Художников в Зауралье собрал Международный фестиваль акварельного творчества «Аквафест: хлебная история».
В рамках фестиваля в Курганском областном художественном музее имени Г. А. Травникова художник Хао Шоумин дал демонстрационный мастер класс.
— Я из Китая! – Представился по-русски. – Преподаватель. Сам учился у вас в Петербурге. Я покажу сегодня основу китайской живописи – иероглифы…
На столе – тушь, разложены кисти, приготовлены листы рисовой бумаги. Каждую кисточку перед началом художник аккуратно обмакнул в воду.
Мастер внимательно осмотрел зал, сосредоточился и начал не торопясь раскрывать тайны за двумя печатями – вернее, штампами. (Они у китайцев, тоже, оказывается, разные – иньские и яньские.) Их используют художники в качестве своей подписи и даже изображения своего девиза. Вырезает Хао Шоумин их сам.
А писать иероглифы, конечно, не научиться сразу. У китайских детей существуют своеобразные прописи – расчерченное на квадраты «полотенце». А уже сверху кладется прозрачная рисовая бумага, на которой и выводятся ребятишками их первые каракули.
Тут важно все: положение кисти строго в 90 градусов, легкое дыхание и легкая, «воздушная» рука, счет на раз-два-три-четыре…
А жесткая кисточка, больше всего походящая для каллиграфии, делается… из усов крысы! Кисточка прочная, упругая, словно резина. Позволяет проводить «худые», как говорит мастер, линии.
Вот он пишет свое имя. Оно переводится, как «умная (или яркая) голова». Повезло с именем Хао Шоумину!
Конечно, не все мне было понятно в рассказе китайского художника. Переводчик Юля пытается переводить с русского на русский, зал активно помогает. Но художники вообще люди загадочные, понять их не так просто, даже если они говорят на твоем языке.
Много парадоксов бывает при переводе. Вот «Фу» с китайского – это счастье. Надо запомнить. Обманчивы бывают слова!
Художник говорит, что он больше общается с коллегами через искусство. Это и есть настоящая свобода!
Мастер получил образование в Центральной Академии искусств и дизайна в Пекине. А степень магистра в РГПУ им. А.И. Герцена — в Санкт-Петербурге.
У китайцев много хороших символов: прыгающая рыба, гранат. Изображение граната висит и в университете, где преподает Шоумин. Расшифровывается как много детей, а, значит, и много счастья.
Вот он пишет иероглиф «всегда». Говорит, что это вообще волшебство. Да, если кругом, как принято в Китае, развешивать надписи «радость» и «счастье», то и жизнь точно станет более цветной и радостной. Волшебной!
После «художественной» части художника засыпали вопросами – в зале были воспитанники художественных школ. Он отвечал подробно и радостно.
— А что для вас важнее – процесс создания картины или результат?
— Баланс! – сказал мастер.
Художник говорил, что нужно стать легкой, крылатой птицей, если рисуешь небо. И показывал, взмахивал руками, как крыльями. И маленьким муравьем, если рисуешь пшеницу, — и приседал к самому полу.
Надо сказать, что в Китае все же рис — всему голова. Тем экзотичнее было путешествие китайского художника по нашему хлебному краю. Незабываемый вояж. Незабываемые эмоции!
Второй раз приезжает Хао Шоумин в Курган. Сильное впечатление: «У вас добрые люди!».
Почитатели таланта фотографировались с ним на память, брали автографы. Наверное, это был звездный час нашего китайского гостя.
— Вот такие пироги! – Озорно, четко и неожиданно добавил по-русски Хао, прощаясь.
Хао Шоумин — график, акварелист, мастер Гохуа (традиционной китайской живописи), член китайского Общества скульпторов и Союза художников провинции Хэбэй, почетный член российской Академии народного искусства.
До 2 сентября в художественном музее открыта персональная выставка Хао Шоумина «Кугуа – горький плод» (0+).
Проект «III Международный фестиваль акварельного творчества «Аквафест: хлебная история» реализуется за счёт средств гранта Президентского фонда культурных инициатив.