"Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!" - было сказано в одном замечательном советском фильме...
Однако, как мы с вами знаем сегодня, куда актуальнее будет следующее высказывание: «Машина не роскошь, роскошь — это номера машины»,
а учитывая, что государственные пошлины на все услуги для автомобилистов постоянно растут в цене, да и красивые номера покупают за огромные деньги, то в самом деле - это может быть так.
Но абсолютно иная ситуация была в Советском Союзе, где номерной знак - редко привлекал внимание водителя, да и к тому же, в те времена заветной мечтой был сам автомобиль, ведь получить права мог любой желающий
и ДОСААФ СССР в этом плане помог бы любому юноше или девушке, тогда
как очередь до 5 лет на новенькие "Жигули", либо от 6 месяцев на "Москвич", это совсем другое дело, хотя можно было и сразу приобрести "Запорожец",
а всю жизнь мечтать про легендарную 24-ую "Волгу".
А что за номерной знак будет у советского человека на его автомобиле - это дело десятое.
Но только не для нас с вами сегодня, ведь мы вспомним все номерные знаки СССР, что именно они обозначали, и как можно было определить регион, специальную службу и владельца, лишь по одному номеру.
Так хорошо известно, что и до создания СССР номерные знаки существовали
в России, но после появления нового государства - и серьезным образом задумались над изменениями в этой области, регулированием и безопасностью движения.
Ведь уже в 1936 году была создана Государственная автомобильная инспекция Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР, где новое управление в системе НКВД занималось строго борьбой с аварийностью, разработкой технических норм эксплуатации транспорта и его учёт, контролем подготовки и воспитания шофёров. Выражалось это в ту эпоху следующим образом:
«Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу»
Хотя мы прекрасно знаем и помним, даже по советским фильмам 50-х годов, что безопасность движения оставляла желать лучшего, ведь пешеходы могли переходить улицу в любом неположенном для этого дела месте, зачастую перебегать перед трамваем и многое другое.
Характерно вспомнить, что в это время существовали номерные знаки привычного нам типа, а это белый фон и черный шрифт, где только одна литера и сразу четыре цифры. Тогда как уже к концу 30-х годов номера стали двухбуквенными, строго обозначали регион, и были с двумя парами цифр, разделенных дефисом.
Разумеется, в послевоенный период последовали свои изменения, хотя работники ГАИ передвигались только на мотоциклах, а первые светофоры появились в 1950 году и были ручного включения, однако с 1946 года номерные знаки сделали желтыми, а символы на нем – черными.
Формат с кодом субъекта, состоящим из двух букв и четырех цифр,
был сохранен. Такая система сохранялась до 1959 года, пока новое коллективное руководство в стране не задумало менять всё старое на новое,
не обошли стороной и номера на автомобилях, которые снова сделали черными, увеличив количество литер до трех.
И затем была проведена последняя и основная реформа, когда с 1982 года номера на машинах стали белыми, букв и чисел на них стало больше, появились вытянутые номера спереди, но по-прежнему сохранялись старые квадратные номера черного фона. Регистрационный знак стал белым
с символами, что наносились на черном фоне, 2 буквы и 4 цифры через черту.
Мало кто знает, что по сей день можно ездить на автомобиле со старыми советскими номерами, правда в случае, если за рулем собственник, который приобрел автомобиль до 1991 года, в крайнем случае, водитель
с доверенностью, если владелец автотранспорта жив и здоров.
Белые номерные знаки в СССР
С развитием милиции и ГАИ всё чаще стали проводить пропаганду безопасности дорожного движения, а вместе с этим были изменены и номера, как было сказано выше. Одни из самых популярных и массовых - были белого цвета.
Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. Правда нужно отметить, что у разных типов транспорта были разные номера, так частный автомобиль - это в первом случае четыре цифры и три буквы,
а затем уже появились номера, где сначала шла одна буква, после четыре цифры и снова две буквы, как правило, последние обозначали регион.
У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами, грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный номер. Инспектор ГАИ и любой советский человек с первого взгляда определял форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено.
Известно, что первая массовая перерегистрация государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию революции, а частных машин, уже к 1970 году по случаю юбилея Ленина. Повсеместно «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными». Именно «Жёлтые» номера достаточно редки по сей день у коллекционеров или реконструкторов советской эпохи, а «чёрные» номера иной раз можно встретить и на дороге, где-нибудь в деревне.
