Найти в Дзене
Истории от историка

Сельский учитель о Сталине: Русский народ жестоко будет расплачиваться рядом поколений за диктатуру пролетариата

Как историк, я часто обращаюсь к личным дневникам. Они дают уникальный взгляд на эпоху, не через официальные документы, а через взгляд обычных людей. Один из таких источников — дневник Александра Копенина, сельского учителя, опубликованный под названием "Записки несумасшедшего. Из дневника сельского учителя" за 1942–1944 годы. Это короткое, но пронзительное свидетельство о жизни в тылу, куда война проникала в каждый день.

Кто такой Александр Копенин? К сожалению, биографических деталей о нем сохранилось мало — он был типичным представителем советской интеллигенции на селе, учителем в одной из деревень в центральной России. Его дневник, впервые увидевший свет в журнале "Родина" в 1996 году (№2, стр. 94–97), — это не мемуары героя, а честные записи человека, пытавшегося сохранить рассудок в хаосе войны. Название "Записки несумасшедшего" явно отсылает к гоголевским "Запискам сумасшедшего", подчеркивая иронию: в мире, где все сошли с ума от голода, потерь и страха, Копенин старается оставаться "нормальным".

В предисловии к публикации говорится:

«Эти обогнавшие время дневниковое записи 29 мая 1990 года предстали перед членами судебной коллегии по уголовном делам, занимавшейся реабилитацией лиц, безвинно пострадавших в годы сталинского режима. За строчками вшитой в следственное дело коричневой общей тетради — исковерканная жизнь человека, осмелившегося думать не так, как большинство его современников. Последняя запись в дневнике помечена 7 января 1944 года.

Через неделю автора — Копенина А. Г — арестовали. Крамольное мысли автора дневника настолько поразили воображение следователя остротой восприятия всего происходящего и своей нестандартностью, что он, усомнившись в здравом рассудке Копенина, отправил его на медицинскую экспертизу. Диагноз врачей содержал много туманных выражений, но вывод все же был однозначен: психически здоров. Дальнейшие события развивались стандартно для тех лет: камера НКВД, допрос, чистосердечное признание своей вины, суд, ссылка…

Что известно об авторе дневника помимо этого скорбного перечня? Александр Георгиевич Копенин родился в 1894 году в деревне Шевалдово Кинешемского района Ивановской области. Участвовал в первой мировой войне, был ранен. Вернувшись домой, учился, много читал. В 1918 году вступил в комсомол, откуда через два года был изгнан «за чуждые взгляды на жизнь». В 1930 году его, как «врага коллективизации», арестовали. Мера пресечения — содержание под стражей при Кинешминской трудовой сельскохозяйственной колонии. После освобождения Копенин переехал в село Никольское Межевского района Горьковской области, где преподавал в средней школе русский язык, литературу и историю.

Как сложилась лагерная судьба Копенина, где и когда завершил он свой жизненный путь, установить не удалось. 4 мая 1944 года приговором Горьковского областного суда Копенин А. Г. был осужден по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы с последующим поражением в избирательных правах на 5 лет и конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Что за имущество нажил Копенин, видно из его заявления: «Наша семья состоит из пяти человек, все педагоги — я, жена, сын, сестра и жена сына. Поэтому у нас на пятерых педагогов скопилось много литературы, как наш кровный инструмент, без которого нельзя плодотворно работать. На основании этого я прошу довести до сведения суда нашу общую просьбу — оставить нашу библиотеку в моей семье». Просьбу до суда не довели, библиотеку конфисковали…

29 мая 1990 года судебная коллегия по уголовным делам отменила приговор и дело в отношении Копенина А. Г. за отсутствием в его действиях состава преступления. «Высказывания Копенина, — говорится в постановлении, — не образуют состава преступления, предусмотренного частью 2 ст. 58-10 УК РСФСР, поскольку они не содержат призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, к совершению каких-либо контрреволюционных преступлений».

