Найти в Дзене

Криминальное сердце Петербурга (часть 29) как закончила свой путь знаменитая Ольга фон Штейн - последовательница Соньки Золотой Ручки

Итак, 16 месяцев уединения ничему не научили нашу героиню, и бывшая генеральша, а ныне баронесса дер Остен-Сакен снова присела на гособеспечение, только теперь уже на 5 лет.

Однако вскоре наступил 1917-й, и строители нового свободного мира открыли тюрьмы не только для политзаключенных, но и для уголовников. Впрочем, как мы уже убедились, горбатого горбатую только могила и исправит, да и состоятельных людей после революции поубавилось, так что бывшая баронесса тут же сориентировалась в новой реальности и принялась менять оставшиеся у людей ценности на такие дефицитные в то время продукты. Кроме того, она "помогала" всем, желавшим бежать из Советской России, переправить в Финляндию драгоценности и произведения искусства. После каждой удачно провернутой "сделки" аферистка тут же съезжала с квартиры, так что несчастные жертвы уже не могли ее найти. Однако, Ольга Григорьевна, видимо, уже использовала все, отпущенные ей судьбой шансы, и попалась в этот раз совершенно по-глупому.

Некий господин Аршад (Ашрад/Аппард - источники расходятся в точном звучании фамилии), промерзнув 3 часа в ожидании остродефицитного сахара с гречкой, зашел погреться в ближайшее помещение, оказавшееся отделением милиции. А там его попытались развлечь, показав "альбомы", оставшиеся в наследство от царского режима. Так вот и выяснилось, что за крупная рыба неожиданно сама заплыла в сети. Бывшую баронессу очень быстро вычислили и закрыли в третий раз. Третий, пролетарский суд оказался намного суровее к нашей героине и на этот раз ее приговорили к бессрочным исправительным работам.

Однако мадам Остен-Сакен не очень расстроилась: тряхнув стариной, она умудрилась соблазнить начальника Костромской колонии, где она отбывала наказание - Павла Кротова, человека, намного младше ее. Воспылав страстью, Кротову удалось повернуть дело так, что сначала Ольге Григорьевне по амнистии изменили срок наказания, сократив его до 5 лет, а к следующей годовщине сократили еще на год. Таким образом бывшая баронесса вновь оказалась на свободе в 1924 году. (Правда, собирая материалы, я наткнулась на версию, что любовью там и не пахло, а присутствовал голый расчет: Кротов тоже хотел шальных денег и справедливо рассудил, что дама с таким опытом в делах ему точно не помешает.)

В общем, после освобождения наша героиня вместе с Кротовым отправилась в Москву. Парочка сначала получала деньги по подложным документам, а затем организовала предприятие по продаже остродефицитных товаров, типа верблюжьих одеял, примусов, одежды, сельхозинвентаря, которые доставлялись после полной оплаты. После гражданской войны в этих товарах нуждалась каждая семья, и на Ольгу обрушилась целая лавина заявок с крупными суммами предоплаты в конвертах. Думаю, не стоит говорить, что никаких товаров никто так и не получил, а мошенники вскоре попали в засаду, и в перестрелке Кротов был убит. Ольгу арестовали, но она представила убитого любовника, как насильника, угрозами и шантажом принудившего ее сначала к разврату, а потом и к преступным действиям. Судьи прониклись судьбой несчастной пострадавшей, временно ослепнув и не заметив прошлых судимостей, и наша героиня ухитрилась получить всего год условно.

По приговору суда Ольгу направили к родне на перевоспитание в Петроград (пустили козу в огород!! 😃) Криминальная натура нашей героини снова не дает ей покоя, и вскоре бывшая генеральша, баронесса и профессорша вылетает от родни за кражи и нарушение правил социалистического общежития.

Дальше источники расходятся: по версии В.П. Щербакова Ольга Григорьевна превращается в непрезентабельную бомжиху. Однажды на Сенном рынке (по другой версии на Холмушах), она встречает Тимохина, своего бывшего дворника, когда-то совершившего поджог ее дома. Ныне же Тимохин стоял перед Ольгой ветераном Гражданской войны с пенсией, уютным домиком и огородом. Простив друг другу былые обиды, старики зажили уютной неспешной жизнью, продавая квашеную капусту все на том же рынке. Через некоторое время, когда-то знаменитая на весь мир аферистка тихо и безвестно покинула этот мир.

Бывший рынок на Лиговке, где творилось много криминальных дел и где, по одной из версий, наша героиня под конец жизни торговала квашеной капустой. Фото автора
Бывший рынок на Лиговке, где творилось много криминальных дел и где, по одной из версий, наша героиня под конец жизни торговала квашеной капустой. Фото автора

По версии же Л. Лурье в жизни Хаи Сегалович (вернёмся к ее настоящему имени) были и Соловки, и строительство Беломорканала, а после 1937 года, когда вышел приказ НКВД № 00447 об аресте всех рецидивистов, конечной станцией ее жизни могла стать Левашовская пустошь под Питером.

Словом, в отличие от Золотой Ручки, последние дни и последнее пристанище нашей героини остаются скрытыми в дымке прошлого...

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

А мы с вами, дорогие читатели, на время прерываем нашу прогулку по Лиговке , ибо нас снова ждут герои не очень известного для нас XV века. Но мы ещё обязательно вернёмся туда, где находилось криминальное сердце Петербурга, и мне ещё есть, что вам рассказать. А чтобы не пропустить новые увлекательные истории, подписывайтесь на мой канал. Те же из читателей, кто не так давно присоединился к моему каналу и пропустил начало истории о криминальном сердце Санкт-Петербурга, Соньке Золотой Ручке, и Ольге фон Штейн, могут найти ее тут с самого начала:

Криминальная Лиговка | Просто гуляя по свету | Дзен