Маркетинг сегодня возвели в ранг искусства и даже науки, и если с наукой, хоть как-то можно согласиться, то искусство... Ну разве что - искусство лжи!
Почему так?
Просто потому, что маркетинг и есть самая настоящая ложь, призывающая вислоухих обывателей делать то, что выгодно и нужно заказывающему музыку... или диктующему правила... или задающему тон - одним словом тому, кто платит!
Мысль о написании этой статьи на меня навеял отечественный мессенджер МАХ, вернее метод, которым его раскручивают.
Мессенджер не плохой. Совершенно точно не хуже других, а в чем-то превосходит популярные аналоги, но... Раскручивают его, на первый взгляд, не элегантно, не по методике пиара известных брендов, не так как мы привыкли. Способ вывода МАХ на рынок агрессивен, навязчив, не отличается демократичностью, не столь привлекателен для потребителя, зато более честен и более открыт.
Посыл примерно такой:
"Это отечественный мессенджер, который сделает безопасность государства, а следовательно ее жителей более надёжной, а значит граждане (если они хотят безопасности) просто обязаны соскочить с недружественных платформ и перейти на свою, российскую, тем более что он ничуть не хуже популярных аналогов и даже превосходит их по некоторым параметрам."
Разве не честно?.. Разве не прямо и открыто?
А вы хотите по-другому? Хотите как всегда - верить в то, что вы сами решаете какой социальной сетью пользоваться, каких блогеров слушать и с помощью какого мессенджера обмениваться информацией?... М-м-м-м... да-а-а... Во истину, наше тщеславие и вера в собственную исключительность выше неба!
Никто! Никто и никогда самостоятельно не выбирал, что ему носить и чем пользоваться, иначе для чего бы нужен был маркетинг!!!
Вы над этим не задумывались?
Или вы считаете, что нечто уникальное может просто взять и завируситься, обеспечив миллионный охват? Вот так просто, без миллиардных вложений и супер точных расчетов? Ну, вы наивные!!!
Скажете, что бывают случаи, когда пост неожиданно начал набирать просмотры? ... Да бывают, но только когда ваш посыл укрепляет мнение пользователей в идее, за продвижение которой уже кто-то заплатил. Будете участвовать в популяризации бренда или идеи, щедро снабжающих деньгами социальные платформы - вас продвинут, ведь за все уплачено! Маркетологи уже получили баснословные гонорары, и бренд или идея давно и прочно заняли место в головах обывателей. Или вы решили, что сами сделали выбор в пользу того или иного?
Верно говорят, что человек просто жаждет быть обманутым, и если вы считаете, что бренды и понты - ваш личный выбор, то одурачены вы по делу и так вам и надо. Платите с удовольствием за то, что вам втюхивают, и продолжайте считать, что делаете это по собственной воле, а не по прихоти того, кто недавно нанимал команду маркетологов с одной лишь целью - именно так с вами и поступить!
Я понимаю, что никто не желает думать, что он одурачен и выбор за него кто-сделал. Мы существа гордые и эгоистичные, нам больше нравиться считать, что именно мы решаем как нам жить и чем пользоваться. И это не плохо, а главное каждому доступно, вот только поступают так единицы, а основная масса ведётся на маркетинговые трюки, которые именно для это разработаны.
Маркетинг - искусство убеждать, что все что вам предложено, вам необходимо!
В противном случае, зачем он вообще нужен?! Маркетинг изучает ваши потребности, ваши слабости и ваши желания и именно под эти запросы и запускаются программы, убеждающие, что именно это вами востребовано!
Не согласны? Тогда скажите, почему абсолютное большинство предпочитает раскрученные и известные бренды? Неужели все хотят быть одинаковыми? А как же стремление к индивидуализму и личному выбору?.. Предположим, что популярные бренды - самое лучшее, что изобретено человечеством? Но почему же тогда люди не единодушны в выборе?
Как пример - пользователи смартфонов: один пользуется китайским Huawei, второй корейским Samsung, а третий продукцией компании Apple - послушайте как они рьяно отстаивают преимущества своего гаджета. Вы никогда не сумеете доказать, что именно ваша техника лучше, вплоть до конфликта и ссоры. Знаете почему? Потому что особенных различий между этими телефонами в технических характеристиках, удобстве и красоте нет, вот только более понтово пользоваться Apple. Это главное! Именно в этом преуспели яблочные маркетологи, выпуская модель на рынок. Именно для этого устраивались презентации, подогревался интерес, именно для этого знаменитости из каждого утюга кричали какой классный смартфон они купили и...
"Если хотите быть на нас похожи - пользуйтесь смартфонами компании Apple ".
А мы так хотим быть похожими на успешных и богатых. Это и есть основное преимущество Яблока.
