Найти в Дзене
KentChannelTV - монеты СССР

Какие номерные знаки были у автомобилей в СССР и что они обозначали

"Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!" - было сказано в одном замечательном советском фильме... Однако, как мы с вами знаем сегодня, куда актуальнее будет следующее высказывание: «Машина не роскошь, роскошь — это номера машины»,
а учитывая, что государственные пошлины на все услуги для автомобилистов постоянно растут в цене, да и красивые номера покупают за огромные деньги, то в самом деле - это может быть так.
Но абсолютно иная ситуация была в Советском Союзе, где номерной знак - редко привлекал внимание водителя, да и к тому же, в те времена заветной мечтой был сам автомобиль, ведь получить права мог любой желающий
и ДОСААФ СССР в этом плане помог бы любому юноше или девушке, тогда
как очередь до 5 лет на новенькие "Жигули", либо от 6 месяцев на "Москвич", это совсем другое дело, хотя можно было и сразу приобрести "Запорожец",
а всю жизнь мечтать про легендарную 24-ую "Волгу".
А что за номерной знак будет у советского человека на его автомобиле - это дело
Оглавление
"Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!" - было сказано в одном замечательном советском фильме...

Однако, как мы с вами знаем сегодня, куда актуальнее будет следующее высказывание: «Машина не роскошь, роскошь — это номера машины»,
а учитывая, что государственные пошлины на все услуги для автомобилистов постоянно растут в цене, да и красивые номера покупают за огромные деньги, то в самом деле - это может быть так.
Но абсолютно иная ситуация была в Советском Союзе, где номерной знак - редко привлекал внимание водителя, да и к тому же, в те времена заветной мечтой был сам автомобиль, ведь получить права мог любой желающий
и ДОСААФ СССР в этом плане помог бы любому юноше или девушке, тогда
как очередь до 5 лет на новенькие
"Жигули", либо от 6 месяцев на "Москвич", это совсем другое дело, хотя можно было и сразу приобрести "Запорожец",
а всю жизнь мечтать про легендарную 24-ую
"Волгу".
А что за номерной знак будет у советского человека на его автомобиле - это дело десятое.

Но только не для нас с вами сегодня, ведь мы вспомним все номерные знаки СССР, что именно они обозначали, и как можно было определить регион, специальную службу и владельца, лишь по одному номеру.

Так хорошо известно, что и до создания СССР номерные знаки существовали
в России, но после появления нового государства - и серьезным образом задумались над изменениями в этой области, регулированием и безопасностью движения.

Ведь уже в 1936 году была создана Государственная автомобильная инспекция Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР, где новое управление в системе НКВД занималось строго борьбой с аварийностью, разработкой технических норм эксплуатации транспорта и его учёт, контролем подготовки и воспитания шофёров. Выражалось это в ту эпоху следующим образом:

Москвич-430, конец 60-х, Иркутск и прекрасные три буквы "ИРА", как повезло мужчине, что нашел себе супругу с таким именем!
Москвич-430, конец 60-х, Иркутск и прекрасные три буквы "ИРА", как повезло мужчине, что нашел себе супругу с таким именем!
«Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу»

Хотя мы прекрасно знаем и помним, даже по советским фильмам 50-х годов, что безопасность движения оставляла желать лучшего, ведь пешеходы могли переходить улицу в любом неположенном для этого дела месте, зачастую перебегать перед трамваем и многое другое.

Характерно вспомнить, что в это время существовали номерные знаки привычного нам типа, а это белый фон и черный шрифт, где только одна литера и сразу четыре цифры. Тогда как уже к концу 30-х годов номера стали двухбуквенными, строго обозначали регион, и были с двумя парами цифр, разделенных дефисом.

