Найти в Дзене
Телеканал ТБВ

«Что делать, если теряешь веру?»

Недавно в Интернете встретился текст, что-то вроде исповеди студента третьего курса Московской Духовной Академии. Он признавался, что в последнее время уже не может верить так искренне, как раньше. Зерна сомнений в нем зародили публикации в Интернете, в которых оспаривалось авторство Моисея по отношению к первым пяти книгам Ветхого Завета, ставились под сомнения Исход евреев из Египта и существование Давида и его Царства. К скепсису в отношении Воскресения Христа мы, кажется, все уже давно привыкли, ведь и как только это случилось, одни поверили, а другие нет. А вот все остальное действительно вызывает вопросы. Особенно у тех, кто рос и воспитывался в консервативно-традиционных религиозных семьях. Неужели Библия действительно всего лишь сборник древних мифов? Воскресал ли Иисус? И есть ли Бог? Попробуем помочь тем, кто на своем пути Богоискательства начал терзаться этими вопросами. Для начала нужно понять, что собой представляет миф. Сейчас это слово – синоним чего-то ругательного. Но

Недавно в Интернете встретился текст, что-то вроде исповеди студента третьего курса Московской Духовной Академии. Он признавался, что в последнее время уже не может верить так искренне, как раньше. Зерна сомнений в нем зародили публикации в Интернете, в которых оспаривалось авторство Моисея по отношению к первым пяти книгам Ветхого Завета, ставились под сомнения Исход евреев из Египта и существование Давида и его Царства. К скепсису в отношении Воскресения Христа мы, кажется, все уже давно привыкли, ведь и как только это случилось, одни поверили, а другие нет. А вот все остальное действительно вызывает вопросы. Особенно у тех, кто рос и воспитывался в консервативно-традиционных религиозных семьях.

Неужели Библия действительно всего лишь сборник древних мифов? Воскресал ли Иисус? И есть ли Бог? Попробуем помочь тем, кто на своем пути Богоискательства начал терзаться этими вопросами. Для начала нужно понять, что собой представляет миф. Сейчас это слово – синоним чего-то ругательного. Но ранее это была всего лишь форма изложения, благодаря которой люди понимали мир. Они не имели в своем арсенале тех достижений науки, которые есть у нас сейчас, поэтому многие вещи приходилось домысливать и достраивать в своем воображении. То, что раньше практически за все природные явления отвечали боги, было не показателем серости мышления людей тех времен, а всего лишь попыткой на их языке объяснить окружающий мир.

Что это нам дает? Возможность под другим углом посмотреть, например, на первые главы Библии. Для кого-то нет проблем понимать шесть дней Творения буквально, для кого-то это вступает в конфликт с его научным мировоззрением. Для таких людей полезно процитировать апостола Петра: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3:8)». Сложнее с авторством некоторых библейских книг. В те времена за соблюдением авторских прав не следили так пристально, как это делают сейчас, поэтому никого особенно не беспокоило, Павел ли автор посланий, которые ему приписывают, или нет. Доказано, что какие-то тексты были написаны позже, общинами, основанными одним из первоверховных апостолов, и поэтому тексты носят его имя. Их по праву можно считать Павловыми, потому что они развивают мысли, высказанные Павлом.

А как же быть с библейскими чудесами? О, это извечная тема! Еще Иисуса упрекали в том, что Он совершает чудеса силой князя бесовского (Мф. 12:24). Но это тогда. Сейчас бы Ему в целом никто не поверил, сказав, что Он использует какие-то секретные технологии, одним словом, фокусничает. А по поводу Воскресения – тела же никто не видел, ну украли апостолы из гроба и всех делов. Или словили коллективную галлюцинацию. Не часто, но такое тоже случается. Мы не будем ссылаться на исследования Туринской Плащаницы, которые как раз говорят в пользу подлинности этой реликвии как отпечатка тела Воскресшего. Кто хочет, может поискать соответствующую информацию в Интернете. И опять же, не факт, что он ей поверит, В этом и заключается свобода человека, данная Ему Творцом: либо верить в Бога, либо нет.

К какой же мысли мы хотим подвести читателей? Она очевидна – Бог неочевиден. Для тех, кто не хочет, чтобы Он был. И Он не навязывается. Иисус мог бы явиться по Воскресению Понтию Пилату или Каифе, но пришел только к горстке учеников, которые были рады видеть Своего Учителя живым. Так же Он приходит и к Тем, кто хочет поверить в Него. Поэтому изначальное условие – Вера. Дальше уже можно почитать и сотню исследований на тему клинической смерти, где за порогом жизни люди встречались с Кем-то (и порой даже нехристиане идентифицировали эту Личность как Христа), подкрепленных исследованиями авторитетных ученых, можно изучить материалы верующих ученых-библеистов. Но на примере того семинариста, за которого мы призываем всех наших читателей искренне молиться, можно сказать, что сначала нужно захотеть призвать Бога в свое сердце. А потом Промыслом появятся и доказательства.

А у Вас случался кризис веры? Что помогало справиться? И какие советы Вы дали бы этому молодому человеку?