Найти в Дзене
Консьержъ

Правительство раскритиковало законопроект о ликвидации ЖСК

Встревоживший отрасль законопроект об обязательной реорганизации ЖСК в ТСЖ после выплаты последнего пая в рамках прохождения процедур согласования негативно оценили в Правительстве Российской Федерации. Ниже приводим текст официального отзыва. В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона. Законопроектом предлагается ограничить деятельность жилищных, жилищно-строительных, иных специализированных потребительских кооперативов (далее – кооперативы) моментом выплаты последним членом такого кооператива пая за соответствующее жилое помещение, после наступления которого, как указано в пункте 2 статьи 1 законопроекта, собственники помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев обязаны принять решение о реорганизации кооператива в товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) либо об изменении способа управления многоквартирным домом. При этом предусматривается, что если соответствующее решение собственниками помещений в многоквартирном доме

Встревоживший отрасль законопроект об обязательной реорганизации ЖСК в ТСЖ после выплаты последнего пая в рамках прохождения процедур согласования негативно оценили в Правительстве Российской Федерации. Ниже приводим текст официального отзыва.

Фото: minobrnauki.gov.ru
Фото: minobrnauki.gov.ru

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается ограничить деятельность жилищных, жилищно-строительных, иных специализированных потребительских кооперативов (далее – кооперативы) моментом выплаты последним членом такого кооператива пая за соответствующее жилое помещение, после наступления которого, как указано в пункте 2 статьи 1 законопроекта, собственники помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев обязаны принять решение о реорганизации кооператива в товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) либо об изменении способа управления многоквартирным домом. При этом предусматривается, что если соответствующее решение собственниками помещений в многоквартирном доме в установленный срок не принято, ликвидация кооператива должна осуществляться принудительно на основании заявления органов государственного жилищного надзора (далее – органы госжилнадзора) в судебном порядке с последующим проведением органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) целями деятельности кооперативов является не только удовлетворение потребностей граждан в жилье, но и управление многоквартирным домом, в связи с чем деятельность кооперативов после выплаты его членами всех паевых взносов является правомерной. Кроме того, выплата членами кооператива всех паевых взносов не означает, что в связи с этим деятельность по управлению многоквартирным домом стала для кооператива невозможной по объективным причинам или излишней, или не соответствующей профилю его деятельности.

-2

Преобразование кооператива в ТСЖ в связи с выплатой его членами всех паевых взносов возможно исключительно на добровольных началах. Принудительная ликвидация кооператива, предусматриваемая положениями законопроекта, противоречит пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ликвидация юридического лица, в том числе кооператива, в связи с достижением цели, ради которой такое юридическое лицо было создано, допускается только по решению учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица, то есть в добровольном порядке. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2023 г. № 14-П принудительная ликвидация юридического лица, предусмотренная пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, является санкцией, которая может применяться судом вследствие существенных нарушений юридическим лицом или его учредителями закона в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Однако полная уплата членами кооператива паевых взносов не является нарушением законодательства Российской Федерации или прав и законных интересов иных лиц.

Законопроектом не предусмотрен механизм получения органом госжилнадзора и органом местного самоуправления информации о выплате в кооперативе последнего пая, а также о том, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реорганизации кооператива в ТСЖ не принято или не реализовано либо такое общее собрание не проведено или не имело кворума. В положениях законопроекта не отражены также последствия ликвидации кооператива: не решены вопросы в отношении имущества кооператива, прав и обязанностей в сферах гражданско-правовых и трудовых отношений, возникновения дополнительных расходов граждан и другие.

-3

В пояснительной записке к законопроекту отсутствует информация о неэффективности деятельности кооперативов после завершения строительства многоквартирного дома и выплаты паев, а также не представлено обоснование необходимости создания административного механизма принудительного преобразования формы управления многоквартирным домом – управляющая компания вместо кооператива.

Возложение на органы госжилнадзора новых полномочий потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем согласно требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо определить источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.

Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Д. Григоренко

Подробнее о законопроекте читайте в нашей тематической подборке.