«Спецсерии» номеров автомобилей в СССР
Хорошо известно, что всегда в автомобилях была классовая разница, и дело
не в том, что первый секретарь ездил на "Волге", а передовик производства
на "Жигулях", а как раз в номерах для машины.
В столице нашей Родины были специальные серии для автобусов — «ММА» и «ММН», для такси — «ММТ» и «ММЛ», «МММ».
Так называемая закрытая правительственная серия - это «МОС», «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Но абсолютно эти же серии могли быть
на медицинских, учебных и милицейских автомобилях. На самом деле не было отдельных серий для милиции и КГБ.
Любопытный факт из СССР, редкая серия "МОС" означала "Московский Особый Статус". Тогда как автомобили из сопровождения Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева получали специальную серию "МОЛ" – которую, смеха ради именовали: "Мы Охраняем Леонида".
Однако не нужно думать, что никогда в советское время нельзя было встретить красивые и редкие номера, ведь старожилы отмечали, что "88 КГБ",
"77 МВД", "66" - это исполкомы всех уровней, КПСС - это первые "00",
и наконец, номерные знаки, что можно было получить по знакомству и блату, это "МВД 55". Допустим, человек - что лично знал "хозяина Москвы" Гришина В.В., мог ездить на черной волге ГАЗ-24, а номер "88 88 МО" или "55 55 МТ".
Нельзя обойти стороной и регионы в СССР, которые имели специальные выездные серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ»
в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии.
Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также для новых автомобилей с завода, проходивших обкатку, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба».
Какие буквы номера обозначали регион
в Советском Союзе
Учитывая то обстоятельство, что на момент распада СССР было зафиксировано около 17 миллионов автомобилей, из них на 1000 человек приходилось 59 легковушек, то многие серии номеров быстро заканчивались и добавлялись другими буквами, но в целом - можно было сразу догадаться, взглянув на две буквы - откуда эта машина и где она зарегистрирована, особенно, внутри одной республики, как РСФСР.
АБ — Алтайский край
АВА, АВД, АВМ, АГ, АЖ, АЗ — Азербайджанская ССР
АД, АР — Армянская ССР
АК — Акмолинская/Целиноградская область
АМ — Амурская область
АН — Андижанская область
АП — Алма-атинская область
АТ — Алма-Ата, город
АХ — Архангельская область
АШ — Ашхабадская область
АЮ — Актюбинская область
БА, БШ — Башкирия
БЕ — Белгородская область
БН — Брестская область
БР — Брянская область
БУ — Бурятия
ВВ — Воронежская область
ВГ — Ворошиловградская область, ЛУ — Луганская
ВД — Волгоградская область
ВИ — Винницкая область
ВК — Восточно-Казахстанская область
ВЛ — Владимирская область
ВН — Волынская область
ВТ — Витебская область
ГА, ГГ, ГД, ГР — Грузинская ССР
ГБ — Горно-Бадахшанская область
ГВ — Горьковская область
ГК — Гродненская область
ГО — Горьковская область
ГС — Гомельская область
ГУ — Гурьевская область
ДА — Дагестан
ДБ — Душанбинская область
ДД — Джизакская область
ДЖ — Джамбульская область
ДК — Джезказганская область
ДН, ДП — Днепропетровская область
ДО, ДЦ — Донецкая область
ЕА — Эстонская ССР
ЖИ — Житомирская область
ЗА — Закарпатская область
ЗК — Западно-казахстанская область
ЗП, ЗР — Запорожская область
ИВ — Ивановская область
ИК — Иссык-Кульская область
ИР, ИС — Иркутская область
ИФ — Ивано-Франковская область
КА — Калининская область
КБ — Кабардино-Балкария
КВ — Кировская область
КГ — Карагандинская область
КД — Кировоградская область
КЕ — Кемеровская область
КЖ — Калужская область
КЗ — Кзыл-Ординская область
Согласитесь, товарищи с тем, что получить такой автомобиль было сладким удовольствием, как и мед в самом деле!
Не буду отрицать, что подобные "Москвичи", были настоящими автомобилями страны советов, а не то, что мы теперь видим "китайские передовые технологии", и по сей день можно встретить такого пожилого железного коня.
