Найти в Дзене
Неспешно по миру

Белокаменная архитектура Юрьев-Польского

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском возведён в 1234 году. А первый белокаменный храм Москвы появился в 1326-м. Он был скопирован с Георгиевского собора Юрьев-Польского. Однако московский храм не сохранился до наших дней. «Наш храм отличается от первого белокаменного в Переславле-Залесском, потому что его создатель, князь Святослав Всеволодович из Юрьева-Польского, был новатором в архитектуре», — рассказал Олег Рыжков, заместитель генерального директора по научной работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Уникальные особенности этой земли, начинаются с доисторических ледников, которые растаяли здесь и оставили плодородные почвы, ставшие основой для всего последующего развития территории. «Историко-культурный регион — Владимирская область — расположен между реками Волгой и Окой. Верхняя Волга до впадения в Оку образует четырёхугольник. Река Ока служит естественной границей: всё, что к северу, — это южная тайга, переходящая в тундру; всё, что южнее, — это лесостепи с совершенно др
Оглавление

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском возведён в 1234 году. А первый белокаменный храм Москвы появился в 1326-м. Он был скопирован с Георгиевского собора Юрьев-Польского. Однако московский храм не сохранился до наших дней.

«Наш храм отличается от первого белокаменного в Переславле-Залесском, потому что его создатель, князь Святослав Всеволодович из Юрьева-Польского, был новатором в архитектуре», — рассказал Олег Рыжков, заместитель генерального директора по научной работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Уникальные особенности этой земли, начинаются с доисторических ледников, которые растаяли здесь и оставили плодородные почвы, ставшие основой для всего последующего развития территории.

-2

«Историко-культурный регион — Владимирская область — расположен между реками Волгой и Окой. Верхняя Волга до впадения в Оку образует четырёхугольник. Река Ока служит естественной границей: всё, что к северу, — это южная тайга, переходящая в тундру; всё, что южнее, — это лесостепи с совершенно другой растительностью. Юрьев-Польский севернее Оки. Плодородные почвы стали одной из причин развития здесь культуры, которая в итоге привела к появлению наших белокаменных памятников.

Суздальское ополье простиралось вдоль Волги, которая являлась ключевым торговым путём на юг. Однако этот маршрут проходил через территорию Волжской Булгарии и не доходил до Каспийского моря, а затем и до арабских земель. С исчезновением Булгарии наше восприятие истории и географии этого региона значительно искажено индустриализацией.

-3

Когда-то здесь росли огромные леса, которые были вырублены под строительство фабрик и заводов. Если вспомнить Сергия Радонежского, который жил сравнительно недавно, он ушел в глухой лес буквально со столбовой дороги, большой Переяславской. Пройдя всего несколько километров, он отошел на несколько километров — и уже в глухом лесу, то есть в пустыне.

Советский период также оставил свой след в этом регионе, но он не оставил после себя много. Например, в селе Городище сохранился высокий остов колокольни храма, который был построен прихожанами в начале XIX века и разрушен большевиками.

Рядом с колокольней возвышается серый панельный многоквартирный дом. Трёхэтажная хрущёвка и колокольня смотрят друг на друга уже на протяжении последних 60 лет. В этом доме выросло не одно поколение советских людей, которые с детства привыкли видеть полуразрушенную колокольню и считали это нормой. Они считали, что красивые храмы не должны стоять на колхозной земле.

-4

Князь-архитектор Святослав Всеволодович построил новаторский белокаменный Георгиевский собор, который отличался просторным залом и высоким барабаном, украшенным шлемовидным куполом. Внутри храма стояли четыре мощных столпа, поддерживающих двухъярусное пространство. Снаружи каменные стены были украшены резьбой с изображениями святых и райских зверей. Такой красоты на Руси ещё не видели. Строительство собора продолжалось с 1230 по 1234 год.

