Село Федоровское нынешнего Ступинского района в старину было вотчиной могущественного боярина Федора Ивановича Шереметева, который в Смутное время был воеводой и соратником Дмитрия Пожарского. Шереметева также называли "призвателем на царство" юного Михаила Романова, потому что он возглавил посольство Земского Собора в Кострому и много поспособствовал избранию царя из новой династии. В годы правления Михаила Федоровича Романова боярин Шереметев стоял фактически во главе русского правительства и участвовал во всех важнейших государственных делах того времени.
В селе Федоровском стороне от церкви и крестьянских дворов на другом берегу Северки находилась так называемая "Федоровская гора", где стоял когда-то летний дом боярина Федора Шереметева. Холм этот был окружен рекой и обрыт валом. Таким образом, уединенное жилище Шереметева напоминало отчасти средневековый замок. Однако у Федора Шереметева, вероятно, был и другой старый дом непосредственно рядом со старой Никольской церковью - в "средоточии" села.
Старый Никольский храм в селе Федоровском был деревянным и находился метрах в 15 от сохранившейся каменной церкви. Храм был построен Федором Шереметевым как домовой в 1613 году. Никаких следов этого храма уже не осталось, однако писатель Николай Иванчин-Писарев в первой половине XIX столетия еще находил памятный крест на каменном постаменте, который отмечал место алтаря бывшей церкви. Кроме того, на месте трапезной старой церкви был врыт надгробный памятник одного верного слуги боярина Федора Шереметева. Деревенские старожилы рассказывали Иванчину-Писареву, что слуга этот сопровождал Шереметева во всех его поездках и военных походах. Слуга этот удостоился чести быть погребенным на почетном месте в "трапезе храма".
Сохранившаяся до настоящего времени каменная церковь Николая Чудотворца была построена в 1754 году двоюродным правнуком знаменитого боярина - Алексеем Шереметевым. В храме до революции находились два чтимых списка иконы Божией Матери "Федоровская". Первый список в 1613 году сопутствовал боярину Федору Шереметеву по пути из Костромы в Москву во время призвания на царство Михаила Романова. О втором списке той же иконы сказание говорило следующее:
В лето 1611 князь Димитрий Михайлович Пожарский пришед в Кострому во время народного там бунта, спас от смерти воеводу, Ивана Шереметева, выбрал другого и утишил бунт. Воевода Иван Шереметев положил обет пред чудотворным образом Феодоровския Божия Матери, молебствовал ему, и... повелел с тоя святыя иконы списать такую же... и благословил оною иконою боярина Федора Ивановича.
В иконостасе Никольской церкви до революции была также старинная икона Успения Божией Матери, по преданию, написанная самим Андреем Рублевым. Икона была благословением на брак от царя Алексея Михайловича Алексею Федоровичу Шереметеву - сыну могущественного боярина Федора. В честь этой иконы сын боярина Федора построил в Федоровском второй храм - во имя Успения Божией Матери. Успенский храм, в отличие от старого Никольского, был каменным, но в 1806 году его полностью разобрали для постройки колокольни нынешней каменной Никольской церкви.
Чуть ранее в 1777 году коломенской дорогой (а село Федоровское находилось в Коломенском уезде) проезжала императрица Екатерина II и около села Федоровского она велела остановить свою роскошную карету. Царицу окружило множество местных крестьян, среди которых в толпе выделялась видом женщина с двумя младенцами на руках. Произошел такой разговор:
-Кто ты?
-Жена причетника села Федоровского
-Дети твои равнолетки?
-Двойни, матушка
-Роди еще одного, да хорошего!
Женщиной, говорившей с Екатериной II, была жена местного дьячка Прокопия Карповича. После двойни она действительно родила выдающегося мальчика - впоследствии архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Гермогена (Сперанского)! Его отец Федоровский дьячок Прокопий Карпович был известен как человек строгой жизни. Он не любил шума и веселья, а кроме церковной службы интересовался лишь изготовлением желтых восковых свечей для храма.
Сын дьячка Егор - будущий архимандрит Гермоген - родился и вырос в Федоровском. В юношеские годы отправился в коломенскую семинарию. В то время в Коломне пел в архиерейском хоре его старший брат Николай, о котором еще будет сказано подробнее. Жил семинарист Егор бедно, не на что было купить словарей, а писать приходилось иногда на березовой коре вместо бумаги.
В 1799 году Егор попал в Москву в Славяно-Греко-Латинскую академию. Там он получил новую фамилию - Сперанский, хотя его родственники оставались по названию села именоваться Федоровскими. Егор Сперанский оказался очень способным учеником, особенно по части иностранных языков. На Никольской улице он разыскал какого-то француза, который за небольшую плату учил его своему наречию. Со временем Егор отлично натренировался говорить и писать по-французски. Он стал вести классы французского языка, кроме того, давал частные уроки в богатых домах. Егор Сперанский стал зарабатывать неплохие деньги, но тратил все на помощь родным.
Война 1812 года, связанные с ней разрушения и человеческие страдания, потрясли впечатлительного молодого учителя французского. В это время он стал сильнее чувствовать склонность к уходу от мира, думал о монашеском пути. Он поехал на свою малую родину в село Федоровское, чтобы спросить совета у отца - Прокопия Карповича. И он получил родительское благословение. На 36 году жизни Егор Сперанский был пострижен в монашество в московском Заиконоспасском монастыре. С этого времени он стал называться Гермогеном.
