Смерть подростка-мигранта вызвала самые крупные беспорядки за всю современную историю Швейцарии. Две ночи в стране происходили погромы и волны насилия, что разрушило миф, будто государство – оазис стабильности в мире. Миграционная политика в Швейцарии провалилась и привела к глубочайшему кризису, сообщило издание The Spectator.
Все началось с украденного скутера и полицейской погони, а затем привело к смертельному ДТП 17-летнего мигранта. Спустя несколько часов в Лозанне начались сильнейшие бунты с участием беженцев. Преимущественно чернокожие люди вышли на улицы, жгли мусорные баки, крушили автобусы, кидали в полицию камни и петарды.
В ответ правоохранители применили слезоточивый газ и водометы. Подобное стало привычным для Франции, но не для Швейцарии, которая позиционирует себя спокойной, размеренной и стабильной страной. У государства нет колониального прошлого, и она всегда гордилась тем, какую жесткую миграционную политику ведет. В итоге проблема всего ЕС пришла и в Швейцарию, которая в союзе не состоит
«В течение многих лет швейцарские политики убеждали себя, что эти проблемы не имеют к ним никакого отношения. Тем временем французские пригороды горели, в Великобритании шла борьба с ножевыми преступлениями, а в Германии — с проблемами интеграции. Швейцария же оставалась спокойной, стабильной и толерантной. Однако, учитывая события, происходящие в Лозанне, такая самоуверенность кажется необоснованной. Эти беспорядки показывают, что швейцарская социальная модель не работает», — отметили авторы статьи.
Лозанна, где произошли митинги, поддерживает политику разнообразия. Поэтому за последние 10 лет там приняли 200 тысяч беженцев. Многие из Афганистана, Сирии, Эритреи и Сомали. Мэр Лозанны Грегуар Жюно даже пообещал масштабные реформы ради восстановления общественного доверия, так как в полиции существует «системная проблема дискриминации».
Гибель подростка спустила крючок. По разным причинам массовые беспорядки произошли не только в Лозанне, но и в Берне, Базеле и Цюрихе. Объяснить скатывание Швейцарии колониальным прошлым нельзя. Страна выступала за инклюзивность и разнообразие.
Швейцария может и дальше говорить, что беспорядки связаны с отдельными инцидентами или же посмотреть правде в глаза – миграционная политика привела к глубокой социальной напряженности.
«Швейцария стала богатой и может оставаться таковой, только если продолжит быть "оазисом стабильности", привлекая состоятельных людей, бизнес и инвестиции со всего мира. Кадры непрекращающихся уличных столкновений, на которых африканские мигранты вступают в противостояние с полицией, угрожают самой модели, обеспечившей процветание Швейцарии», — подытожили журналисты.