26 августа 1915 г. в селе Синявино Тульской области родился мальчик, которому суждено было войти в историю мировой авиации - Борис Феоктистович Сафонов. Окончив с отличием семилетку, он поступил в Тульскую железнодорожную школу ФЗУ, занимался в Тульской школе лётчиков Осоавиахима, где его инструктором была Валентина Гризодубова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза.
В августе 1933 г. Сафонов был зачислен курсантом в 1-ю военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова (п. Кача). После её окончания с декабря 1934 года начал службу в составе 40-й авиабригады Белорусского Военного округа, где летал на И-15.
Исключительная настойчивость в изучении лётных дисциплин, стремление улучшить качество пилотирования самолётов и меткость стрельбы, размышления над тактикой действий истребителей позволили Сафонову ещё перед войной выработать основные правила воздушного боя. Он, например, уже тогда считал лучшей истребительной единицей пару самолётов, а "конус" предпочитал атаковать с пикирования, открывая огонь снизу с дистанции всего 50 - 100 метров. "Лучше иметь меньше пробоин в "конусе", - говорил он, - но зато располагать запасом скорости для последующего маневра".
В 1938 г. Б.Ф. Сафонов был переведён в 15-й истребительный авиаполк, а затем в 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота. В апреле 1941 г. на основе четырёх только что полученных с Горьковского завода №21 истребителей И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, возглавил которую старший лейтенант Сафонов.
Первый боевой вылет он совершил 22 июня 1941 г., атаковав вместе с В. Воловиковым бомбардировщик Не-111. Лётчики вели огонь до полного израсходования боекомплекта, однако задымившему "Хейнкелю" удалось скрыться в облачности.
В Государственном архиве Мурманской области хранятся воспоминания бойца отдельного строительного батальона П. С. Гусарова о первом воздушном бое над аэродромом Ваенга летом 1941 г.: "...Шел 1941 год. Кто в шутку, а больше всерьез, говорили о предстоящей войне. По-настоящему мы почему-то не верили в это до тех пор, пока над аэродромом где-то в середине дня не объявился самолет. Он кружил на большой высоте. Все вдруг поняли, что это не наш, не советский, однако, чувство мирного времени еще не покинуло нас: все с интересом наблюдали за чужаком. Кто-то совсем рядом крикнул: «Ребята, помогите выкатить самолет! Ну что же вы, черти, не слышите, ай оглохли? Выкатывайте, вам говорю!» Летчик высокий, плотный, в комбинезоне, как и положено, перед вылетом, не на шутку выходил из себя, однако его мало кто из строителей понимал: нас тогда интересовал только тот объект, который в чужом небе вел себя как дома. «Постреляю... А ну, марш к самолету!» ... Ребята выкатили самолет этого крикуна. Через несколько минут он уже был в воздухе. Боевая машина была нашего производства. В то время на таких летали немногие, в основном, командиры, поэтому я тогда впервые подумал о самом летчике.
А его самолет тем временем стал уверенно настигать немецкого разведчика. Немец же быстро ретировался к границе. Огорченный промедлением, но довольный первым боевым вылетом пилот, когда вылез из самолета, дружески подмигнул нам. По его лицу скользнула едва заметная улыбка: мол, не горюй, пехота, знай наших, еще будут и победы.
События разворачивались быстро. Знакомый летчик, теперь уже известный нам, строителям, Борис Феоктистович Сафонов сбил в сопках первый фашистский самолет. Об этом весь день шли разговоры. Радость и гордость за авиаторов переполняли наши сердца".
Боевой счёт лётчиков Северного флота и вообще советской авиации в Заполярье Сафонов открыл 24 июня 1941 г. Вылетев для перехвата разведывательного Ju-88 (опознанного как Не-111), он, после долгой погони, атаковал его. Вначале Сафонов убил стрелка и повредил самолёт, а потом длинной очередью с дистанции около 100 метров практически отрезал ему хвостовое оперение. Машина упала в бухте Зеленцы, и обломки её подобрал подошедший катер.
10 июля 1941 г. Сафонов получил звание капитана и был назначен командиром истребительной авиационной эскадрильи. Молодому комэску вручили новую машину: И-16 тип 17 с заводским номером 28213-95. Получив в свои руки машину, капитан Сафонов написал на её фюзеляже боевой лозунг священной мести: "Смерть фашизму!"
Сафонов любил свой самолёт и лично следил за его состоянием. Не было случая, чтобы он не присутствовал при зарядке боекомплекта. Стрелять предпочитал бронебойными снарядами. На своём И-16 Б.Ф. Сафонов произвёл 109 боевых вылетов и сбил 17 немецких бомбардировщиков и истребителей. За всё время боевых действий на его самолёте сменили 3 мотора. Сафонов не раз говорил: "Половина сбитых мной самолётов я отношу за счёт техника Семёнова и моториста Колпакова".