Первое время иеромонах Гермоген заведовал библиотекой тогда только учрежденной Московской духовной академии. Однако в 1818 году странно и нелепо прервалась его академическая деятельность. В Великий пост Гермоген захотел провести 40 дней почти в полном воздержании от пищи. Он не рассчитал своих сил, и на 12 дней такого голодания едва не умер. Дверь в келью Гермогена пришлось сломать, так как монах уже не мог сам встать с постели от слабости. Гермоген долго восстанавливался от этой неудачной попытки подвижничества. С тех пор он потерял свой голос - когда-то приятный тенор, и приобрел другие болезни, в частности нервное трясение головы.
Из-за расстроенного здоровья иеромонах Гермоген уволился из духовной академии, и в том же году был назначен управлять Спасо-Андрониковым монастырем. В дальнейшем он почти 30 лет возглавлял эту древнюю московскую обитель. Один из старых монахов так вспоминал о Гермогене Сперанском:
Что и говорить! Ангел был, а не человек. Никто не скажет о нем худого. К братии ласков, бывало с радостью встречаешь его, или идешь к нему... Враждующих примирял, одно слово его действовало на них, а когда замечал сильную вражду - угрожал: "завтра в Соловецкий, если не помиритесь!" Редкий был человек! После смерти его я раз видел его во сне в белом одеянии: он представился идущим.
Скончался архимандрит Гермоген возрасте 67 лет в 1845 году. Его похоронили около алтаря Спасского собора Андроникова монастыря. Впоследствии с правой стороны собора был пристроен придел, и могила архимандрита оказалась под его алтарем.
Стоит рассказать о еще одном уроженце села Федоровского, родном брате архимандрита Гермогена диаконе Николае Прокопьевиче Федоровском. Сначала он был дьячком в Коломне. Трудился над восстановлением древнего Успенского собора: своими руками штукатурил стены, тер краску, готовил масло для живописцев. В 1804 году Николай Федоровский отправился в Вифанию просить митрополита Платона о назначении на диаконскую вакансию в Коломенском уезде, но прошение его не было принято.
Незадолго до войны 1812 года благодаря стараниям его брата Гермогена Николай Федоровский получил место дьячка в Москве в церкви Иоанна Богослова на Бронной. Брат даже купил ему деревянный дом с мезонином рядом с церковью и подарил козу. Но вот наступил 1812 год. Перед самым нашествием французов Николай Федоровский со всем семейством и козой пешком покинул Москву. Свое имущество он спрятал под колокольней церкви Иоанна Богослова в тайнике. Семья сначала поселилась в селе Новорождествено у родственника (ныне в черте города Жуковский). На постоялом дворе новорожденную дочку Федоровского случайно закидали одеждой проезжие. Мать отыскала уже посиневшую девочку в тряпье, чудом была она спасена.
Вскоре отряды французов появились уже и в окрестностях села Новорождествена. Тогда семья Федоровского решила скрываться в лесу. В течение недели с двумя малолетними дочками на руках дьячок с женой скитались в рощах, питались одними сухарями. К счастью, с ними была подаренная братом коза, молоком которой кормили младенцев. Затем добрались до родного села Федоровского в дом отца Прокопия Карповича. Николай Федоровский продал козу и один решился ехать в Москву, как говорили, оставленную французами. В Москве он увидел печальную картину: дом его сгорел, а спрятанные в тайнике вещи были разграблены.
Не имея средств восстановить дом в Москве, дьячок Федоровский уехал с семьей в Кострому. Там принял сан диакона и три года служил в местном соборе. В 1817 году о. Николай Федоровский вернулся в Коломну, где на протяжении 30 лет служил диаконом в Покровской церкви. Здесь вновь случился пожар: и опять сгорел его дом со всеми пожитками. От священника Покровской церкви диакон Федоровский также терпел притеснения, но прихожане его любили. В своем новом доме он обучал грамоте и арифметике детей прихожан. Число учеников доходило до 30, и дом диакона напоминал настоящую школу.
Почти три десятка лет Николай Федоровский служил в Покровской церкви Коломны, как его постигла череда скорбей. В 1845 году скончался любимый брат и покровитель архимандрит Гермоген. Два года спустя скончалась супруга. Еще через год от неосторожного купания в реке диакон Федоровский оглох, так что не мог слышать даже колокольного звона. Все эти несчастья побудили его подать прошение уйти за штат. Он переселился из Коломны в Москву, где почти 20 лет жил в доме одного из своих сыновей. В 1867 году уже почти 90-летним старцем заштатный диакон Федоровский поступил в московский Златоустинский монастырь, где жил по монашескому уставу, хотя формально не принимал пострига. Там он и скончался на 92 году жизни. "Божие благословение на нем почивает" - так говорили знавшие о. Николая Федоровского.
Родным внуком диакона Федоровского был известный священник, духовный писатель и педагог архимандрит Григорий Воинов. Как и его двоюродный дед Герман Сперанский, он на протяжении многих лет был архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря.