Найти в Дзене

Поль Сезанн: гений-затворник ХIX века, который стал самым дорогим художником XXI века.

Поль Сезанн (1839–1906) — один из самых влиятельных художников XIX–XX веков, чьи работы заложили основы перехода от импрессионизма к модернизму. Его уникальный стиль, сочетающий структурную чёткость и цветовую экспрессию, оказал огромное влияние на кубизм, фовизм и абстрактное искусство. В истории искусств существует термин сезаннизм. Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провансе на юге Франции. Его отец, Луи-Огюст Сезанн, был энергичным и напористым человеком. Он учился в Париже шляпному ремеслу и сумел построить успешный бизнес в Экс-Прованс. Позднее он создал собственный банк Cezanne & Cabassol и стал успешным банкиром. Отец видел в сыне наследника и помощника в банковском деле. Поль Сезанн получил отличное образование . В 1852 году он поступил в коллеж Бурбон, где познакомился с будущим писателем Эмилем Золя, ставшим его близким другом. Сезанн хорошо учился и получал отличные оценки по математике, латинскому и греческому языкам. Рисование было обязательным предмет

Поль Сезанн (1839–1906) — один из самых влиятельных художников XIX–XX веков, чьи работы заложили основы перехода от импрессионизма к модернизму. Его уникальный стиль, сочетающий структурную чёткость и цветовую экспрессию, оказал огромное влияние на кубизм, фовизм и абстрактное искусство. В истории искусств существует термин сезаннизм.

Портрет Поля Сезанна - «Портет художника, который смотрит через плечо», 1883-84, Basil & Elise Gouiandris Foundation Collection, Athens, Greece
Портрет Поля Сезанна - «Портет художника, который смотрит через плечо», 1883-84, Basil & Elise Gouiandris Foundation Collection, Athens, Greece

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Провансе на юге Франции. Его отец, Луи-Огюст Сезанн, был энергичным и напористым человеком. Он учился в Париже шляпному ремеслу и сумел построить успешный бизнес в Экс-Прованс. Позднее он создал собственный банк Cezanne & Cabassol и стал успешным банкиром. Отец видел в сыне наследника и помощника в банковском деле.

Поль Сезанн получил отличное образование . В 1852 году он поступил в коллеж Бурбон, где познакомился с будущим писателем Эмилем Золя, ставшим его близким другом.

« Портрет Эмиля Золя », 1862-1864, Musée Granet, Aix-en-Provence
« Портрет Эмиля Золя », 1862-1864, Musée Granet, Aix-en-Provence

Сезанн хорошо учился и получал отличные оценки по математике, латинскому и греческому языкам. Рисование было обязательным предметом в начальной школе и колледже, а с пятнадцати лет Сезанн начал посещать школу рисования Экс – Провансе.

« Девушка у пианино » (Увертюра к «Тангейзеру»),1868.  Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
« Девушка у пианино » (Увертюра к «Тангейзеру»),1868. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1858 году по настояния отца Пол Сезанн поступил в Университет Экс-Прованс на факультет права. Вопреки ожиданиям в 1860 он бросил Университет и в 1861 переехал в Париж, чтобы учиться живописи. Существенную роль в этот момент сыграл Эмиль Золя, который всячески поддерживал своего друга и помог ему переехать в Париж. Самостоятельно заниматься живописью Сезанн начал в двадцать три года.

Не смотря на противоречия, отец продолжал поддерживать сына и ежемесячно отправлял ему деньги. Гораздо позднее Пол Сезанн получил большое наследство в размере 400,000 франков. При жизни отца Сезанн находился в финансовой зависимости от отца, который присылал сыно 150 - 200 франков в месяц. Наличие небольшой финансовой поддержки позволяло художнику заниматься живописью и искать покупателей на свои картины.

«Потрет мужчины», 1862-1864,  Частная коллекция
«Потрет мужчины», 1862-1864, Частная коллекция

Пол Сезанн дважды пытался поступить в Школу Изящных Искусств, но был отвергнут жюри. Фактически Сезанн так и не смог получить классическое образование живописца.

Поль Сезанн посещал Академию Сюисса, где молодые студенты рисовали с живой модели, и музей Лувра, где самостоятельно учился и копировал работы Тициана, Рубенса и Микеланджело.

Ранние работы Сезанна (1861-1870) находились под влиянием романтизма и реализма. Они характеризуются темной палитрой и интенсивным использованием черного цвета. Этот период работы художника называют “темным”. На раннего Сезанна оказали большое влияние картины Веронезе, Тинторетто и Делакруа. Этих живописцев объединяет темперамент и экспрессивная манера письма.

«Портрет дяди Доминика в профиль», 1866-67, The Fitzwilliam Museum,Cambridge, United Kingdom
«Портрет дяди Доминика в профиль», 1866-67, The Fitzwilliam Museum,Cambridge, United Kingdom

«Портрет отца,читающего L’évènement » (1866) демонстрирует интерес к фактуре и объёму, он выполнен в темных тонах. Картина полна символизма - на картине художник изобразил не ту газету, которую отец ежедневно читал. L’Evenement - это газета, в которой печатал свои статьи Эмиль Золя. На заднем фоне картины Сезанн написал натюрморт "Сахарница, груши и голубая чашка" символизирующий будущее живописное видение художника.

«Портрет отца, читающего L'Evenement», 1866, National Gallery of Art, Washington, D.C.
«Портрет отца, читающего L'Evenement», 1866, National Gallery of Art, Washington, D.C.
-7
«Сахарница, груши и голубая чашка»,  1865 - 1866, Musee d'Orsay, Paris
«Сахарница, груши и голубая чашка», 1865 - 1866, Musee d'Orsay, Paris

В 1870-х годах Сезанн примкнул к импрессионистам и принял участие в их первой выставке в 1874 году, но его отношения с импрессионистами были непростыми. Его стиль вызывал споры и недоумение, работы казались странными и неуклюжими.

В 1872 году Сезанн переехал в Понтуаз, где работал вместе с Камилем Писсарро, который стал его наставником и оказал большое влияние на становление Сезанна и его будущий стиль живописи. Они вместе пишут на пленэрах, обсуждают импрессионизм, ищут новые художественные решения.

«Пейзаж с домом повешенного», 1873,  Musee d'Orsay, Paris
«Пейзаж с домом повешенного», 1873, Musee d'Orsay, Paris

Под влиянием импрессионизма его картины стали легче и светлее. Сезанн многому научился у импрессионистов, но он начал разрабатывать свой собственный стиль с тщательно выверенной композицией и продуманными деталями. Примерами работ этого периода являются картины «Пейзаж с домом повешенного» (1873) и «Мост в Менси» (1879).

«Мост в Мэнси», 1879. Musee d'Orsay, Paris
«Мост в Мэнси», 1879. Musee d'Orsay, Paris

К концу 1870-х он отошёл от импрессионизма, стремясь к большей структурности. В 1880-х Сезанн вернулся в Экс-ан-Прованс, где начал разрабатывать свою уникальную технику. В работах Сезанна начинает четко прослеживаться геометризация форм (предметы сводятся к шарам, цилиндрам, конусам) и модуляция цвета (тени и свет создаются не чёрным и белым, а контрастными оттенками).Достаточно часто в своих работах художник использует нарушение перспективы (несколько точек зрения в одной композиции).

«Гора Сент-Виктуар» (серия, 1885–1906)

«Гора Сент-Виктуар», 1897. Kunstmuseum, Bern
«Гора Сент-Виктуар», 1897. Kunstmuseum, Bern

Сезанн на протяжении всего творчества изображал гору Сент-Виктуар, находящуюся в окрестностях Экс-Прованса. В общей сложности художник написал 87 работ. Художник в многочисленных вариациях одного и тоже сюжета стремился осуществить “синтез постоянства и изменчивости”.

«Игроки в карты» (1890–1895) – серия из пяти картин, которые различаются количеством игроков и размером. Сезанн создал большое количество эскизов и этюдов при подготовке для этой серии. Около пяти лет ушло у художника, чтобы он смог подготовить эскизы и окончательные варианты работ. Сезанн писал портреты с местных крестьян и много раз менял их позы, чтобы найти устраивающий его вариант.

В 1961 году во время выставки в Париже одну из картин "Игроки в карты" украли прямо с выставки. Шедевр был найден через год в багажнике брошенного автомобиля в Марселе. Франция была настолько потрясена кражей знаменитой работы, что была выпущена почтовая марка с репродукцией украденной работы.

«Игроки в карты », 1894–1895 гг., Musee d'Orsay, Paris
«Игроки в карты », 1894–1895 гг., Musee d'Orsay, Paris

В феврале 2012 семья эмира Катара выкупила картину Игроки в карты у частного коллекционера за 250 миллионов долларов, что сделало Сезанна самым дорогим художником в мире на тот момент.

Натюрморты

Натюрморты Сезанна сильно отличаются от классических натюрмортов, где все предметы выстроены правильно и симметрично. У Сезанна предметы и столы могут наклоняться, может нарушаться перспектива.

«Кухонный стол», 1888-1890, Musee d'Orsay, Paris
«Кухонный стол», 1888-1890, Musee d'Orsay, Paris

«Каменный кувшин»,  1893-94, Collection Beyeler, Basel
«Каменный кувшин», 1893-94, Collection Beyeler, Basel

«Натюрморт с яблоками и дынями»,  1895, Esther Grether Family Collection
«Натюрморт с яблоками и дынями», 1895, Esther Grether Family Collection

Художник старался передать не то как предмет выглядит, а то как человеческий разум воспринимает этот предмет. В одной картине предметы могут быть написаны под разными углами. Не важно как выглядит предмет, важно как мы его воспринимаем – такую логику закладывал художник в свои работы.

«Четыре купальщицы» (1906 ) – одно из последних полотен художника. Ощущение, что картина вне времени. Фигуры сливаются с пейзажем, образуя единую композицию. Картина – размышление художника о форме, ритме, теле и пространстве.

«Четыре купальщицы», 1877-1878, Pola Museum of Art, Hakone, Japan
«Четыре купальщицы», 1877-1878, Pola Museum of Art, Hakone, Japan

Портреты

Работа над портретами занимала у художника очень длительное время. Сеансы длились часами, и число сеансов могло быть более ста. Художник требовал полной неподвижности модели и мог прекратить работу над портретом в случае нарушения его требований.

«Портрет Энтони Валабрека»,  1896-97, Narodni Galerie, Prague
«Портрет Энтони Валабрека», 1896-97, Narodni Galerie, Prague

«Портрет мадам Сезанн», 1883-85,  Philadelphia Museum of Art
«Портрет мадам Сезанн», 1883-85, Philadelphia Museum of Art

К началу XX века Сезанн наконец получил признание. Молодые художники (Пикассо, Матисс, Брак) видели в нём предтечу модернизма. У Сезанна появляется большое количество учеников, последователей и коллекционеров, которые стремятся приобрести работы художника.

«Мужчина с трубкой», 1890-92, The Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City
«Мужчина с трубкой», 1890-92, The Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City

Искусство Сезанна оказало большое влияние на русское искусство начала ХХ века и на творчество объединения Бубновый валет. Под влиянием Сезанна находились П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, И.И.Машков, Р.Р. Фальк. Русских художников привлекали яркость красок работ Сезанна, декоративность, сочность мазка. Русские художники знакомились с живописью Сезанна по собраниям И.А. Морозова и С.И. Щукина.

«Автопортрет», 1898 - 1900, Musee Granet, Aix-en-Provence
«Автопортрет», 1898 - 1900, Musee Granet, Aix-en-Provence

Сезанн умер 22 октября 1906 года от пневмонии. Его наследие включает более 800 работ маслом, не считая рисунков и акварелей.

Афиша выставки "Сезанн в Жа-де-Буффан"
Афиша выставки "Сезанн в Жа-де-Буффан"

С 28 июня по 12 октября 2025 года в Экс-ан-Провансе проходит масштабная выставка "Сезанн в Жа-де-Буффан" в художественном музее Гране. Это ретроспективная выставка творчества художника за 40 лет, которые он прожил в семейном поместье Жа-де-Буффан.

-22
-23

На выставке представлены 135 картин, рисунков и гравюр, представленных музеями и частными коллекционерами из более чем десяти стран.

-24
«Дом в Экс-ан-Провансе», 1885-1887
«Дом в Экс-ан-Провансе», 1885-1887

Поль Сезанн — художник, который «научил мир видеть форму в цвете». Его поиски структуры и гармонии заложили основы искусства всего XX века. От кубизма до абстракции — всё так или иначе восходит к творчеству Поля Сезанна.

«Сезанн — это отец всех нас» (Пабло Пикассо).