14 июля 1941 г. Б.Ф. Сафонов был награждён первым орденом Красного Знамени, в этот же день он записал на свой боевой счёт 2 бомбардировщика. К 28 августа он совершил 130 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолётов противника. Только за 5 дней августа он одержал 5 личных побед.
Его успехи основывались на гибкой тактике, знании особенностей самолётов противника, а также на слётанности его группы в воздухе. В одном из своих выступлений, он говорил: "Ju-88 и Me-110 самолёты довольно живучие, поэтому стрелять по ним с расстояния более 300 метров - занятие бесполезное: огонь рассеивается, и вероятность попадания уменьшается. Поэтому я, прежде всего, сокращаю дистанцию до 200 метров, а иногда и меньше. Куда целить? Раньше я начинал бить по пилоту, а он маневрировал с таким расчетом, чтобы я сам был мишенью для его стрелка. Тогда я стал вначале бить по стрелку. Стрелок - то ближе к хвосту, и его легче достать. А замолчал стрелок - машина, считай, на твоём боевом счету".
Когда неподалёку от аэродрома совершил вынужденную посадку немецкий истребитель Ме-109, Сафонов не преминул тщательно осмотреть и изучить его, определив слабые стороны вражеской машины, в частности, плохой обзор назад из кабины пилота. Когда был сбит Ме-110, с него сняли броню и притащили в своеобразный тир на краю аэродрома, где лётчики упражнялись в стрельбе по ней с различных дистанций и под различными углами.
В воздухе для Сафонова не было мелочей - всё было подчинено достижению победы. Для сокращения времени взлёта по тревоге он даже срезал пряжки со шлема, пришив вместо них кнопки от парашютных ранцев, и то же самое заставил сделать своих товарищей. В небе он никогда не летал по прямой. Юркий И-16 то уходил вниз, лавируя между сопками, то круто взмывал вверх. Такие же пируэты приходилось выписывать и его ведомым. С каждым боем он продолжал совершенствовать истребительную тактику. Его группа, как правило, делилась на две части, одна из которых атаковала бомбардировщики, а другая связывала боем вражеские истребители. Каждый пилот подразделения знал свои обязанности в воздухе. Сафонов говорил: "Взаимодействие между звеньями, слаженность в бою имеют решающее значение. Когда моё ведущее звено врезается в строй бомбардировщиков, мы абсолютно спокойны: если нас попытаются атаковать вражеские истребители, то звено Коваленко не допустит этого. Поэтому так и получается, что на мою долю в основном приходятся сбитые вражеские бомбардировщики, а на долю Коваленко - истребители..."
15 сентября 1941 г. семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь.
16 сентября 1941 г., за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях, командиру эскадрильи 72-го смешанного авиаполка (ВВС Северного флота) капитану Б. Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту опубликования этого Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 - на счету комэска. 8 ноября 1941 г. Сафонов был награждён вторым, а 15 января 1942 г. - третьим орденом Красного Знамени.
В октябре 1941 г. командование ВВС СФ вверило майору Сафонову вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащённый британскими самолётами Hawker Hurricane. Отличная лётная подготовка позволила Сафонову первым на Северном флоте освоить новый истребитель всего после одного дня его изучения. Англичанин Хуберт Гриффит вспоминал позднее: "Это был более чем способный пилот ..., Сафонов был типичным русским, коренастым, солидным, методичным и неторопливым... Когда Сафонов взлетел на "Харрикейне", всё перед этим проверив, он продемонстрировал прямой взлет, набрал высоту 1500 футов и начал первый разворот. Его посадка была соответствующей - сделал 2 или 3 аккуратных круга и показательно приземлился..."
Английские лётчики совместно с североморцами выполняли боевые задачи - патрулировали в воздухе, дрались с противником. Один из них - Чарльстон Хоу, уже вернувшись на Родину, назвал Бориса Сафонова "великим лётчиком своего времени".
В начале марта 1942 г. четырём лётчикам-североморцам (и среди них Б. Ф. Сафонову) за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфарлан вручил высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
20 марта 1942 г. подполковник Сафонов возглавил 2-й Гвардейский истребительный авиаполк. К прежней задаче полка, обороне порта Мурманска, добавилась охрана союзных морских конвоев в зоне оперативного сопровождения Северного флота. Летать он стал меньше - много времени отнимало руководство деятельностью подразделения.
30 мая 1942 г. Борис Сафонов совершил свой последний боевой вылет на прикрытие конвоя союзников PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя он передал по рации, что сбил три бомбардировщика Ю-88, последними его словами были: «Мотор подбит, иду на вынужденную», после чего связь с ним оборвалась. Был ли причиной гибели отказ мотора или очередь с бомбардировщика, по-видимому, так и останется тайной. Нападение истребителя маловероятно: о гибели Сафонова немцы узнали сразу, но, как стало позднее известно из трофейных документов, никто из немецких асов не заявил о столь желанной победе… Падающий самолет, предположительно самолет Сафонова, видели с эсминца «Валериан Куйбышев».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 г. Сафонов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». К этому высокому званию он был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года — за три дня до своего последнего боевого вылета. Борис Сафонов стал первым дважды Героем Советского Союза, получившим это звание в годы Великой Отечественной войны.
Всего за время боевых действий Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов (включая 6 предположительно) и 5 в группе. Вот что пишет по этому поводу бывший лётчик 2-го Гвардейского ИАП Николай Герасимович Голодников: "Я думаю, он сбил больше, чем 22 немецких самолёта. Сафонов великолепно стрелял, и, бывало, в одном бою сбивал по 2-3 машины. Но у Сафонова было правило - "больше одного сбитого за бой себе не писать". Всех остальных он "раздаривал" ведомым. Хорошо помню один бой, он сбил 3 немецких самолёта и тут же приказ, что один ему, один - Семененко (Пётр Семененко летал ведомым у Сафонова) и один ещё кому-то. Петя встаёт и говорит: "Товарищ командир, да я и не стрелял. У меня даже перкаль не прострелен". А Сафонов ему и говорит: "Ты не стрелял, зато я стрелял, а ты мне стрельбу обеспечил!" И такие случаи у Сафонова были не единожды".
Боевые заслуги Бориса Сафонова воплотились не только в уничтоженные им самолёты противника. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза. Многие советские лётчики, желая выразить свои лучшие чувства к этому замечательному человеку, писали на бортах своих боевых машин - "За Бориса Сафонова!"
Память
· Имя Сафонова было присвоено 2-му гвардейскому истребительному Печенгскому Краснознамённому авиационному полку ВВС СФ.
· Именем героя назван посёлок в Мурманской области — посёлок Сафоново. Бюст Б. Ф. Сафонова, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее Героев около музея ВВС СФ.
· Бюсты Героя установлены в пос. Сафоново, г. Североморске, на аэродроме Североморск-1, в Мурманске и Плавске, в военном гарнизоне под Вологдой, посёлке Федотово.
· Имя лётчика-североморца присвоено улицам и площадям в городах Владивосток, Нижний Новгород, Краснодар, Североморск, Мурманск, Самара, Заполярный, Тула, образовательным учреждениям в Мурманске, Мончегорске, Плавске, в городах Тула и Узловой, Усть-Каменогорске, Краснодаре.
· В Плавской средней школе № 1 имени Б. Ф. Сафонова находится музей памяти героя, в котором собраны книги, документы, личные вещи Б. Ф. Сафонова.
· Самолёт И-16, на котором летал Б. Ф. Сафонов, выставлен в экспозиции Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.
· Имя Сафонова присвоено самолёту МиГ-31 (бортовой номер 08) 174-го гвардейского Краснознамённого Печенгского истребительного авиационного полка имени Б. Ф. Сафонова. В 2006 году после расформирования полка этот самолёт передан в дар музею военно-воздушных сил Северного флота и установлен на постаменте около одного из административных зданий посёлке Сафоново.
· В 2015 году Почта России выпустила почтовую марку в формате малого листа и почтовый конверт, посвящённые Сафонову.
· Имя «Борис Сафонов» носили два тральщика ВМФ СССР: проекта 254 (1953—1960) и проекта 266 (1966—1994).
· Указом Президента РФ В. В. Путина в 2005 году отдельному корабельному истребительному авиаполку ВМФ (279-го ОКИАП) присвоено имя дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова.
Источники:
- Скрицкий Н. Легендарный лётчик Заполярья. // Морской сборник. — 2015. — № 8. — С. 29—33.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении Героя Советского Союза подполковника Сафонова Бориса Феоктистовича второй медалью «Золотая звезда» от 14 июня 1942 года // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик : газета. — 1942. — 30 июня (№ 24 (183)). — С.1. [Электронный ресурс]. https://www.murmanarchiv.ru/-l-r-/1477-100-
- Сафонов Борис Феоктистович // КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 [Электронный ресурс]. https://airaces.narod.ru/all2/safonov.htm