Приведу несколько ярких выдержек. Читать весь дневник или нет, решайте сами (ссылка в первом абзаце).

«24 июля 1942 года.

25 лет большевики нагло лгали, надругаясь над самым святым у народа. Они ухитрились опоганить даже само слово „правда“, назвав ее именем газету, самую лживую, самую циничную в мире. Они надругались и над другим священным словом народа „патриотизм“. А теперь его стараются поднять, как донских казаков. Да, теперь народный гнев нужен как никогда, но его нет. Народ равнодушен к происходящему в своей основной массе. Убито в народе всё святое, всё то, что делало наш народ непобедимым.

Мне кажется, что ни один народ в мире так не оплеван, не унижен, как наш. Это даже высказали крестьяне из дер. Куричиха еще 12–14 лет назад. Смерти никто не боится. Я там жил месяц. Нищета, такая нищета, что дивишься, как они еще живы. Не ходят нагишом. Но и назвать их нищими нельзя, т. к. нищий хоть сыт черным хлебом и отдыхает, когда устанет. Они не имеют ни того, ни другого. Вот если бы РАДИЩЕВ посмотрел на них, то его впечатление от крепостных крестьян показалось бы раем в сравнении с тем адом, в котором живут наши колхозники-рабы.

6 августа 1942 года

Меня каждый раз (до сих пор я не могу к этому привыкнуть) поражает обилие загубленного и гниющего леса. Я ясно представляю удивление немцев на наши природные богатства на юге, которые еще больше гибнут от небрежности ленивых украинцев. Вместе с этим у меня встает и другой вопрос, тесно связанный с первым. Это зоологическая ненависть русского народа к умным, честным и трудолюбивым людям. Отсюда раскулачивание, т. е. уничтожение самых умных и предприимчивых крестьян (это я отлично знаю по наблюдениям). Раскулачивание лучшей части крестьянства не приняло бы такого размаха, если бы оно не нашло живого отклика в самом народе. Большевики являются солью русского народа, это национально-русское течение. Ни в одной стране мира оно больше не привьется.

Раскулачивание, ОГПУ и колхозы — основные больные места нашей нации, и они с ужасом будут произноситься нашими потомками.

12 октября 1942 года

Ведь для всякого вдумчивого человека ясно, что большевизм родил фашизм, и эти два могильщика цивилизации силятся свалить англо-саксонскую демократию.

7 ноября 1942 года

Азиатское пренебрежение к жизни свойственно русским издавна. В эту войну эта национальная черта обострена до максимума из-за советского строя, отнявшего все радости жизни и даже ее смысл.

Вторая причина упорства — в военной технике. Большевики делали всё исключительно для войны, мировой революции. Страна гибла в голоде, холоде, тюрьмах, но строила военную промышленность.

Третья причина — одурачивание, оглушение ума молодежи (как и у немецкой фашистской молодежи), которая лишилась способности критически мыслить и становилась простым исполнителем воли вождя (фюрера).

Четвертая причина — террор и рабство. 25 лет кровавого террора лишили русский народ всякой самостоятельности, это даже не народ, а скот. Больно и обидно это признавать, но это так.

Теперь посмотреть на причины мощи немецкой армии, и окажется, что тождество с нами поразительное.

Немцы рабы, как и мы. Они стойки были и в прошлой войне. Они исполнительнее и методичнее нас. Они (пруссаки) — жесточее нас, это их плюсы в войне. Техника и вождь у них, как и у нас. Мировые цели у них и у нас. Все это ясно. Ясно, что англосаксы это отлично понимают и не спешат нас поэтому освободить от озверелого врага.

Есть, конечно, и разница у нас с ними. У нас нет такого самомнения как национальной черты, но у них есть.

