Найти в Дзене

Как перестать беспокоиться и начать жить

Самая тяжёлая болезнь нашей эпохи — это суетные помыслы мирских людей, отсюда и повышенная тревожность. Каждому дню достаточно должно быть своей заботы, поэтому не стоит загадывать на будущее, тем более стремиться держать все под своим контролем, не доверяя Богу управлять нашей жизнью и делами. Мы же понимаем, что это невозможно, так как миром и людьми управляем не мы, а Творец всего сущего.  При принятии решений надо руководствоваться правилом, что первая мысль — это всегда мысль высшего ума, подсказанная интуицией, потом включаются наработанные варианты нейросвязей с привычным тревожным компонентом и начинается блуждание ума по закоулкам страхов и сомнений. Поэтому главное — уловить эту первую мысль. Следует довериться Богу и Он выведет на решение вопроса нам во благо по своему усмотрению. При этом мы не тратим много энергии на обдумывание, страхи, волнение, сохраняя свой энергоресурс в целом. Важно научится быть в потоке того, что преуготовил Бог, и это намерение нужно включать в

Жизнь наша длинна, полна испытаний и тоске по Источнику...
Жизнь наша длинна, полна испытаний и тоске по Источнику...

Самая тяжёлая болезнь нашей эпохи — это суетные помыслы мирских людей, отсюда и повышенная тревожность. Каждому дню достаточно должно быть своей заботы, поэтому не стоит загадывать на будущее, тем более стремиться держать все под своим контролем, не доверяя Богу управлять нашей жизнью и делами. Мы же понимаем, что это невозможно, так как миром и людьми управляем не мы, а Творец всего сущего. 

При принятии решений надо руководствоваться правилом, что первая мысль — это всегда мысль высшего ума, подсказанная интуицией, потом включаются наработанные варианты нейросвязей с привычным тревожным компонентом и начинается блуждание ума по закоулкам страхов и сомнений. Поэтому главное — уловить эту первую мысль. Следует довериться Богу и Он выведет на решение вопроса нам во благо по своему усмотрению. При этом мы не тратим много энергии на обдумывание, страхи, волнение, сохраняя свой энергоресурс в целом.

Важно научится быть в потоке того, что преуготовил Бог, и это намерение нужно включать в практику на каждый день, тренируя наш мозг быть готовым к принятию любых событий как воли Бога.

Не стоит гнаться за желанием удовлетворения ожидания других людей или получить одобрение с их стороны, и этим поднять свою ценность через их положительную оценку себя и своих действий. Наше духовное здоровье и человеческое достоинство  находится в наших руках и не должно зависеть от оценки и мнения других людей.

Всё, что делает православный человек, он делает для Христа, поэтому не следует ждать благодарности от людей, а стремиться служить Богу, помогая людям бескорыстно, от чистоты сердца, не стараясь всем угодить, ведь так мы будем выполнять чужие желания, а не свои и жить чужой жизнью, а не своей и совсем можем потерять себя, не выполнив задач программы своего земного воплощения.

Каждая ситуация и состояние, которые с нами происходят – это не наказание или награда. Это набор уроков, данных нам Высшими силами, чтобы мы могли  развиваться в разных направлениях.

Речь идет о том, что не надо бояться нового и не стоит беспокоиться о будущем, подавляя в себе страх неизведанного, главное – этот страх в себе обнаружить. А что нам мешает это сделать? Трусость – вот в чем беда. Она является причиной того, что мы боимся взглянуть на себя обьективно. Новизна всегда прячет в своей глубине неизведанное, но она прекрасно вытаскивает из нашей глубины все не проявленное.

Нам кажется, что страх является результатом старого опыта, а на самом деле страх зачастую является индикатором не проявленной воли в освоении новых для себя областей, новых мостиков к познанию себя.

Что касается проблем – они всегда были, есть и будут, от жизненных испытаний никто не застрахован и никому их не избежать. Важно лишь помнить, что Бог не дает тех испытаний, которые нам не по силам, и главное в любой ситуации – это наше желание принять ее, чтобы измениться к лучшему. Как справедливо подмечено Э. Асадовым: "Желанье — это множество возможностей, а нежеланье — множество причин." 

