В прошлой статье мы исследовали образы В+Н:
- Образ В (связь) задаёт смысл глаголу ВИТЬ, от которого официальная этимология производит слова:
ВЕНИК, ВЕНОК, ВЕНЕЦ (по Фасмеру М. и др.) - нечто СВИТОЕ (воедино), от глагола "ВИТЬ"
Как оказалось, смысл этих слов НЕ ограничивается значением "свитое" или, "связанное вместе"!
Всё потому, что вклад в общий смысл несёт не только согласная В (мостик к слову ВИТЬ), но и согласная Н!
- В - объединение, образование связей, доступов, влияния, власти, быть внутри
- Н - кодирует как НАЛИЧИЕ указанных аспектов В, так и их ОТМЕНУ, ЗАВЕРШЕНИЕ, ОТСУТСТВИЕ, часто - ОДНОВРЕМЕННО.
Общий образ ВН учитывает взаимное влияние обеих букв:
Образ ВН:
- объединение и, одновременно, разъединение, завершение связей
- быть внутри и выходить, выводить вон,
- отмена значения "быть внутри"
и другие вариации наличия/отсутствия значения В
Примеры слов:
- ВОН, ВНЕ, воВНЕ - отмена значения "быть внутри"
- ВЕНик - наличие связей, удерживающих веник, но при этом - вывод воВНЕ чего-либо ненужного (выметание сора или очистка тела в бане)
ВЕНиками иногда презрительно называют букеты цветов. Этот переносный смысл возник неспроста и тоже зависит от Н.
Основной смысл дарения букетов в том, чтобы создать или укрепить уже имеющиеся связи, попасть В ближний круг значимого человека (образ В-связь)
А образ Н - создаёт смысл ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ образом В и, в данном случае, его "инструментом" - букетом. Обычно веник выметает "ненужное", а здесь сам сленговый "веник", как символ ненужного, лишнего.
- ВЕНок - наличие связей, удерживающих венок + демонстрация НАЛИЧИЯ и значимости связей между людьми (праздничные и ритуальные венки), и, ОДНОВРЕМЕННО - ЗАВЕРШЕНИЕ, ОКОНЧАНИЕ связей, доступов, объединяющих мероприятий (проводы ушедших близких или окончание соревнований с награждением венками победителей).
Кстати, сам венок может быть, как ЗАМКНУТ (русские, славянские венки), так и НЕ ЗАМКНУТ (некоторые греческие венки) - и это тоже "дело рук" образа Н!
Близкие к слову ВЕНок:
- ВЕНец, уВЕНчать (украсить), уВЕНчаться (успехом) - они как раз, кроме НАЛИЧИЯ крепких связей в ходе процесса - чаще про ЗАВЕРШЕНИЕ дел (удачное), и ФИНАЛЬНЫЕ действия (украшение).
- ВЕНчание - ЗАВЕРШЕНИЕ действий по ОБЪЕДИНЕНИЮ связей, доступов, влияния, возможностей нового уровня.
Теперь мы имеем представление о взаимном влиянии образов В и Н! Но будут ли эти образы также работать в других - более сложных словах, с участием других согласных?
Одно из таких слов - это ЗВЕНО и его множественная форма: ЗВЕНЬЯ. Здесь объединяющим образом становится З+В+Н
Какую же роль играет этот новый образ З?
И какое влияние он оказывает на образ ВН?
Давайте, это выясним.
Любопытнейшее сочетание образов З+В+Н в словах ЗВЕНО и ЗВЕНЬЯ
Учитывая, что образ З часто означает ПРОНИКНОВЕНИЕ (ответственное!), ОСНОВУ, ХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ и ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ (одно ЗА другим, сделать ЗА него), можно обнаружить любопытное совпадение смыслов:
- З-ВЕНО, З-ВЕНЬЯ - это проникающие друг в друга и следующие один за другим (образ З!) - ВЕНЬЯ, то есть, ВЕНки, ВЕНцы, составляющие основу чего-то большего!
Или по буквам:
ЗВЕНО - трактуем взаимосвязь образов З+ВН:
З- проникающее одно в другое и имеющее порядок следования "один за другим", составляющее некую основу...
В - ...нечто соединённое, связанное воедино (например, замыкание в кольцо)...
Н - ... где соединение может быть как крепким и цельным, так и таким, которое, можно разомкнуть обратно. (ВН - вариативность образа В от наличия к отсутствию признаков).