-5
-6
-7
-8

Примерно в середине XV века, через два века после завершения строительства, своды собора обрушились внутрь. Конструкция не выдержала и рухнула. Собор оставался в развалинах до 1471 года, когда московский князь Иван III направил в Юрьев зодчего Василия Ермолина с особой миссией. Ермолин восстановил собор, однако, как отмечают специалисты по архитектуре, он сделал его более массивным и тяжёлым, изменив форму купола. Ему также не удалось полностью воссоздать последовательность скульптурных композиций, украшавших стены снаружи. Фрагменты этих композиций были найдены лишь столетия спустя во время археологических раскопок.

В последующие годы Георгиевский собор, являющийся украшением Юрьевского кремля, постепенно расширялся за счет различных пристроек. В 1820-х годах художник-академист Тимофей Медведев украсил его своды фресками, часть из которых сохранилась до наших дней.

-9

К 300-летию династии Романовых, которое отмечалось в 1913 году, собор освободили от поздних пристроек. В 1915 году рядом с ним возвели Троицкий собор, выполненный в неорусском архитектурном стиле и способный вместить до 3 тысяч прихожан. Однако из-за начала Первой мировой войны работы по его благоустройству не были завершены. Эпоха Георгиевского собора представляет собой туманную, ускользающую и противоречивую историю Руси до монголо-татарского нашествия.

Вид Георгиевского собора в начале XX века, в окружении поздних пристроек и колокольни, которые будут разобраны в 1920-е годы/Фотография начала XX века/ Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Вид Георгиевского собора в начале XX века, в окружении поздних пристроек и колокольни, которые будут разобраны в 1920-е годы/Фотография начала XX века/ Музей архитектуры им. А. В. Щусева

Олег Рыжков подчеркивает значимость показа собора в контексте группы домонгольских белокаменных соборов Северо-Восточной Руси, которые компактно расположены в Волго-Клязьминском междуречье и были возведены на протяжении 80 лет усилиями Юрия Долгорукого, его сыновей Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и внуков, включая Святослава Всеволодовича, создателя Георгиевского храма. Несмотря на то что время не сохранило первоначального облика собора, его древние части поражают воображение, позволяя представить первозданное великолепие этого шедевра древнерусского зодчества.

С 26 августа по 26 сентября 2025 года Государственный музей архитектуры им. Щусева в Москве совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником организует выставку «Белый храм. История Георгиевского собора “и созда ю чюдну, резным каменем”». Выставка поднимает вопросы о том, каким был первоначальный облик собора и какие композиции украшали его фасады. Экспозиция включает более 40 оригинальных белокаменных рельефов XIII века из Юрьев-Польского музея.

Центральным экспонатом станет «Святославов Крест» — белокаменное распятие, которое находилось в одной из закомар собора и впоследствии стало местной святыней. Другая важная тема выставки — история исследований и реставрации собора, начавшихся в конце XIX века и продолжающихся до сих пор.

«Святославов Крест» (распятие) в интерьере собора/Фотография И. Ф. Барщевского, конец XIX века/Музей архитектуры им. А. В. Щусева
«Святославов Крест» (распятие) в интерьере собора/Фотография И. Ф. Барщевского, конец XIX века/Музей архитектуры им. А. В. Щусева

«Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — один из самых известных и загадочных храмов русского Средневековья, — отмечает директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова. — За несколько столетий его существования вокруг собора сформировался широкий круг домыслов и легенд. На выставке мы впервые представляем на основе подлинных документов историю изучения и многочисленных реставраций этого памятника».

По словам куратора выставки Анатолия Оксенюка, выставка «Белый храм. История Георгиевского собора» — уникальный проект, посвященный выдающемуся памятнику древнерусского зодчества. «Для меня как исследователя и куратора это попытка показать необыкновенный памятник русской культуры, который в силу обстоятельств малоизвестен широкой публике, — говорит Оксенюк. — Я надеюсь, что этот проект станет стимулом в формировании интереса к нашему древнейшему архитектурному наследию».

Подпишитесь

Читайте еще: