Найти в Дзене
НейроКод

Английский — два часа. Магловедение — наше всё! Или как готовят гениев будущего.

В очередной раз убеждаюсь, что наши школы стремительно эволюционируют. Правда, не в храмы знаний, а в нечто среднее между передержкой и полигоном для социальных экспериментов. Очередной виток гениальности от Министерства просвещения: с 1 сентября 2026 года для несчастных детей 5-7 классов количество уроков английского языка сократят до двух часов в неделю. Представьте. Два часа. Это примерно полсериала «Шерлок» в оригинале, если смотреть с русскими субтитрами и постоянно ставить на паузу, чтобы вспомнить, как переводится «to be». Как раз тот необходимый минимум, чтобы заложить прочную базу для свободного общения с миром. Ну, или для того, чтобы блестяще сдать ОГЭ и ЕГЭ, которые, внимание, отменять никто не собирается! Прекрасный план. Сначала лишаем ребенка фундамента, а потом требуем от него построить небоскреб. Искусство ставить сверхамбициозные цели, полностью отрезая пути к их достижению, — это, видимо, новая национальная идея. Министерство, с лицом, невозмутимым как скала, поясня

В очередной раз убеждаюсь, что наши школы стремительно эволюционируют. Правда, не в храмы знаний, а в нечто среднее между передержкой и полигоном для социальных экспериментов. Очередной виток гениальности от Министерства просвещения: с 1 сентября 2026 года для несчастных детей 5-7 классов количество уроков английского языка сократят до двух часов в неделю.

Представьте. Два часа. Это примерно полсериала «Шерлок» в оригинале, если смотреть с русскими субтитрами и постоянно ставить на паузу, чтобы вспомнить, как переводится «to be». Как раз тот необходимый минимум, чтобы заложить прочную базу для свободного общения с миром. Ну, или для того, чтобы блестяще сдать ОГЭ и ЕГЭ, которые, внимание, отменять никто не собирается! Прекрасный план. Сначала лишаем ребенка фундамента, а потом требуем от него построить небоскреб. Искусство ставить сверхамбициозные цели, полностью отрезая пути к их достижению, — это, видимо, новая национальная идея.

Министерство, с лицом, невозмутимым как скала, поясняет, что это «оптимизация нагрузки и рациональное перераспределение учебного времени». Звучит так солидно, что хочется плакать. От смеха. Или от ужаса. Рациональное перераспределение — это, надо понимать, освободившиеся часы отдать под что-то более важное и насущное. И тут мое сердце замирает в предвкушении.

А ведь замирает не зря! Место классических предметов уже вовсю занимают куда более фундаментальные дисциплины. Зачем твой квинтэссенцию шекспировского сонета, когда можно изучать зельцеварение (простите, «основы традиционных ценностей» в каком-нибудь практикуме) и магловедение (то есть, «уроки жизнестроя» или «беседы о важном»)? Школа окончательно и бесповоротно перестает быть местом получения системных знаний. Она теперь — фабрика по производству «правильно» ориентированных личностей. Словарный запас в 1000 слов — это ерунда. Главное — чтобы нужные слова в этом запасе были.

И вот здесь мы подходим к главному парадоксу, от которого мозг сворачивается в трубочку. Нам объявляют, что школа теперь — в первую очередь, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ организация. Ладно. С этим можно было бы даже поспорить, но примем как данность.

Но вот в чем фокус, достойный цирка уродцев: чем больше и напрямей начинают «воспитывать», тем сильнее дети ненавидят и само это слово, и все, что с ним связано. Никого еще не сумели воспитать нотациями. Ни один человек не вырос в личность благодаря еженедельным нравоучительным беседам о том, что такое хорошо и что такое плохо. Это вызывает лишь одно — тотальное отторжение и лицемерие.

Воспитывает не лекция о трудолюбии, а сам процесс учебы. Когда ты сидишь, пашешь над сложной задачкой, учишь неправильные глаголы, вникаешь в законы Ома — вот тогда ты и становишься собранным, организованным, умным. Тебя формирует преодоление. А что формирует ребенок, который вместо математики и языка часами рисует плакаты «Мы за мир» или слушает разговоры о важном? Правильно — навык имитации бурной деятельности и глубочайшее убеждение, что все в этом мире — показуха и ерунда.

Это же идеальная система для подготовки к взрослой жизни! Человек с детства привыкает, что его время не ценится, что его загружают бессмысленной ерундой, а от серьезной работы ограждают. Он не учится, не работает по-настоящему — он просто «занят». Это дезорганизует и расхолаживает даже взрослого. Ребенка же это просто ломает. У него не формируется стержень, самодисциплина, понимание связи между усилием и результатом. Он и работать потом нормально не сможет, даже если его готовят к рабочей специальности. Потому что он привык не к труду, а к его симуляции.

Я-то со своей бездной знаний уже распрощалась. Но история на этом не заканчивается. И за будущих внуков как-то неспокойно. Мне, во всяком случае, за моих — очень тревожно. Вырастут ли они людьми, способными прочитать этикетку на импортном лекарстве, или их главным навыком будет умение бойко рапортовать о патриотизме, при этом отчаянно пытаясь найти в интернете переводчик?

Печальный вывод прост: худшего воспитания, чем замена учебы на «воспитание», и придумать нельзя. Грустно и смешно. Но mostly грустно.