Разумеется, в послевоенный период последовали свои изменения, хотя работники ГАИ передвигались только на мотоциклах, а первые светофоры появились в 1950 году и были ручного включения, однако с 1946 года номерные знаки сделали желтыми, а символы на нем – черными.
Формат с кодом субъекта, состоящим из двух букв и четырех цифр,
был сохранен. Такая система сохранялась до 1959 года, пока новое коллективное руководство в стране не задумало менять всё старое на новое,
не обошли стороной и номера на автомобилях, которые снова
сделали черными, увеличив количество литер до трех.
И затем была проведена последняя и основная реформа, когда с 1982 года номера на машинах
стали белыми, букв и чисел на них стало больше, появились вытянутые номера спереди, но по-прежнему сохранялись старые квадратные номера черного фона. Регистрационный знак стал белым
с символами, что наносились на черном фоне, 2 буквы и 4 цифры через черту.

Мало кто знает, что по сей день можно ездить на автомобиле со старыми советскими номерами, правда в случае, если за рулем собственник, который приобрел автомобиль до 1991 года, в крайнем случае, водитель
с доверенностью, если владелец автотранспорта жив и здоров.

Какие были номерные знаки у автомобилей в СССР и что они обозначали
Какие были номерные знаки у автомобилей в СССР и что они обозначали

Белые номерные знаки в СССР

С развитием милиции и ГАИ всё чаще стали проводить пропаганду безопасности дорожного движения, а вместе с этим были изменены и номера, как было сказано выше. Одни из самых популярных и массовых - были белого цвета.
Так были созданы принципиально
новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. Правда нужно отметить, что у разных типов транспорта были разные номера, так частный автомобиль - это в первом случае четыре цифры и три буквы,
а затем уже появились номера, где сначала шла одна буква, после четыре цифры и снова две буквы, как правило, последние обозначали регион.

У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами, грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный номер.
Инспектор ГАИ и любой советский человек с первого взгляда определял форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено.

Железногорск, Курская область, 1983 год
Железногорск, Курская область, 1983 год

Известно, что первая массовая перерегистрация государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию революции, а частных машин, уже к 1970 году по случаю юбилея Ленина. Повсеместно «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными». Именно «Жёлтые» номера достаточно редки по сей день у коллекционеров или реконструкторов советской эпохи, а «чёрные» номера иной раз можно встретить и на дороге, где-нибудь в деревне.

«Спецсерии» номеров автомобилей в СССР

Хорошо известно, что всегда в автомобилях была классовая разница, и дело
не в том, что первый секретарь ездил на "Волге", а передовик производства
на "Жигулях", а как раз в номерах для машины.
В столице нашей Родины были специальные серии для автобусов —
«ММА» и «ММН», для такси — «ММТ» и «ММЛ», «МММ».

Четыре цифры номера и три буквы "ДОМ" - здравствуй лагерь "Голубок"
Четыре цифры номера и три буквы "ДОМ" - здравствуй лагерь "Голубок"

Так называемая закрытая правительственная серия - это «МОС», «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Но абсолютно эти же серии могли быть
на медицинских, учебных и милицейских автомобилях. На самом деле не было отдельных серий для милиции и КГБ.

Любопытный факт из СССР, редкая серия "МОС" означала "Московский Особый Статус". Тогда как автомобили из сопровождения Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева получали специальную серию "МОЛ" – которую, смеха ради именовали: "Мы Охраняем Леонида".

Однако не нужно думать, что никогда в советское время нельзя было встретить красивые и редкие номера, ведь старожилы отмечали, что "88 КГБ",
"77 МВД", "66"
- это исполкомы всех уровней, КПСС - это первые "00",
и наконец, номерные знаки, что можно было получить по знакомству и блату, это
"МВД 55". Допустим, человек - что лично знал "хозяина Москвы" Гришина В.В., мог ездить на черной волге ГАЗ-24, а номер "88 88 МО" или "55 55 МТ".

Номерной знак "ПРОБА" на престижном автомобиле в СССР
Номерной знак "ПРОБА" на престижном автомобиле в СССР

Нельзя обойти стороной и регионы в СССР, которые имели специальные выездные серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ»
в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии.

Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также для новых автомобилей с завода, проходивших обкатку, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба».