Одно ЗВЕНО, в единственном экземпляре, конечно же, никуда не "проникает". Но образ З, в данном случае, кодирует возможность такого проникновения, а это значит, что:
- ЗВЕНО - всего лишь ОДИН элемент из множества подобных, которые в совокупности должны выполнить функцию образа З - а это проникновение, следование определённому порядку, основа большего.
Без образа З - это была бы просто россыпь отдельных замкнутых (или незамкнутых!) колечек - "ВЕНьев".
Не зря же официальная этимология установила слово ВЕНО, как общую исходную форму для слов ВЕНОК, ВЕНЕЦ!
А теперь давайте сравним наши выводы с официальной этимологией слова ЗВЕНО и отметим, кто ближе подошёл к сути - официалы или Археология смысла:
Официальная этимология слова ЗВЕНО.
Одни лингвисты (Крылов Г. А) производят слово "ЗВЕНО" от искусственно восстановленного (!) общеславянского названия рыбы *«zъvь».
Другие (Шанский Н.М.)- от глагола "звенеть". Согласно им, звено - нечто "звенящее"
(Звенья - звенят! А то, что слово "звено" давно употребляется в других смыслах, да и сами звенья могут быть не из металла, и не звенеть - да кто обращает внимание на эти нестыковки!)
Третьи (Успенский Л. В., Семёнов А. В., Фасмер М., ) - перечисляют вышеуказанные версии, плюс - происхождение от латинского слова "genu" (колено). (Где тут связь русского ЗВ и латинского G - неизвестно)
При этом Семёнов склоняется к "звенящим", то есть, к версии Шанского. Успенский называет слово "труднообъяснимым" и признаёт, что "окончательного решения нет". А Фасмер называет "звено" - "трудным словом", перечисляет версии, среди которых наименее убедительной считает версию происхождения от слова "рыба" (упоминая её литовское название "žuvìs").
В общем, кто во что горазд. Единой стройной версии нет и быть не может, потому что официалы отсылают не к первопричине, а к другим языкам, а те - к третьим и так далее. Получается, что стараются, уходят далеко, но к цели не приходят.
Другой взгляд на происхождение данного слова вы уже знаете. Подведём итоги:
Этимология слова ЗВЕНО от Археологии смысла:
Исходный, то есть, фундаментальный смысл слова заключён в образах его букв, где согласным - принадлежит основное значение, а гласные - тонко регулируют смысл согласных, заужая его до одного-двух аспектов, придавая целенаправленности, глубины, иерархии, цикличности и других качеств.
- Образ З предписывает отдельным ВЕНьям, ВЕнкам, ВЕНцам "встать в строй" - один ЗА другим и ЗАцепиться одному ЗА другого (проникнуть, пронЗить).
- Образ В отвечает за соединение, связь звеньев.
- Образ Н - кодирует возможность как надёжного смыкания звеньев, так и их размыкания в случае необходимости (Н - наличие/отсутствие, их одновременность и переходы между ними).
А теперь давайте сравним наши выводы с официальной этимологией слова ЗВЕНО и отметим, кто ближе подошёл к сути - официалы или Археология смысла.
По-моему, вывод очевиден.
В образах букв З, В, Н - содержатся СУЩЕСТВЕННЫЕ, КЛЮЧЕВЫЕ, а не второстепенные признаки данного понятия.
Именно сочетание ключевых признаков, совпадающих со смысловыми аспектами согласных З, В, Н и определило когда-то выбор согласных, а также, гласных Е, О - для создания слова ЗВЕНО.
"Не отходя от кассы", поищем дополнительные примеры - похожие по смыслу и буквосочетанию (ЗВН) слова, и это:
ПоЗВоНок, поЗВоНочник - тоже про ЗВЕНья!
Всё тоже самое - взаимосвязь, взаимопроникновение, порядок следования, основа чего-то большего.
Но!
Образ ПО выводит смысл ПОЗВОНКА, как одного из множества ЗВЕНЬЕВ и ПОЗВОНОЧНИКА - на новый (биологический) уровень функциональности:
- ПОЗВОНок, ПОЗВОНочник - сложная функция (ПО), основывающаяся ПОверх или НА - существовании некой определённой совокупности ЗВЕНЬЕВ.
Что касается схожих слов: ЗВОНок, ЗВОН, ЗВЕНЕТЬ, а также - ЗВУК, ЗОВ - то здесь также реализуется сумма образов З+В и, иногда, +Н, только в другом аспекте, который мы рассмотрим в одной из следующих статей!
Однако примеры реализации указанного смысла З+В+Н на этом не заканчиваются!
Как насчёт образа В+Н+З в словах ШВЕНЗА и ВЕНЗЕЛЬ? Есть ли у них смысловое сходство с предыдущими примерами?