Знаете сколько платят знаменитостям, для того, чтобы они рекламировали тот или иной бренд?
С 1986 года, Майкл Джордан получил от компании Nike, более 1.5 миллиардов долларов, за то что позволил использовать своё имя в названии модельного рядка кроссовок Nike. А все потому, что в 1984 году, продажи Nike начали стремительно падать, вот и пришлось компании пойти на эту хитрость. Именно хитрость, ведь от того, что на кроссовках появилось имя Джордана и приписка Air обувь не стала лучше, зато продажи выросли на 40%!!! И что... Люди сделали осознанный выбор? И чем же они руководствовались? Качеством обуви? Красотой? НЕТ!!! Все это осталось без изменения, кроме цены, которая увеличилась и новой сказки, что эту обувь носит сам Майкл Джордан по доброй воле. Маркетологи просто упустили факт, что за использование кроссовок Джордану очень щедро платят, но это же не наказуемо?!
Люди хотят быть похожими на своих кумиров, а Джордан был кумиром миллионов.
Свободный ли это выбор или грамотный маркетинговый ход? Решайте сами! Но очень сомневаюсь, что без Джордана, кто то стал бы так активно покупать эту обувь.
А Тэйлор Свифт в 2014 году, получила от производителя воды Diet Coke, гонорар в 26 миллионов, за рекламу их продукции. Почему так много? Да потому что имела в инстаграм 191 миллион подписчиков, мгновенно побежавших в магазин покупать воду, которую пьет знаменитость. И что?... Вода стала вкуснее или дешевле? Нет!!! Она осталась такой же, и даже подорожала, но то что 191 миллион человек захотел прикупить водички, которую они вчера еще даже не пробовали, дало возможность компании и самой Тейлор Свифт стать богаче... Скажете это был личный выбор каждого? Очень сомневаюсь, что люди ни с того ни с сего, решили употреблять этот напиток. Их подтолкнул грамотный маркетинговый ход.
А сколько классных производителей не имеют таких денег?.. Считаете они по воле случая смогут стать популярны на рынке? О, как наивен человек в своём желании верить в чудеса!
Без маркетинга вы никогда не завоюете популярность и про вашу продукцию никогда не заговорит общество. Вернее такое возможно, но на это уйдут десятилетия, а маркетологи добиваются результата за месяцы, вкладывая в одурманивание толпы сотни миллионов долларов, ведь все они окупятся, потому что люди такие внушаемые!
Карл Маркс в своём бессмертном Капитале написал, что спрос рождает предложение. Возможно так было раньше. Теперь же грамотные маркетологи сначала создают ажиотаж на рынке, запускают рекламные компании, снимают фильмы, мультики, сериалы, запускают шоу, разогревают в людях нешуточный интерес, и лишь потом выкидывают на рынок продукцию, ради которой уже собираются очереди из желающих получить то, о чем говорят все вокруг! И где здесь личное желание, определяющееся параметром цена - качество? Таких параметров больше нет! Теперь есть модно и не модно, понтово и беспонтово. Вот и все! Маркетинг и создан сделать из любой вещи понтовую штуковину. Безусловно никто не отменял качество, но мало ли качественных продуктов на рынке, а покупают только те, которые раскручены хитрыми маркетологами.
И вы все ещё считает, что сами чего-то решаете?
"Будете покупать - никуда не денетесь!"
Именно так думают умелые пиарщики и маркетологи, разрабатывая механизмы внедрения в человеческие головы мысли, которые им выгодно, а когда необходимые посылы накрепко засели в головах обывателей-потребителей, продукция представляется общественности, которая с удовольствием покупает долгожданную вещь или услугу.
Стоял я как -то на одном из южных рынков и смотрел как коммуникабельный, позитивный и, обладающий явным талантом шоумена, молодой южанин, впаривал покупателям сок из фейхоа и граната. Очередь к нему стояла приличная и я, как и прочие, повелся на это представление, заполучив две бутылки сока под шутки и прибаутки продавца.
Через несколько дней я вернулся на рынок, чтобы повторить покупку, но стоять в очереди мне откровенно не захотелось и я рискнул купить такой же сок у продавца по соседству, который не кричал, не приплясывал, не созывал народ и очереди около него не было никакой.
"Если никто не берет, то наверное у него соки хуже!" - подумал я, но все же решил, что полчаса на жаре проводить не хочу, поэтому рискнул.
И что же... Сок у него был ни чуть не хуже, вот только шоу он не устраивал и маркетинговых трюков не использовал, именно по этому и не пользовался популярностью у покупателей.