КИ — Киев, КХ — Киевская область
КК — Краснодарский край
КЛ — Калининградская область
КМ — Коми
КН — Курганская область
КО — Костромская область
КР — Крымская область
КС — Карелия
КТ — Кокчетавская область
КУ — Курская область
КЦ — Калмыкия
КЧ — Камчатская область
КШ — Куйбышевская область
КЩ — Кустанайская область
КЭ, КЯ — Красноярский край
ЛА, ЛТ — Латвийская ССР
ЛБ — Ленинабадская область
ЛВ — Львовская область
ЛГ, ЛО — Ленинградская область
ЛД, ЛЕ — Ленинград
ЛИ, ЛК, ЛЛ — Литовская ССР
ЛП, ЛПС — Липецкая область
МА — Магаданская область
МБ — Минская область, МИ — Минск
МВ, МД — Молдавская ССР
МГ — Могилёвская область
МЕ, МЖ, МЗ — Московская область
МК, ММ, МН, МО, МТ — Москва
МЛ — Молодечненская область
МР — Мордовия
МС — Марий-Эл
МУ — Мурманская область, серии МУД, МУР не выдавались!
МХ — Марыйская область
МШ — Мангышлакская область
НА — Наманганская область
НБ — Новосибирская область
НИ — Николаевская область
НО — Новгородская область
НР — Нарынская область
НС — Новосибирская область
НТ — Красноводская область
ОБ, ОГ — Оренбургская область
ОД, ОЕ — Одесская область
ОМ — Омская область
ОР — Орловская область
ОШ — Ошская область
ПА — Павлодарская область
ПЕ — Пензенская область
ПК, ПР — Приморье
ПМ, ПТ — Пермская область
ПО — Полтавская область
ПС — Псковская область
РВ — Ровенская область
РД, РО, РП — Ростовская область
РЯ — Рязанская область
СА, СЖ — Саратовская область
СБ — Сталинабадская/Душанбинская область
СВ, СФ — Свердловская область
СГ — Сталинградская/Волгоградская область
СД — Сурхандарьинская область
По известным причинам, владельцы автомобилей с буквами "ДНР" испытывали определенные трудности с 2014 года, но думаю, это мелочи
в сравнении с тем, когда у тебя следующее сочетание букв на номерном знаке.
СЕ — Северная Осетия. СИ — Сырдарьинская область
СК — Северно-Казахстанская область. СЛ — Донецкая область
СМ — Смоленская область. СН — Самаркандская область
СО, СОА, СОИ, СОЧ — Сочи. СП — Семипалатинская область
СС, СТ — Ставрополье. СУ — Сумская область
СХ — Сахалинская область. СЯ — Ивано-Франковская область
ТА — Тамбовская область. ТБ, ТТ — Татария
ТВ — Тува. ТГ — Тургайская область
ТД — Курган-Тюбинская область. ТЕ — Тернопольская область
ТЗ — Ташаузская область. ТК — Талды-Курганская область
ТЛ — Тульская область. ТМ — Тюменская область
ТН — Ташкент, ТШ — Ташкентская область
ТО — Томская область. ТР — Туркменская ССР
ТУ — Тульская область. ТЮ — Тюменская область
ТЯ, ФИ — Фрунзенская область. УД — Удмуртия
УК — Куйбышевская область. УЛ — Ульяновская область
ФЕ — Ферганская область. ХА, ХК — Харьковская область
ХБ — Хабаровский край. ХЗ — Хорезмская область
ХМ — Хмельницкая область. ХО — Херсонская область
ХТ — Киев. ЦВ — Краснодарский край
ЦП — Краснодарский край. ЦС — Крымская область
ЦХ — Кемеровская область
ЧБ, ЧЕ — Челябинская область. ЧВ — Черновицкая область
ЧИ — Чечено-Ингушетия. ЧК — Черкасская область
ЧН — Черниговская область. ЧР — Чарджоуская область
ЧТ — Читинская область. ЧУ — Чувашия
ЭС — Эстонская ССР
ЮА, ЮБ, ЮВ, ЮГ, ЮМЭ — Московская область
ЮК — Южно-Казахстанская область
ЯК — Якутия. ЯР — Ярославская область
Поделитесь в комментариях своим жизненным опытом и наблюдениями, какие буквы на номерах вы встречали из самых необычных в СССР, какие буквы были на автомобиле у вас или у ваших родителей, и наконец, как вы думаете - современные номерные знаки стали лучше и удобнее в формате трех букв
и трех цифр или раньше в Союзе было лучше? Буду рад почитать ваши отзывы вместе с другими читателями.