можно отправиться в Самаре. Город обладает большим количеством музеев, ради которых можно сюда смело возвращаться не один раз.
И одним из таких неожиданно интересных музеев является музей Эльдара Рязанова - нашего современника, режиссёра. чьи фильмы знает вся страна.
Их можно пересматривать невероятное количество раз, и каждый раз делать новые открытия, видеть новые грани характеров героев, получать эстетическое удовольствие, глядя на молодых советских актеров (а ныне мэтров кинематографа).
Почему музей в Самаре?
Дело в том, что Самара - родина Эльдара Рязанова, который здесь появился на свет. Этому событию посвящена самая главная комната музея - мемориальная, ведь именно здесь родился Эльдар Александрович 18 ноября 1927 года.
Далее в статье фото автора - Ольги Брезгиной.
В 1926-27 гг. его родители, Александр Семенович Рязанов и Софья Михайловна Рязанова (в девичестве Шустерман), работали в Тегеране (Персия). Однако рожать сына Софья Михайловна приехала в Самару, к маме и сестрам.
Но, появившись на свет в городе на Волге, пробыл в нем Рязанов совсем недолго, всего один месяц. Новый 1928 год его семья встречала уже в Москве.
Юность будущего режиссера пришлась на годы войны. В 1941 году Рязанов вместе с мамой и младшим братом Михаилом вновь приезжает в Самару (с 1935 года - Куйбышев), где их приютила Евгения Шустерман – сестра мамы.
Несмотря на военное время, детство Рязанова в эвакуации сохранило образ жизни обычного советского подростка. Он ходил в школу, регулярно посещал Филармонию и спектакли Большого театра, запоем читал книги, в первую очередь приключенческую литературу (Дюма, Жюль Верн, Фенимор Купер), что сказалось на воображении молодого человека.
В Куйбышеве в 1942 году Эльдар окончил 7 класс. В целом, на этом этапе взаимодействие с Самарой закончилось, но этот период точно оказал влияние на интересы и увлечения будущего режиссёра.
В следующий раз после военных лет Эльдар Александрович оказался в городе детства только в 1995 году, но он никогда не забывал о своем родстве с Самарой, принимая в 1990-2000-х годах активное участие в работе Самарского землячества в Москве.
Желая поступить в Одесское мореходное училище, Рязанов, уже в московской школе успешно сдал экстерном 11 школьных предметов. И пока ждал ответа из училища, встретил товарища, который ехал поступать во ВГИК. Рязанов решительно поменял свой жизненный маршрут.
Одним из учителей Рязанова был Сергей Эйзенштейн, общение с которым оставило особый след в формировании личности молодого кинематографиста, а также стало продолжением истории его увлечения книгами. Рязанов так впоследствии вспоминал об этом общении:
«Я много раз бывал у него дома и совершал с помощью редкостных книг увлекательные экскурсии — и в эпоху Возрождения, и во французский импрессионизм, и в древнегреческое искусство. Именно Эйзенштейн научил меня понимать красоту живописи и привил любовь к ней. До сих пор у меня хранятся монографии о Тулуз-Лотреке, Домье, Дега с его дарственными надписями. Но больше всего я ценю сценарий “Иван Грозный”. Он преподнес мне свое сочинение в 1947 году, в ноябре месяце, и сделал провидческую надпись: “Дорогому Эльдару Александровичу Рязанову — проходимцу, тунеядцу и бездельнику. Профессор С. Эйзенштейн”».
В 1955 году Эльдара Рязанова пригласили работать на «Мосфильм», где он попал под пристальное внимание Ивана Пырьева, руководителя киностудии. Именно последний увидел в Рязанове талант комедиографа и убедил своего подчиненного начинать снимать музыкальную комедию, чему сам режиссёр поначалу сопротивлялся. Воспоминания об этом носят анекдотический характер:
«Иван Александрович начал задушевно и ласково:
— Как ты относишься к тому, чтобы поставить музыкальную комедию? — спросил Пырьев невинным голосом и посмотрел на меня.
Я понял, к чему он гнет.
— С большим неодобрением, — от испуга бестактно ответил я».
Таким образом, картина, о которой шла речь, «Карнавальная ночь», сразу рождалась из противостояния внешнему давлению.
«Я намеревался поставить реалистическую, не только смешную, но и ядовитую ленту, где социальные мотивы играли бы доминирующую роль».
Помимо кинематографической деятельности Рязанов состоялся также как писатель и драматург. Был соавтором сценариев многих своих картин, написал несколько пьес.
В 1979-1985 гг. Рязанов прославился в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Впоследствии им создано более двухсот авторских телевизионных программ. Кроме этого Рязанов преподавал на Высших курсах режиссёров и сценаристов. За свою творческую карьеру Рязанов снял 27 художественных фильмов.
Он дважды становился лауреатом Государственных премий – СССР (1977 г. – за фильм «Ирония судьбы, или «С легким паром!») и РСФСР имени братьев Васильевых (1979 г. – за фильм «Служебный роман»), награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы и «За заслуги перед Отчеством», а также французским орденом «Изящных искусств и литературы».
В 1984 году Э.А. Рязанов был удостоен звания Народного артиста СССР, а в 2002 году стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Самарцы не остались равнодушными к масштабу личности своего знаменитого земляка, поэтому с 2012 года Эльдар Александрович – почетный гражданин городского округа Самара. И тогда же он принял участие в открытии скульптуры героя своего фильма «Берегись автомобиля» Юрия Деточкина.
Создание музея
После ухода режиссера из жизни в 2015 году его друзья-самарцы решили организовать музей Эльдара Рязанова в доме, где он родился и жил.
Концепция музея с привлечением лучших музейных специалистов была сформирована за 2,5 года. Конечно, в этом принимали участие супруга, дочь, родственники Рязанова. В музей были переданы мемориальные вещи.
Музей открылся 18 мая 2018 года и расположился в старинном дореволюционном особняке на ул. Фрунзе, 120. За первый год работы в музее побывало более семи тысяч человек.
Сегодня музей занимает небольшое пространство на первом этаже дома, но со временем будет расширен до всех площадей трехэтажного дома, к которому примыкает кинематографический сквер.
Помимо мемориальной комнаты, в музее есть еще один зал, который погружает в творчество режиссёра, рассказывает о периодах создания фильмов, о взаимодействии с командой.
Здесь можно услышать голоса любимых актеров фактически из-за двери, поговорить в телефон с Юрием Деточкиным, увидеть личные вещи Рязанова, и, конечно, его самого на экране.
«За хороводом героев его фильмов, персонажей иногда глупых, невежественных, тупых, заблуждающихся, но всегда людей, – я вижу доброе лицо автора, чувствую его умный, иногда сочувствующий, иногда печальный взгляд». Такими словами Григорий Козинцев рассуждал о творчестве своего знаменитого ученика.
Наверное, поэтому музей Эльдара Рязанова является точкой притяжения для получения удивительно добрых и теплых ощущений, которые дают зрителю и фильмы мастера. К слову, в летнее время фильмы можно посмотреть в сквере Эльдара Рязанова, а в будущем круглогодично на территории музея.
Открывайте новое в привычном! Ставьте👍 и подписывайтесь на мой канал Капля. Центр, где я рассказываю об интересных местах для посещения в путешествиях.
При написании статьи использована информация с официального сайта музея Э. А. Рязанова в г. Самаре.