- 1. После приветствия учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: "Что такое история?"
- 2. Для закрепления понимания, что история - это наука о прошлом человечества, ребятам предлагается выполнить несложное упражнение.
- 3. Далее ребятам предлагается некая аксиома: "историю изучают по историческим источникам".
Добрый день, уважаемые учителя истории!
Сегодня опубликую первый урок истории в 5-м классе.
Главной целью урока считаю знакомство обучающихся с основными понятиями исторической науки: история, исторический источник, лента времени, век и т.д
1. После приветствия учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: "Что такое история?"
Ответы обучающихся могут быть очень разными, но мало, кто даст ответ, что история - это наука о прошлом человечества.
Поэтому для формулирования точного определения ребятам предлагается решить простой ребус, представленный на слайде ниже.
Ответ на поверхности. Ученый символизирует собой науку. Часы, которые идут вспять - прошлое. А люди на земном шаре - человечество. Таким образом, дети приходят к точной формулировке, представленной на слайде ниже (под запись в тетради).
2. Для закрепления понимания, что история - это наука о прошлом человечества, ребятам предлагается выполнить несложное упражнение.
Задача состоит в том, чтобы распределить картинки по двум категориям: история/не история.
Важно, чтобы в процессе распределения, ученики аргументировали свой выбор. Например, динозавр не относится к истории, т.к. это о прошлом, но не человечества. Или книга - это история, т.к. создана человеком в прошлом.
3. Далее ребятам предлагается некая аксиома: "историю изучают по историческим источникам".
Для этого ребятам предлагается сравнить древнегреческую вазу и учебник по истории Древнего мира.
Учитель ставит проблемный вопрос: "Ваза и учебник являются источником исторической информации, но почему настоящие историки историческим источником назовут именно вазу, а не учебник?"
Обучающиеся дают разнообразные ответы. Задача учителя - подвести ребят к выводу, что ваза, как творение людей из прошлого, может дать достоверную информацию о том, что люди умели, какие у них были представления и т.д. На примере этой вазы мы понимаем, что люди обладали гончарным ремеслом, умели создавать краски, уже одомашнили лошадь, использовали колесницы и т.д.
В ходе рассуждений и ответов обучающихся, учитель подводит к мысли о том, что учебник - это источник исторической информации, который написан историками на основе исторических источников. Таким образом, ваза стала источником исторической информации, которая записана в учебник. Слайд, представленный ниже, предлагается ребятам под запись в тетради.
4. Для изучения видов исторических источников ребятам предлагается выполнить упражнение. Необходимо распределить исторические источники на три группы.
Итог выполненного упражнения представлен на слайде ниже.
В результате выполненного упражнения учитель предлагает ребятам дать определение каждому виду исторических источников, устно привести еще примеры.
Обучающиеся, как правило, легко характеризуют виды исторических источников. По итогу рассуждений обучающихся учитель предлагает записать в тетрадь схему.
5. Далее учитель начинает знакомить ребят с ходом времени и понятием "лента времени".
Для этого предлагается заполнить "Ленту времени", которая представлена на слайде ниже.
Основываясь на логике, ребята быстро заполняют пропуски на ленте времени.
Слайд, представленный ниже, можно дать обучающимся под запись.
Для визуализации временных периодов ребятам предлагается распределить иллюстрации по отрезкам на ленте времени.
При выполнении этого упражнения важно, чтобы ребята объясняли логику, по которой они отнесли то или иное изображение к определенному периоду.
Как правило, ребята объясняют свой выбор внешнем видом людей, присутствием технических изобретений и т.д.
Слайд выполненного упражнения представлен ниже.
6. Далее учитель знакомит обучающихся со счетом лет в истории.
Для этого учитель озвучивает проблемный вопрос, представленный на слайде ниже.
Ребята с помощью учителя раскрывают проблемный вопрос: "Как может быть изобретено письмо 5 тысяч лет назад, если за окном 2025 год?"
Учитель предлагает ученикам объяснить это противоречие с помощью слайда, представленного ниже.
Как минимум, ребята обратят внимание, что счет лет в истории до нашей эры идет в обратную сторону.
Основываясь на этом наблюдении обучающихся, учитель объясняет принцип летоисчисления на ленте времени.
После объяснения учитель предлагает ребятам дополнить в тетради ленту времени годами и веками.
7. Далее учитель знакомит ребят с римскими цифрами.
Учитель просит ребят объяснить принцип написания цифр. Может акцентировать внимание на цифрах 4, 5, 6, чтобы ребята увидели логику.
Как правило, обучающиеся видят, IV = 5-1, а VI = 5+1.
После того, как ребята объяснили принцип написания римских цифр, можно предложить выполнить упражнение, представленное на слайде ниже.
С помощью учителя ребята заполняют таблицу.
8. В конце урока можно предложить ребятам выполнить письменное задание на закрепление изученного (на оценку).
P.S. Надеюсь, материалы, представленные в этой статье, помогут вам подготовить интересный урок.