью штабной работы, но и конкретным применяемым в бою оружием. На поле боя в ближайшем будущем, несомненно, будут доминировать дроны самых разных конструкций и назначения. Конкретику тут предсказать очень сложно, если вообще возможно. Но кое-какие размышления об этом всё же могут оказаться полезными.
Прежде всего, обратимся к примеру боевых систем, уже существующих вне человеческой цивилизации. А именно — к животному миру. Ястребы и орлы обладают отличным зрением, высокой скоростью полёта и навыками пилотажа. Их этому никто не учит, только инстинкты и иногда пример родителей. У насекомых и вовсе практически нет мозга, только крохотная нейросетка, но и они великолепно летают, а некоторые виды, вроде стрекоз, даже ловят на лету свою добычу. При этом выпуклые фасеточные глаза тех же стрекоз поставляют в её головные ганглии огромное количество информации, и совсем небольшое количество нервных клеток стрекозы с обработкой этой информации, а также управлением воздушным полётом вполне справляется.
Можно вспомнить голубей и прочих мирных птиц, чьи глаза обеспечивают почти круговой обзор, но в целом и так очевидно, что эволюция сумела создать уникальные образцы летающих полностью автономных и самостоятельно добывающих себе пищу существ. До такого совершенства человеческим изделиям пока что далеко… А собственно, почему бы не использовать ту же самую технологию? Не создавать конструкции боевых дронов методом проб и ошибок, не копировать природные технические решения, а запустить процесс эволюционного отбора?
Мощностей современных компьютеров и нейросетей на их основе достаточно для поддержания полностью виртуальной искусственной среды обитания, в которой могут воевать друг с другом, постепенно эволюционируя, цифровые модели боевых дронов всех типов — воздушных, наземных, подводных. В той же виртуальной среде можно оттачивать, опять-таки эволюционно, в процессе виртуальных боёв, боевые алгоритмы этих дронов. Чтобы за миллионы лет виртуальной эволюции (в реальном мире процесс, займёт не так много времени) создать и довести до совершенства модели дронов, близкие к идеалу.
И вот уже после такого виртуального моделирования эволюции полученные дроны можно будет выпускать… нет, пока ещё не на поля сражений, а на полигоны. Причём не один боевой дрон против мишеней, а сразу экосистему из нескольких дронов, часть из которых заточена на уничтожение целей, а другая — на охоту за первыми дронами. Тем самым будет заодно проверяться и защищённость, а также умение уклоняться от вражеских средств противодействия, первых дронов, и одновременно эффективность дронов-охотников.
Здесь читатель должен задать вопрос — а как эти дроны будут отличать своих от чужих? Что, если их системы распознавания дадут сбой в реальном бою и эти автоматические системы начнут охотиться на своих? Это вполне реальная проблема, которая имеет несколько решений. К примеру, в процессе имитации виртуальной эволюции некие характерные признаки своих (а для дронов-охотников и вообще всех живых людей, ведь они должны поражать только и исключительно дроны противника) должны выполнять роль предупреждающей окраски. И любое случайное поражение такого объекта должно наказываться исключением данной особи из эволюционного процесса, то есть его отбраковкой.
В таком случае наши дроны, заметив характерный признак (а лучше комплекс признаков), будут игнорировать такой объект, поскольку именно этому они научились в процессе своего виртуального развития. Соответственно, комплекс признаков противника (как его живой силы, так и техники), в виртуальной среде, в которой проходит эволюция дронов, должны быть признаками пищи, за захват (в реальном мире — поражение, контактное или дистанционное) такого объекта виртуальная особь должна эволюционно вознаграждаться. В итоге получатся кибер-хищники, изначально не видящие в своих объекты для атаки, зато целенаправленно охотящиеся на противника, а также его боевые машины, самолёты, корабли и т.д.
То же самое, конечно, относится к хищникам полностью виртуальным. Речь идёт об автоматических хакерах — нейросетевых комплексах, предназначенных для взлома сетей и любых компьютерных систем противника. Тут признаками «своих» может быть язык общения, какие-то паттерны поведения и т.п., не суть важно. Но в любом случае выведенные в виртуальной эволюционной среде автоматические хакеры должны поражать только и исключительно объекты противника. Та страна (или корпорация), которая сумеет вывести таких искусственных хищников, получит абсолютное преимущество над любым соперником и конкурентом.