Какие буквы номера обозначали регион
в Советском Союзе

Учитывая то обстоятельство, что на момент распада СССР было зафиксировано около 17 миллионов автомобилей, из них на 1000 человек приходилось 59 легковушек, то многие серии номеров быстро заканчивались и добавлялись другими буквами, но в целом - можно было сразу догадаться, взглянув на две буквы - откуда эта машина и где она зарегистрирована, особенно, внутри одной республики, как РСФСР.

Легендарный УАЗик, что использовали для служб "Такси" в Грузинской ССР
Легендарный УАЗик, что использовали для служб "Такси" в Грузинской ССР

АБ — Алтайский край

АВА, АВД, АВМ, АГ, АЖ, АЗ — Азербайджанская ССР

АД, АР — Армянская ССР

АК — Акмолинская/Целиноградская область

АМ — Амурская область

АН — Андижанская область

АП — Алма-атинская область

АТ — Алма-Ата, город

АХ — Архангельская область

АШ — Ашхабадская область

АЮ — Актюбинская область

БА, БШ — Башкирия

БЕ — Белгородская область

БН — Брестская область

БР — Брянская область

БУ — Бурятия

ВВ — Воронежская область

ВГ — Ворошиловградская область, ЛУ — Луганская

ВД — Волгоградская область

ВИ — Винницкая область

ВК — Восточно-Казахстанская область

ВЛ — Владимирская область

ВН — Волынская область

ВТ — Витебская область

ГА, ГГ, ГД, ГР — Грузинская ССР

ВАЗ-2103 «Жигули», город Владивосток
ВАЗ-2103 «Жигули», город Владивосток

ГБ — Горно-Бадахшанская область

ГВ — Горьковская область

ГК — Гродненская область

ГО — Горьковская область

ГС — Гомельская область

ГУ — Гурьевская область

ДА — Дагестан

ДБ — Душанбинская область

ДД — Джизакская область

ДЖ — Джамбульская область

ДК — Джезказганская область

ДН, ДП — Днепропетровская область

ДО, ДЦ — Донецкая область

ЕА — Эстонская ССР

ЖИ — Житомирская область

ЗА — Закарпатская область

ЗК — Западно-казахстанская область

ЗП, ЗР — Запорожская область

ИВ — Ивановская область

ИК — Иссык-Кульская область

ИР, ИС — Иркутская область

ИФ — Ивано-Франковская область

КА — Калининская область

КБ — Кабардино-Балкария

КВ — Кировская область

КГ — Карагандинская область

КД — Кировоградская область

КЕ — Кемеровская область

КЖ — Калужская область

КЗ — Кзыл-Ординская область

Москвич-2141 на государственных испытаниях на автополигоне в 1985 году с буквами "МЕД"
Москвич-2141 на государственных испытаниях на автополигоне в 1985 году с буквами "МЕД"

Согласитесь, товарищи с тем, что получить такой автомобиль было сладким удовольствием, как и мед в самом деле!
Не буду отрицать, что подобные
"Москвичи", были настоящими автомобилями страны советов, а не то, что мы теперь видим "китайские передовые технологии", и по сей день можно встретить такого пожилого железного коня.

КИ — Киев, КХ — Киевская область

КК — Краснодарский край

КЛ — Калининградская область

КМ — Коми

КН — Курганская область

КО — Костромская область

КР — Крымская область

КС — Карелия

КТ — Кокчетавская область

КУ — Курская область

КЦ — Калмыкия

КЧ — Камчатская область

КШ — Куйбышевская область

КЩ — Кустанайская область

КЭ, КЯ — Красноярский край

ЛА, ЛТ — Латвийская ССР

ЛБ — Ленинабадская область

ЛВ — Львовская область

ЛГ, ЛО — Ленинградская область

ЛД, ЛЕ — Ленинград

ЛИ, ЛК, ЛЛ — Литовская ССР

ЛП, ЛПС — Липецкая область

МА — Магаданская область

МБ — Минская область, МИ — Минск

МВ, МД — Молдавская ССР

МГ — Могилёвская область

МЕ, МЖ, МЗ — Московская область

МК, ММ, МН, МО, МТ — Москва

МЛ — Молодечненская область

МР — Мордовия

ВАЗ-2107 «Жигули» в Ленинграде 1990 год
ВАЗ-2107 «Жигули» в Ленинграде 1990 год

МС — Марий-Эл

МУ — Мурманская область, серии МУД, МУР не выдавались!