Если немцам надо привить человечность, то нам — человеческое достоинство. Жутко об этом и думать…

Все держится на угрозе и страхе. Уничтожь эти факторы — и вся наша система развалится, как карточный домик от дуновения ветра…

Большевики по-прежнему чувствуют себя как в завоеванной стране и соответственно ведут себя.

5 декабря 1942 года

Такие люди, как наши сибиряки, способны занять первое место в мире по своему мужеству. Но и мужество немцев велико.

… Убожество личных качеств Сталина и Гитлера очевидно, но их беспринципность, жестокость и упорство сделали свое дело, как Аттила и Чингисхан. Такова ирония истории человечества, ирония, которая говорит о зверином прошлом людей. Встает вопрос, неужели эти выродки являются двигателями прогресса? И да, и нет. ДА, потому что-то, что сделано за годы пятилеток в промышленности, останется, а отрицательное сгинет. НЕТ, потому что цена того положительного, что куплено человеческой кровью, масса страданий дороже положительного. Особенно это скажется на вырождении народа. Русский народ в будущем жестоко будет расплачиваться рядом поколений за диктатуру пролетариата. Все здоровое, все сильное, разумное гибнет и погибнет, а это дороже стоит сотен пятилеток. Ход войны показал с явной очевидностью, что командование наше бездарно, но сказывается упорство, техника и мужество народа, подхлестываемое жестокостью. Демократические народы на такие лишения и на такое напряжение не способны.

16 декабря 1943 года

В этом случае мою душу посещает страшный гнев не только на немцев, но и на большевиков, которые в 20-м веке первые открыли зверства над мирным русским народом. Они с начала гражданской войны начали истреблять русский народ, самую лучшую его часть. Они делают это и до наших дней. Достаточно указать на тюрьмы, которые и зовутся в народе вторым фронтом, т. к. там никто не выживает 3–4 месяцев. А какие там надругательства над человеком, боже мой! Я вполне понимаю крестьян, которые не особенно возмущаются зверствами немцев, говоря, что и у нас не лучше поступают большевики с народом. Я помню, когда рассказывали про Кемь и Соловки, я не забыл, когда женщины бросали своих мертвых младенцев в снег на ходу, т. к. им не давали останавливаться во время этапа раскулаченных на Севере.

Нет! Не большевикам возмущаться поступками немцев. Я уверен, что немцы при всем усердии не истребят русских больше, чем наши большевики.

Но встает невольно вопрос, а кто такие большевики и почему они возымели такую силу? Это очень большой и горький вопрос. На него тяжело отвечать, т. к. большевики — это часть нашего народа, это мы. Где причины? Снятие намордника культурного (в истинном значении слова) с низов, игра демагогическая на инстинктах народа — вот причина, породившая и большевизм, и фашизм. Оба они ясней ясного свидетельствуют о том, что культура глубоко не проникла в наш и немецкий народ (остров доктора Моро). Пройдет ли безнаказанно для нашего народа такое страшное кровопускание на протяжении 30 лет и еще голод и аборты!

6 января 1944 года …До этого времени я все еще надеялся на скорую развязку с войной, а потом и на возможность уехать в другое место. Теперь и эта надежда отнята. Авантюристическая игра Сталина-Гитлера, при наличии народов-рабов, затягивается. Они вошли во вкус ее. Проклятый русский народ, который губит себя и больше всего свою лучшую часть вот уже 30 лет…

7 января 1944 года

Да к тому же и надежда на свою звезду тухнет. Тухнет не из-за того, что потеряна вера в себя, а из-за времени, моего здоровья, прочности и долголетия большевизма…

На этом записи обрываются.

***

Приобретайте мои книги в электронной и бумажной версии!

Мои книги в электронном виде (в 4-5 раз дешевле бумажных версий).

Вы можете заказать у меня книгу с дарственной надписью — себе или в подарок.

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

«Последняя война Российской империи» (описание)

-2

«Суворов — от победы к победе».

-3

«Названный Лжедмитрием».

-4