Найти в Дзене
СловоГрамма

За гламурной маской: Неизвестная Мэрилин Монро в объективах фотографов

9 марта 1955 года в театре Astor на благотворительной премьере "К востоку от рая" все взгляды были прикованы к одной женщине. Мэрилин Монро появилась в золотом платье с головокружительным декольте, и мужчины в зале буквально замерли, рассматривая воплощение голливудского гламура. Этот образ — роскошная блондинка с бриллиантами, недоступная богиня экрана — стал визитной карточкой актрисы на десятилетия вперед. Но архивные фотографии рассказывают другую историю. За кадрами съемок Мэрилин была совершенно иной — игривой, самоироничной, готовой на любые чудачества ради удачного снимка. Эти неканонические кадры показывают женщину, которая не боялась выглядеть смешно и нелепо, превращая работу в развлечение. В 1945 году девятнадцатилетняя Норма Джин Бейкер, еще не ставшая платиновой блондинкой, получила свою первую модельную работу у Андре де Дьенеса. Американский фотограф румынского происхождения пригласил начинающую модель на пятинедельное путешествие по Калифорнии, Неваде и Нью-Мексико. Э

9 марта 1955 года в театре Astor на благотворительной премьере "К востоку от рая" все взгляды были прикованы к одной женщине. Мэрилин Монро появилась в золотом платье с головокружительным декольте, и мужчины в зале буквально замерли, рассматривая воплощение голливудского гламура. Этот образ — роскошная блондинка с бриллиантами, недоступная богиня экрана — стал визитной карточкой актрисы на десятилетия вперед.

Но архивные фотографии рассказывают другую историю. За кадрами съемок Мэрилин была совершенно иной — игривой, самоироничной, готовой на любые чудачества ради удачного снимка. Эти неканонические кадры показывают женщину, которая не боялась выглядеть смешно и нелепо, превращая работу в развлечение.

В 1945 году девятнадцатилетняя Норма Джин Бейкер, еще не ставшая платиновой блондинкой, получила свою первую модельную работу у Андре де Дьенеса. Американский фотограф румынского происхождения пригласил начинающую модель на пятинедельное путешествие по Калифорнии, Неваде и Нью-Мексико. Это была не просто фотосессия, а настоящая одиссея по американскому Западу.

-2

Де Дьенес специализировался на съемках для гламурных журналов, но его работы с Нормой Джин получились особенными. Между фотографом и моделью завязался роман — по крайней мере, так утверждают биографы. Их профессиональные отношения продлились до 1953 года, и де Дьенес стал единственным фотографом, который зафиксировал полную трансформацию простой девушки в икону Голливуда.

-3

Уже в те ранние годы проявилась главная черта характера будущей звезды — неспособность быть серьезной перед камерой. Даже во время гламурных съемок она могла внезапно показать язык фотографу, как непослушная девчонка. Этот жест стал ее фирменным "трюком", который она повторяла на протяжении всей карьеры.

-4

Альфред Эйзенштадт, легендарный фотограф журнала LIFE, также попал под обаяние этой привычки Монро. Во время одной из съемок она снова показала язык, и Эйзенштадт не упустил момент. Для такого серьезного фотожурналиста, снимавшего политиков и общественных деятелей, это был необычный опыт.

-5

Последняя фотосессия Мэрилин в июне 1962 года для журнала Cosmopolitan должна была быть триумфальной. Фотограф Джордж Баррис сделал 150 снимков актрисы в Лос-Анджелесе, многие из которых получились праздничными и жизнерадостными. Мэрилин снова показывала язык, дурачилась, смеялась. Никто не подозревал, что через несколько недель ее не станет.

-6

На пляжных съемках, где она должна была воплощать секс-символ в бикини, Мэрилин часто превращала работу в цирковое представление. Она могла внезапно встать на руки, делая "березку" на песке, или начать кувыркаться, хохоча от собственных выходок. Эти моменты не попадали в глянцевые журналы, но сохранились в архивах фотографов.

-7

Физические трюки были частью ее природы. Мэрилин легко вставала на голову, крутила "колесо", изображала спортсменку с таким энтузиазмом, что получались комичные кадры. Для актрисы, которая на экране играла беспомощных блондинок, такая ловкость была неожиданной.

-8

"Я точно знаю, что никогда не буду счастливой, но я могу быть веселой," — говорила Мэрилин. Эта фраза многое объясняет в ее поведении перед камерой. Веселье было защитным механизмом, способом скрыть внутреннюю боль за маской беззаботности.

-9

Артур Миллер, третий муж актрисы, видел эту двойственность лучше других: "Она могла быть серьезной, только когда принадлежала себе. Стоило ей попасть в фокус чьего-то внимания, она тут же начинала смеяться — этакая счастливая беззаботная блондинка. На экране ее видели веселой, а в жизни она была очень грустной женщиной."

-10

Курение не было ее привычкой, но в 1950-е годы все голливудские звезды курили для фотографий. Мэрилин подыгрывала общей моде, но даже с сигаретой в руках умудрялась гримасничать и шалить. Серьезный образ роковой женщины ей не давался — природное жизнелюбие пробивалось наружу.

-11

Самый откровенный снимок сделала Ева Арнольд — одна из немногих женщин-фотографов, работавших с Монро. Она поймала актрису врасплох в дамской комнате, сняв ее в момент, когда та была абсолютно естественной, без грима и позерства. Этот кадр показал настоящую Мэрилин — усталую, задумчивую, далекую от гламурного образа.

-12

Путешествие по съемочным локациям Мэрилин — от калифорнийских пляжей до нью-йоркских студий — открывает географию американской мечты 1950-х. Каждое место съемок становилось частью мифа о девушке, покорившей Голливуд. Сегодня многие из этих локаций стали местами паломничества поклонников актрисы.

-13

Фотографы, работавшие с Мэрилин, создали уникальную летопись ее превращения из простой девушки в икону. Их архивы показывают, что за маской секс-символа скрывалась живая, противоречивая личность, способная на искреннее веселье и глубокую печаль одновременно.

Эти неканонические снимки ценнее официальных портретов именно своей человечностью. В мире, где Мэрилин Монро стала брендом, они напоминают о том, что за всеми легендами стоят реальные люди со своими радостями и болью.