Ключевой образ ВНЗ перекликается с образом ЗВН!
Слово ШВЕНЗА не особо распространено даже среди тех, кто имел дело с ушными серьгами. Я вот его еле вспомнила. И то подсказкой послужили образы слова ЗВЕНО! Вспомнилась цепочка, у которой можно размыкать и замыкать звенья, проникающие друг в друга
- Швенза - это та часть ушной серёжки, которая вставляется в мочку уха. Может иметь вид как незамкнутого длинного крючка или гвоздика, так и замыкающейся петли, застёгивающейся на замочек.
Ш - значение постепенности, пошаговости, продолжения и доведения до результата (и, видимо, аккуратности).
ВЕН - вариативность замкнутости-незамкнутости, которая есть также в словах ЗВЕНО, ВЕНОК, ВЕНЕЦ
З/ЗА - отвечает за смысл некого "проникновения", что является ключевым для понятия "ШВЕНЗА" (также, как в словах ЗВЕНО и ПОЗВОНОК).
Сумма значений отдельных образов не только НЕ противоречит общему смыслу слов, но и объясняет его!
То же самое с понятием ВЕНЗЕЛЬ:
- ВЕНЗЕЛЬ - это личный знак, составленный из одной или нескольких букв (как правило, не более трёх) и красиво оформленный орнаментом и другими графическими элементами. Чаще всего основой для вензеля становятся инициалы владельца, переплетённые друг с другом.
А вот что говорит Википедия:
- ВЕНЗЕЛЬ (от нидерл. bindsel — «завязка, узел») — временное связывание вместе двух тросов
- ВЕНЗЕЛЬ (от пол. węzeł — «узел») — художественно переплетённая, с дополнением витиеватостей, и образующая красивый узор монограмма, начальные буквы имени и фамилии
Вензелями в просторечье также называют витиеватые узорчатые орнаменты, которые сопровождают некий текст. Не зря же есть фразеологизм "выписывать вензеля" - про нетвёрдую и непредсказуемую походку.
По образам букв здесь тоже всё предсказуемо:
ВЕНЗЕЛЬ:
ВЕН - отвечает за "переплетённость" и "витиеватость", (как в словах ВЕНОК и ВЕНЕЦ , которые сами происходят от "ВИТЬ" и означают "нечто свитое, сплетённое)
ЗЕ - смысл некого "проникновения", что характерно для вензелей
ЛЬ - смысл "выбора из ресурсного ряда", говорит о существовании различных вариантов и выборе между ними
"Монограмма" и "вензель" - это сходные понятия. Не специалистам (вроде меня) трудно их различить, тем более, что по поисковому запросу выходит сборная солянка. Приведу слова мастера Felicita (jenny-design) с сайта "Ярмарка Мастеров":
"Меня часто спрашивают, в чём разница между монограммой и вензелем. Объясню в двух словах, потому что это важный момент при заказе.
МОНОГРАММА – это знак из стоящих рядом или соединенных между собой первых букв имени и фамилии. Бывают варианты (и довольно часто) из трёх букв: имени, отчества и фамилии. Бывает вариант только из буквы имени. Но: правильная монограмма СКРОМНА и ЛАКОНИЧНА. В ней нет излишней витиеватости, хитросплетений и дополнительных изображений (например, короны, веточек и пр.).
ВЕНЗЕЛЬ отличается от монограммы более сложным узором, витиеватостью переплетений букв и, по желанию, дополнительными украшениями в виде той же короны, веточек, росчерков, цифр и пр. Это усложнённый вид монограммы.
А вот выбор уже за вами! Например, для мужских запонок я бы однозначно рекомендовала монограмму – она легко читается и очень элегантна, без вычурности. А на ежедневнике или носовом платке роскошно смотрится вензель."
И тут тоже про выбор! Потому что вариантов, действительно, может быть очень много!
На этом мы пока завершаем разбор слов с образами ЗВН и ВНЗ.
В рассмотренных сегодня словах мы спокойно нашли значения входящих в слово образов букв, а это значит, что нам не надо искать происхождение слова где-то в других языках!
Само слово - интуитивно ли оно образовалось, было ли переиначено из другого термина или специально создано "с нуля" - происходит от суммы смыслов, входящих в слово ключевых образов букв!
Набор одинаковых согласных у разных слов приводит к тому, что смыслы слов перекликаются или совпадают по ключевым признакам.
Как вам ТАКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ? Где все ключи, которые нужны - находятся внутри ОДНОГО языка!