Конечно, наивно полагать, что мы без ошибок взяли и прошли все текущие уроки и решили все задачи воплощения, но настрой  является важной частью любого дела и еще также важно наше желание учиться в школе жизни и работать над своим несовершенством, не унывая, не опуская рук, то есть с хорошей мотивацией.

Есть такой полезный совет преподобного Паисия Святогорца как избежать тревожности при принятии решений: "В случае, когда тебе предстоит принять какое-то решение, не изводи себя мыслью о том, как лучше поступить, и не откладывай принятие решения всё дальше и дальше. Выбирай что-то, делай решительный шаг, а заботу о дальнейшем предоставь Богу."

Человек определяется суммой своих решений, и хороших и плохих. В Писании сказано, что Господь " и намерения целует", поэтому при принятии решения основное значение имеет мотив действия. Нам необходимо просто и ясно обозначить свою позицию и благое намерение, которое было бы угодно Богу, тогда решение будет поддержано Господом и мы в остальном (в мелочах) сможем положиться на Него и больше не беспокоиться об исходе дела. Такое поведение дарит покой в душе и уверенность в завтрашнем дне, снимает тревожность и страхи.

Совет преподобного подходит для повседневной жизни как нельзя лучше, а особенно он актуален в период кризиса.

И хотя кризисы мы рассматриваем, как некий переломный момент, всегда имеющий позитивный потенциал, как точку роста в духовном развитии — время это непростое, часто требующее полной или даже предельной мобилизации всех наших внешних и внутренних ресурсов. Порой, в такие моменты, огромные усилия приходится прикладывать даже для того, чтобы просто собрать себя в более-менее дееспособное состояние и прожить один день. В периоды серьезных кризисов, особенно связанных с потерей работы, близких, здоровья, банкротством, тяжелыми разводами и расставаниями, с различными ЧС и угрозой жизни, в общем всего, что в буквальном смысле выбивает у нас почву из под ног, переворачивает нашу привычную жизнь с ног на голову, оставляет в состоянии потерянного ребёнка, который пока не знает куда двигаться дальше — попытки  долгосрочного планирования могут очень негативно сказаться на психике и без того работающей на пределе возможностей. Нас может, образно говоря, просто придавить бетонной плитой страха перед будущим, когда даже настоящее кажется зыбким и ненадёжным. И очень важно тут начинать себя потихоньку стабилизировать, двигаясь вперед маленькими шажочками.

Очень кстати здесь будут слова из Евангелия “ Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы”. Будет день, будет пища. И вот так потихонечку, шажок за шажочком, ступенька за ступенечкой, начиная с самого простого и бытового, прибегая только к краткосрочному планированию, положившись на Господа, делая сегодняшние повседневные дела, разгребаем образовавшиеся завалы маленькой лопатой.

Такое терапевтическое пребывание в “здесь и сейчас” позволяет вернуть себя в реальность, поймать ощущение хотя бы минимального контроля над событиями своей жизни, минимизировать влияние поступающих помыслов тревоги, страха и отчаяния, и просто почувствовать себя, стоящим ногами на земле.

Кризисные периоды в большинстве случаев являются судьбоносными с точки зрения выбора для души и развилками на перекрестках жизненных дорог. В зависимости от этого выбора и потянется ниточка за ниточкой полотно той ветки реальности, по которой далее будет двигаться человек. Просто зная об этом, легко прийти к выводу, что даже с точки зрения логики нет смысла заглядывать далеко вперед, так как будущее ещё только начинает складываться и до конца не сформировано.

Ну и, конечно, именно в кризисные периоды, мы максимально ощущаем, что контролировать всё и всегда мы не можем. Именно кризисы учат нас полагаться на Бога, возлагать на Него то, что сами мы изменить не в силах, излечивают нас от излишнего контроля и перфекционизма. Сложно ощущать себя всесильным, когда проживая день за днем, передвигаешься медленно, осторожно и осмотрительно, приспосабливаясь к новым условиям, чтобы не оступиться и не увязнуть в болоте своей неуверенности и тревоги за будущее.

Делаешь что дОлжно, исходя из текущей ситуации, имеющихся ресурсов и оставшихся сил — и будь, что будет, а дальше — веришь, что Господь управит все во благо и к лучшему для нас.

Когда происходит выходящее из обыденности событие, нужно руководствоваться правилом, которое может помочь не терять самообладания: понять, принять, осознать, простить и отпустить ситуацию.

Сначала пытаемся понять ситуацию – что, собственно, сейчас происходит, затем – принять действительность как свершившийся факт и то, что от этого никуда не деться, что все УЖЕ произошло.

Далее пытаемся осознать, какой урок в себе несет данная ситуация, зная – все что происходит – это не случайность и произошло не просто так, а для чего-то.

Прощаем себе свои ошибки — признаем, что мы не идеальны, грешны и не всесильны и потому вправе иногда ошибаться, да и понимаем, что видим картину события не полностью и повлиять можем не на все.

Следующий этап – отпустить ситуацию, хотя это не просто взять и отпустить, а с учетом понимания и проработки предыдущих этапов: приходит осознание того, что не так уж и страшна она сама по себе, да и жизнь продолжается, и на этой проблеме “свет клином не сошелся”. Поэтому теперь можно прислушаться к себе и направить вектор своего внимания на то, что нам подсказывает интуиция — все хорошо, можно, наконец, позволить себе расслабиться, отдохнуть, приятно провести время, восстановить силы.

Лучше всего это сделать поможет созерцание красоты природы. Именно природа всегда помогает сбросить напряжение и восстановить свой ресурс, чтобы в дальнейшем обрести  возможность опять быть готовым справиться с любой ситуацией. Часто мы этого не осознаем умом, но очень хорошо чувствуем и подсознательно тянемся к природе, прислушиваясь к себе, своей потребности побыть наедине с самим собой в гармонии с природой. Пусть мы идем не прямым путем, а через множество проб и ошибок, но природа и ее Творец во всех вопросах всегда бывает нам незримым помощником.

Еще одним помощником служит навык сознательного воспитания в себе видения позитивных моментов в любом даже маломальском событии или обстоятельстве. Так мы замечаем помощь Бога на нашем пути и подсказки Высших сил в каком направлении действовать, чтобы жить богоугодной жизнью и находиться в ладу с собой, с людьми и своей совестью.

Мир такой, каким мы его  создаем сами в своем воображениии...Если нам кажется, что нас не любят и не принимают, это не значит что это так на самом деле:  мы всегда помним, что нас любит наш Отец. Мы же  Его дети .У каждого из нас есть свой набор сильных и еще недостаточно наработанных энергий и наша задача помочь друг другу в обмене  опытом. Мы есть один  цельный организм, клеточки одного Творения и поэтому непринятия друг друга, неприязнь не приемлема  задуманному мирозданием...

Однако мы не илеальны и можем не понимать кажущуюся теневую сторону друг друга, так как это зависит от уровня нашего сознания, загнанного тревогой в шаблон  устаревших нейронных связей. А может стоит обновиться? Человек осознанный понимает, что рожден для свободного самовыражения в сотворчестве с миром и Богом. Он это интуитивно по своей природе чувствует. Другого общего  предназначения у человечества нет. Поэтому необходимо менять свои негативные установки на позитивные.

Признав в себе энергию страха, травматизации, тревоги, необходимо в момент оценки ситуации определить степень реальной опасности ( а что может глобального произойти, если..., а изменится ли мое ближайшее будущее если...) Затем осознанно направить свои мысли четко и ясно по любви к себе, изменив негативный мысленный поток на позитианый, вспомнив самые лучшие и сильные  моменты в жизни, например, тактильное тепло мамы, шум моря, радость от встречи с внуком и т.д). Секундный переход на позитивное состояние тут же меняет пусковые психосоматические механизмы и блокирует тревогу. Конечно, не сразу будет все получаться, но пробовать применять техники измененного сознания в  триггерных однотипных случаях полезно и нужно. Так закрепится постепенно новая реакция на травмирующий фактор.

Внутреннее ощущение, что все идет как надо и как дОлжно и все нам во благо помогает справиться с трудностями и не терять оптимизма, преодолевая преграды на духовном пути. При этом важно даже не столько видение позитивных моментов, сколько понимание того, КАК все многогранно, разумно и справедливо устроено у Бога в мире.

Мы считаем это нормальным— переживать и беспокоиться за близких и по-другому любить не умеем и не учимся — через доверие промыслу Бога о них. Это сложнее — отпустить тревогу и молиться, посылая им любовь, думая о хорошем, жить без страха за близких, да и за себя тоже.

Счастье состоит не обязательно в глобальных вещах, а, порой, самая простая, но праведная жизнь приносит куда больше удовлетворения и пользы для нашей души и душам близким и окружающих нас людей. И начинаешь осознавать, что не так важны форма, обертка или твой внешний вид, как и слова, что мы говорим... Важна наша суть и внутреннее содержание, а именно то, что мы осознали, как поняли действие духовных законов, какой опыт усвоили из полученных жизненных уроков. А его можно для себя извлечь абсолютно из всего — как из своих ошибок, так и из духовных поучений святых отцов, из всего того, что нас окружает, что мы пережили, через какие испытания прошли в школе земного воплощения. 

В то же время периодически нас посещает какая-то тихая грусть, а то и тоска, тянущаяся сквозь множество жизней… Откуда она берет начало? Почему некоторые из нас остро ощущают себя как будто отрезанными от чего-то бОльшего и совершенного, от того, что мы не в силах осознать и можем только чувствовать. 

Возможно, ответы спрятаны глубже, чем кажется, — в памяти души, в ощущениях, которые мы не всегда можем объяснить логически. Это тоска от пустоты души, которую хочется заполнить любовью к миру, к природе, к Творцу, чтобы приблизиться к тому блаженному состоянию наполненности Божьей благодатью, которое было в нас, когда мы существовали в Царствии Небесном в перерыве между земными воплощениями.

Да, память наша стерта, но какие-то незабываемые ощущения остались. При спуске в очередное воплощение  мы  подсознательно чувствуем понижение своих вибраций, отсюда идет стремление наполниться более высокочастотными энергиями безусловной любви и благодарности Богу, отсюда и голод по высоким духовным устремлениям к неземному блаженству.

Голод этот возникает независимо от того, осознаёт человек себя творением Божиим, или нет. Он чувствует этот голод подсознательно, но не понимает что это и почему. Глубину души можно наполнить только Любовью. А если Любви нет, ни к себе, ни к ближним... И тогда человек пытается заполнить душу всем остальным, то есть материальным, и как следствие получает еще бОльшую пустоту и тоску по несбыточному блаженству.

Духовная составляющая человека при этом голодает, так как ее суть — дух и он требует другой пищи, не на материальном уровне, и не на душевном в виде желания раствориться в человеческой любви, а на духовном уровне — в желании постижения Божественной любви и взаимности в отношениях с Богом. Но такое возможно только если очистить душу и освободиться от своих грехов, страстей и желаний эго — тогда на место гордыни придет кротость, смирение, принятие Божьей воли и в любых даже самых тяжелых обстоятельствах не угаснет в душе любовь, а будет теплиться как огонек благодарность Богу за все, что пришлось пережить в жизни.

Наша душа, как частичка Божия, жаждет приблизиться к Его Любви-Состоянию, а когда нет связи с Источником и душа прилепляется к материальному или  застревает на душевном уровне, привязываясь к земному, а не воспаряет к духу, она тоскует и страдает по любви Божественной, жаждет ее. Астральные "богатства" не могут наполнить ДУХОВНУЮ глубину души, отсюда неутолимый голод по духовной чистоте и тоска по связи с Источником жизни.

Хочется привести в конце статьи заиечательные слова митрополита Антония Сурожского: "В каждом человеке есть голод: голод по такой полноте, что его не может удовлетворить ничто вещественное. В каждом человеке есть такая глубина, такая широта, которой ничто тварное не может заполнить. Мы стараемся в эту бездну кинуть и вещество, и красоту, и чувство, и, как камешки, все эти тварные предметы падают в глубину, и мы даже не слышим, как они трогают дно, потому что дна-то нет. Человек такой емкости, что только БОГ может заполнить Собой эту ГЛУБИНУ..."