Буквально за несколько дней до 1 Сентября жители башкирского села Ишля узнали, что местную школу закрывают. По словам родителей, детям придется ездить на уроки за 9 км от дома, по дороге в ухабах, на которую выходят волки, а мобильной связи нет. Учиться предстоит в разных зданиях, в столовой – нет туалета. Между тем в родном селе здание капитальное, в хорошем состоянии. Родители предполагают, что здесь возведут очередной глэмпинг. Но местные власти уверяют, что они сгущают краски. В ситуации разбирался ufa.aif.ru.
«А если что с детьми случится?»
Слух о том, школу закрывают, прошелся по селу буквально за неделю-полторы до начала нового учебного года. Новость возмутила всех: ведь здание в хорошем состоянии, хоть и построено в 1964 году. Внутри неплохой ремонт – оборудованные классы, спортзал. Столовая – и вовсе по самым современным требованиям. Но самое главное – школа рядом с домом.
«Теперь наших детей хотят возить в село Улуелга, это 9 километров грунтовой дороги, частично она отсыпана, а частично – как стиральная доска. Помимо этого, она проходит по аварийному мосту. Весной ее размывает настолько сильно, что перестает ходить рейсовый автобус, то и дело приходится вызывать МЧС, — возмущается мама двоих учеников школы села Ишля, председатель родительского комитета Оксана Корщикова. — В последние годы появилась еще одна проблема: из леса прямо на дорогу выходят волки, их видят там постоянно. Дикие животные перестали бояться людей. И в довершении ко всему на всей дороге отсутствует мобильная связь. То есть если с нашими детьми что-то случится, оттуда даже нельзя позвонить, оперативно вызвать спасателей! А сколько раз будет ходить этот самый школьный автобус: если у первоклассников три урока, а у седьмого класса — восемь, малышам сидеть и ждать?».
Недовольны родители и условиями, в которых предстоит учиться их детям. Школа села Улуелга состоит из четырех отдельно стоящих корпусов. По словам Оксаны Корщиковой, качество ремонта там намного хуже, в одном из корпусов – печное отопление. А в здании, где находится столовая, нет туалета для детей – только для служебного персонала.
«В нашей школе все в одном здании, своя котельная, санузел, а там ведь просто антисанитария! — продолжает женщина. — Кто там поминки заказывал в их столовой, рассказывали, что там посуду моют в тазике! В нашем селе, где нет ни газопровода, ни централизованного водоснабжения, дети ходили в школу с удовольствием! И дело не только в условиях – у нас замечательные учителя, добросовестные, ответственные, которые, как в старые времена, остаются с детьми после уроков, если те что-то не поняли. В школе учатся до 9 класса, потом почти все уходят в колледжи, а после — в вузы. Уровень образования у нас очень хороший! Куда пойдут наши учителя, что будет со зданием? Ведь если его забросят, то потом просто снесут и возведут на этом месте очередной глэмпинг для туристов!».
Узнали раньше
О закрытии образовательной организации сельчане узнали не от педагогов и даже не от сельсовета. Директор школы с. Ишля Ольга Елисеева говорит, что информация пришла от родителей, и для нее самой это стало полной неожиданностью.
«Разговор о том, что содержать нашу школу экономически не выгодно, конечно, был, — рассказала она корреспонденту ufa.aif.ru. — Но никакие конкретные решения мне не озвучивались. Мы спокойно готовились к началу нового учебного года, и вот 20 августа одна из родительниц пришла ко мне за справкой и спросила, почему школу закрывают. Я была в полной растерянности. Ведь мне никакое уведомление не приходило. 22 августа нас собрали для информационно-разъяснительной беседы с представителями Управления образования, сельсовета. Родители задавали прямые вопросы: проводился ли расчет экономической эффективности, могут ли они гарантировать, что хотя бы следующий учебный год дети будут учиться дома. Но ответов мы так и не получили. Единственное, что нам сказали — 1 сентября школа открывается как обычно. А что будет дальше, как мы поняли, никто не может сказать».
Директор образовательной организации не считает, что условия обучения в селе Улуелга намного хуже, подчеркивая, что там «коллеги очень стараются и делают все, что в их силах». Но если есть здание, которое можно эксплуатировать еще много лет — зачем же его бросать?
Ответ как всегда в сухом расчете. Население села Ишля постепенно сокращается. По данным последней переписи здесь проживает 320 человек. На первый взгляд ситуация не аховая: большинство жителей — трудоспособного возраста, от 18 до 60 лет. Детей от 7 до 17 лет – 38, до 6 лет – 32. В школе сейчас учится 21 ученик. Только педагоги и родители рассуждают в категориях ценности личности каждого ребенка и качества образования. А чиновники — в цифрах и статьях бюджетных расходов.
«Стандартная процедура»
В Управлении образования Белорецкого района Башкирии в ответ на запрос редакции подтвердили, что вопрос реорганизации школы села Ишля обсуждается, но это «процесс не быстрый».
«Подготовка нормативных правовых актов займёт значительное время. И, конечно же, все процедуры будут проводиться с учётом мнения граждан, жителей села, родителей учеников, — отметила начальник Управления образования Белорецкого района Ильмира Копытова. — Конкретные даты мы назвать не можем, скорее всего, пройдет несколько месяцев. По данной школе планируется провести расчет экономической эффективности, экономисты сейчас готовят этот документ. Что касается будущей эксплуатации здания, то мы рассматривали вариант летнего детского лагеря, так как в районе катастрофически не хватает мест для организации отдыха и оздоровления детей».
Глава администрации Белорецкого района Азат Хакимов, комментируя ситуацию, подчеркнул, что с 1 сентября, школа не закрывается. Он подтвердил, что реорганизация состоится позже, но отметил, что это «стандартная процедура».
«В этой школе всего четыре ребенка идут в первый класс, — пояснил он. — В соседнем селе есть школа, автобус, организуем подвоз и учителей, и учеников. В селе Улуелга после планируемой реорганизации будет более 70 обучающихся. Согласитесь, детям будет интереснее учиться там, чем в полупустой школе. У них будет шире круг общения, больше возможностей для развития.
Что касается дороги, мы отремонтировали первые несколько километров в этом году, а в следующем, конечно, усилим работы, с учетом того, что пустим на этом участке школьный автобус. Восстановить мост, по которому есть вопросы у жителей, мы как раз и планируем после закрытия школы: ведь только на дровах сможем сэкономить 2 млн рублей в год. Эти деньги и направим на ремонт.
Конечно, это решение экономически обосновано. И это стандартная процедура, так происходит не только у нас. В нашем районе эта школа — не последняя, еще две-три мы будет смотреть на предмет оптимизации. В одном населенном пункте у нас, например, жители сами просят перевести их детей в более крупную школу. Когда в деревне нет детей, школу закрывают. Это все грустно, но жизнь на месте не стоит, и мы должны соответствовать современным требованиям и реалиям».