Найти в Дзене
Алексей Романов

Величайший греческий воин: Дигенис Акрит

Второй величайший греческий эпос "Дигенис Акрит" представляет собой уникальный памятник византийского эпоса, отражающая мировоззрение, военные традиции и социальные идеалы пограничных областей империи Х-ХIII веков через византийского героя-богатыря, прославленного в народных песнях, переосмысленных в этой поэме. Через анализ аспектов образа главного героя можно установить ключевые черты византийского воина того времени. (данная статья - моя адаптированная работа для научной конференции ЮУрГГПУ "Отечественная история: вчера, сегодня, завтра") *** Поэма «Дигенис Акрит», созданная на стыке X–XII веков, представляет собой уникальный памятник византийского эпоса, в котором переплетаются фольклорные и исторические мотивы. Центральной фигурой произведения выступает герой-воин Дигенис Василий Акрит — символ воинской доблести и отваги. Его образ не только отражает идеалы византийского воина, но и служит ключом к пониманию мировоззрения пограничных регионов империи, где сталкивались христианские
Оглавление

Второй величайший греческий эпос "Дигенис Акрит" представляет собой уникальный памятник византийского эпоса, отражающая мировоззрение, военные традиции и социальные идеалы пограничных областей империи Х-ХIII веков через византийского героя-богатыря, прославленного в народных песнях, переосмысленных в этой поэме. Через анализ аспектов образа главного героя можно установить ключевые черты византийского воина того времени.

(данная статья - моя адаптированная работа для научной конференции ЮУрГГПУ "Отечественная история: вчера, сегодня, завтра")

***

О ПОЭМЕ

Поэма «Дигенис Акрит», созданная на стыке X–XII веков, представляет собой уникальный памятник византийского эпоса, в котором переплетаются фольклорные и исторические мотивы. Центральной фигурой произведения выступает герой-воин Дигенис Василий Акрит — символ воинской доблести и отваги. Его образ не только отражает идеалы византийского воина, но и служит ключом к пониманию мировоззрения пограничных регионов империи, где сталкивались христианские и исламские традиции, быта ромеев, а также обстановки, в которой находилось пограничье.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

Действия поэмы разворачиваются, скорее всего, в X веке. Войны на пограничье с сирийским эмиром, активные взаимодействия мусульман и христиан, упоминание крупных захватов на востоке (с. 9):

«Он власти подчинил своей всю Сирию,
И Вавилон, и Харсианы земли все,
Армению он занял, Каппадокию…»

Данные упоминания можно связать с походами Никифора II Фоки против арабов в 965–968 годах, а встреча с императором по имени Василий из поэмы позволяет связать время и с правлением Василия IIБолгаробойцы. Точную дату определить невозможно, но уже знания века достаточно для того, чтобы понять обстановку, в условиях которой формировался образ. Власть стремилась опереться на институт акритов (άχρα – «граница»), который появляется к этому времени. В отличие от существовавших до этого военачальников на границе, акриты имели землю, были во многом свободны, а также не платили налогов, что позволяло им развиваться и защищать границу от врагов. Именно из акритских песен вырос сам костяк поэмы.

-2

"ДВОЕРОЖДЕННЫЙ"

Будучи сыном сирийского эмира и гречанки, герой олицетворяет идею примирения двух миров. Его прозвище - «двоерождённый» (с. 27). Оно подчёркивает двойственность идентичности, характерную для акритов — воинов-пограничников, защищавших рубежи Византии. Они постоянно контактировали с «заграницей», что проявляется не только в виде войн, но и в виде торговли, браков, с одного из которых и начинается сама поэма – между сирийским эмиром и ромейской сестрой братьев-пограничников.

-3

ТРИЕДИНЫЙ ОБРАЗ

Дигенис Акрит – герой, вбирающий в себя черты античного героизма, ближневосточных эпических мотивов и византийской христианской культуры. Первое можно связать, например, с необычайной силой Дигениса, который буквально голыми руками терзает зверей, как Геракл (с. 43):

«Невероятен подвиг тот и потрясает разум;
Как мальчик смог настичь газель – ведь не имел коня он
И как медведей он убил руками, безоружный?»

Кроме того, часто имеются отсылки на богов старых религий (с. 115):

«Непостоянны радости в нашем непрочном мире»
«В Аиде их пристанище, Харон – их повелитель»

Второе связано может быть связано с убийством драконов, которые особенно известны на востоке в произведениях, а третье прослеживается буквально во всём и является одной из важнейших составляющих образа героя.

Дигенис действует «с милостью Божьей», а его подвиги поддерживаются «милостью ангелов, архангелов и Феодоров-мучеников праведных» (1, с. 9-10):

«Святой Георгий-воин помогал ему,

И знал он помощь славного Димитрия»

Это подчёркивает сакрализацию воинского служения в Византии, где защита границ воспринималась как духовный долг.

-4

БЫТ ВИЗАНТИЙСКОГО ВОИНА

В поэме эпическая гиперболизация (победы над львом и медведем, сражения с разбойниками) сочетается в то же время с реалистичными деталями быта византийского воина, что позволяет глубже посмотреть на то, чем он живёт: например, оружие, которое использовали в то время (1, 13):

«Вот на породистого сел коня он вороного

И опоясался мечом, копьём вооружился,

Дубинку в сумку положил, и знамением крестным

Со всех сторон он оградил себя перед сраженьем»

-5

ОБРАЗ ПОГРАНИЧНИКА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВИЗАНТИИ

Образ Дигениса Акрита выходит за рамки Византии. В древнерусском «Девгениевом деянии» герой трансформируется в символ воинской чести, адаптированный к славянскому контексту. Это свидетельствует о его универсальности как архетипа защитника границ.

-6

***

Дигенис Акрит — не просто фольклорный персонаж, а сложный культурный код, объединяющий историю, миф и религию. Его изучение помогает реконструировать не только воинские идеалы Византии, но и саму Византию X века, поскольку главный герой вобрал в себя все черты жизни страны. Той страны, которая вынуждена была балансировать между героическим прошлым, христианским настоящим и вызовами пограничья и продержаться, тем самым, ещё полтысячелетия.