Найти в Дзене
Простая экономика

Про закручивание гаек в России

Про закручивание гаек в России Люблю это бесконечные кухонные споры вокруг темы отжима крупного бизнеса в России. Если оставить за скобками кричащие заголовки о национализации, и поискать сухие цифры, то вот что мы найдем. Доля государственных расходов в ВВП, то есть, какую часть в экономике занимает государство своими расходами, в России за 2024 год составляет 37% [посчитал руками, поделив расходы бюджета на ВВП]. Во многих развитых странах эта доля больше: 58% в Финляндии, 50% в Германии, 44% в Великобритании, 40% в США. Вы скажете, ну погоди - расходы это все фигня, дутые цифры! А какая, к примеру, доля государства в выручке крупнейших компаниях страны? В 2020 году в РБК посчитали, что в России доля госкомпаний в выручке топ-50 корпораций составляет 50-60%. Для сравнения, в топ-50 крупнейших компаний Китая на государственные компании приходится около 80% выручки, а в Саудовской Аравии более 90% выручки генерирует нефтедобытчик Saudi Aramco, который на 81,5% принадлежит государ

Про закручивание гаек в России

Люблю это бесконечные кухонные споры вокруг темы отжима крупного бизнеса в России. Если оставить за скобками кричащие заголовки о национализации, и поискать сухие цифры, то вот что мы найдем.

Доля государственных расходов в ВВП, то есть, какую часть в экономике занимает государство своими расходами, в России за 2024 год составляет 37% [посчитал руками, поделив расходы бюджета на ВВП].

Во многих развитых странах эта доля больше: 58% в Финляндии, 50% в Германии, 44% в Великобритании, 40% в США.

Вы скажете, ну погоди - расходы это все фигня, дутые цифры! А какая, к примеру, доля государства в выручке крупнейших компаниях страны?

В 2020 году в РБК посчитали, что в России доля госкомпаний в выручке топ-50 корпораций составляет 50-60%.

Для сравнения, в топ-50 крупнейших компаний Китая на государственные компании приходится около 80% выручки, а в Саудовской Аравии более 90% выручки генерирует нефтедобытчик Saudi Aramco, который на 81,5% принадлежит государству.

В более нейтральных примерах, скажем, Норвегии, доля государства в топ-50 компаний оценивается в 40–50% по выручке. Разница с Россией не критична.

Поэтому чтобы говорить, что в России полным ходом идет национализация, надо найти качественные исследования с прозрачной методологией, где сравнивается динамика расходов бюджета к ВВП и доля госкомпаний в выручке крупнейших бизнесов в разрезе стран. Тогда будет, о чем поговорить за пределами кухни. Таких исследований вы не найдете.

Этот пост навеян моим недавним общением с Назаром Щетининым и Мурадом Агаевым - ведущими канала Вредный инвестор.

Смотрел Вредного еще до того как завел Простую экономику. Поговорили о госкапитализме и будущем России, а также порассуждали, почему люди больше верят блогерам, чем государству. Наш разговор однозначно рекомендую к просмотру.

Простая экономика