МХ — Марыйская область

МШ — Мангышлакская область

НА — Наманганская область

НБ — Новосибирская область

НИ — Николаевская область

НО — Новгородская область

НР — Нарынская область

НС — Новосибирская область

НТ — Красноводская область

ОБ, ОГ — Оренбургская область

ОД, ОЕ — Одесская область

ОМ — Омская область

ОР — Орловская область

ОШ — Ошская область

ПА — Павлодарская область

ПЕ — Пензенская область

ПК, ПР — Приморье

ПМ, ПТ — Пермская область

ПО — Полтавская область

ПС — Псковская область

РВ — Ровенская область

РД, РО, РП — Ростовская область

РЯ — Рязанская область

СА, СЖ — Саратовская область

СБ — Сталинабадская/Душанбинская область

СВ, СФ — Свердловская область

СГ — Сталинградская/Волгоградская область

СД — Сурхандарьинская область

Самые редкие и смешные буквы на номерах в СССР: "ДНР", "ЛОХ", "ХАЧ", "ПОХ", "РВУ"
Самые редкие и смешные буквы на номерах в СССР: "ДНР", "ЛОХ", "ХАЧ", "ПОХ", "РВУ"

По известным причинам, владельцы автомобилей с буквами "ДНР" испытывали определенные трудности с 2014 года, но думаю, это мелочи
в сравнении с тем, когда у тебя следующее сочетание букв на номерном знаке.

СЕ — Северная Осетия. СИ — Сырдарьинская область

СК — Северно-Казахстанская область. СЛ — Донецкая область

СМ — Смоленская область. СН — Самаркандская область

СО, СОА, СОИ, СОЧ — Сочи. СП — Семипалатинская область

СС, СТ — Ставрополье. СУ — Сумская область

СХ — Сахалинская область. СЯ — Ивано-Франковская область

ТА — Тамбовская область. ТБ, ТТ — Татария

ТВ — Тува. ТГ — Тургайская область

ТД — Курган-Тюбинская область. ТЕ — Тернопольская область

ТЗ — Ташаузская область. ТК — Талды-Курганская область

ТЛ — Тульская область. ТМ — Тюменская область

ТН — Ташкент, ТШ — Ташкентская область

ТО — Томская область. ТР — Туркменская ССР

ТУ — Тульская область. ТЮ — Тюменская область

ТЯ, ФИ — Фрунзенская область. УД — Удмуртия

УК — Куйбышевская область. УЛ — Ульяновская область

ФЕ — Ферганская область. ХА, ХК — Харьковская область

ХБ — Хабаровский край. ХЗ — Хорезмская область

ХМ — Хмельницкая область. ХО — Херсонская область

ХТ — Киев. ЦВ — Краснодарский край

ЦП — Краснодарский край. ЦС — Крымская область

ЦХ — Кемеровская область

ЧБ, ЧЕ — Челябинская область. ЧВ — Черновицкая область

ЧИ — Чечено-Ингушетия. ЧК — Черкасская область

ЧН — Черниговская область. ЧР — Чарджоуская область

ЧТ — Читинская область. ЧУ — Чувашия

ЭС — Эстонская ССР

ЮА, ЮБ, ЮВ, ЮГ, ЮМЭ — Московская область

ЮК — Южно-Казахстанская область

ЯК — Якутия. ЯР — Ярославская область

Поделитесь в комментариях своим жизненным опытом и наблюдениями, какие буквы на номерах вы встречали из самых необычных в СССР, какие буквы были на автомобиле у вас или у ваших родителей, и наконец, как вы думаете - современные номерные знаки стали лучше и удобнее в формате трех букв
и трех цифр или
раньше в Союзе было лучше? Буду рад почитать ваши отзывы вместе с другими читателями.