Вот так работает маркетинг! Поэтому им и пользуются! Мы хотим получить не только продукт но и все выгоды, возникающие в результате его приобретения - хорошее настроение, одобрение окружающих, восхищение знакомых, возможность почувствовать себя лучше чем вы есть и так далее. Уберите что-нибудь из этого списка и товар вам будет просто не нужен. Вот маркетинг и дополняет товар легендой и образами от которых мы и тащимся, и млеем, и кайфуем.
Хотите, чтобы маркетологи, которые занимаются продвижением МАХ поступили так же? Хотите, чтобы вам долго скармливали истории о создателях МАХ и о том как они боролись за демократию и свободу, о том как долго работали над шифрованием данных, которые никто и никогда не прочтет, о том как думают и заботятся о праве каждого на личные тайны и секреты? А удобство пользователей - все что заботит создателей MAX в этой жизни? Так хотите?
Хотите в очередной раз быть обманутыми?
Вам не достаточно правды, что установки МАХ требует безопасность страны? Вас такое не устраивает?
Один из моих знакомы сказал, что никогда не станет устанавливать приложение МАХ, после чего его данные будут читаться сотрудниками ФСБ, МВД и прочих силовых ведомств. Я даже порадовался за человека, считающего себя таким важным и востребованным, что ФСБ и МВД станут немедленно заниматься его персоной. Возможно он действительно VIP и ему есть что срывать от закона, но если так, зачем он установил российские приложения: Госуслуги, Яндекс , VK, зачем пользуется российскими операторами связи? Неужели он думает, что все это не дает возможности заинтересованным ведомствам получить доступ к его телефону? Неужели он думает, что только МАХ в состоянии предъявить свету, то что он старательно желает скрыть?.. Мне жаль, что умные люди так заблуждаются.
А кто из вас уверенно заявит, что Whatsapp и Telegram не передают данные пользователей при необходимых запросах? Уверены, что Дуров и Цукерберг (последнему принадлежит лишь 13% компании Мета, остальное давно отжали), свято бьются за демократию и свободу во всем мире, а не за свой кошелек, который полностью зависит от поддержки сильных мира сего, а кто в нашем мире сильнее государственных спецслужб?
Если вы хотите, то найдете массу подтверждении передачи личных данных по запросу правительства США от компании "Мета". А Дурова недавно публично поставило на "место" правительство Франции.
Но!!!
Вы же в это не верите, так как такое пишут только долбанные конспирологи, а Павлик и Марк, добрые порядочные парни, думающие о нас, как о самих себе. Так?... Вам не смешено? Считаете, что Цукерберг и Дуров раскрутились просто так... Думаете, они вытеснили с рынка конкурентов, так как их детище просто удобнее в использовании?
Скажите честно, а кто из вас делал осознанный выбор в пользу Whatsapp или Telegram? Кто начал пользоваться ими из-за удобства, секретности или расширенной функциональности? Не кажется ли вам, что основным в выборе было количество тех, кто уже пользуется этими менеджерами из вашей социальной группы (сверстников, коллег, друзей и знакомых). Разве не это основное в выборе?
- Все нормальные люди давно перешли на телеграмм!!!
Не это ли для вас важно? Все пользуются и вам тоже хочется - вот и все. А какой там функционал и удобство... Какая разница - везде есть плюсы и минусы. Не бывает идеальных творений. Вот только маркетологи надавили на ваши слабые места, пощекотали хотелки, заплатили блогерам, рекламщика и знаменитостям и всё!!! Все заговорили о whatsapp и вы участник, а потом все заговорили о телеграм и вы в списке контактов.
Создание образа за которым все побегут - задача маркетологов. Вот и создали образ владельцев месенджеров (которые уже давно всего лишь акционеры), плюющих на все силы мира, ради безопасности данных человека. Но это всего лишь образ в который все поверили и за создание которого заплатили миллиарды.
Думаете, что создатели Фейсбука, Телеграм и прочих площадок заботились о вашей жизни? Нет, они заботились о своей судьбе, своем благосостоянием и своих перспективах - так мы устроены. А маркетологи профессионально спрятали эгоистичные стремления, превращая их в заботу о вашей жизни. Стали бы вы всем этим пользоваться, если бы Цукерберг рассказал честно о своих планах разбогатеть, а его спонсоры подтвердили бы слова Марка и добавили, что все это нужно еще и для контроля безопасности США. Понравился бы вам такой подход? Вот нас и обманули, а мы и рады. А если нас не обманывать, то успеха и всенародного обожания добиться куда сложнее. Вот маркетологи МАХ не обманывают и что... Разве вам это нравиться?
Но маркетологи люди хитрые и зачастую их действия кажутся нам нелепыми и нелогичными, вот только результата они всегда добиваются. А если на карту поставлена безопасность государства и одобрено щедрое финансирование, то...
Будете пользоваться - никуда не денетесь!