Сегодня я напишу о фильме «Семейный портрет в интерьере» («Gruppo di famiglia in un interno», 1974, Италия, Франция, драма, мелодрама, режиссёр Лукино Висконти).
Внимание: Отзыв содержит спойлеры!
Немолодой профессор уединённо живёт в большом особняке с красивым видом с балкона. Он разведён, у него нет детей. Ведением быта занимается его горничная Эрминия, тоже уже в возрасте, а также есть ещё одна помощница, которая не играет роли в сюжете. Профессор коллекционирует картины и статуи, слушает классическую музыку, в его доме очень много книг.
В особняке много красивых предметов, но лично мне вспоминается фраза «надеть всё лучшее сразу», которая обычно применяется к одежде и украшениям, но здесь её можно применить и к интерьерам. То есть если рассматривать его дом как музей, то да, коллекция впечатляет, а если оценивать интерьеры с эстетической точки зрения, то, на мой взгляд, здесь перебор и нагромождение. А ещё из-за этого мне было сложно понять при просмотре, какие предметы в интерьере имеют скрытый смысл и показаны не случайно. Я поняла одно: профессор так любит тему счастливых семей на картинах, потому что это то, чего у него нет, вот он и окружил себя картинами на эту тему.
В особняке два этажа, но профессор долгое время использовал только первый. Сейчас он и сам заметил, что его коллекция слишком разрослась. Он планирует сделать на втором этаже библиотеку и перенести туда все книги. Почему-то комнаты на втором этаже называются в фильме квартирой, хотя это не многоквартирный дом, а особняк, который принадлежит ему одному. Про эту пустующую квартиру на втором этаже узнает маркиза Бьянка Бурмонти и просит сдать её в аренду. Профессор отказывает, но женщина оказывается очень настырной. В итоге она прибегает к манипуляции, чтобы уговорить профессора. Как вскоре выяснится, квартиру она арендовала не для себя, а для своего любовника Конрада, который живёт за её счёт. Также там будет жить её дочь Льетта с женихом Стефано, и она сама тоже часто будет приезжать.
С появлением квартирантов тихий дом профессора превращается в проходной двор. Новые жильцы шумные, не соблюдают правила этикета, ругаются между собой при профессоре и делают вещи, которые для него неприемлемы. Например, выясняется, что дочь маркизы и сама спит с любовником матери, а её жених не только не возражает, но и участвует в этом.
Бьянка солгала Конраду, что именно купила ему эту квартиру, а не арендовала на год. Поэтому он начинает ремонт с перепланировкой и сносом нескольких стен. Интерьеры на втором этаже после ремонта противоположны интерьерам первого этажа. На стенах висят не старинные полотна, а произведения современного искусства. А вот Бьянка в плане отношения к искусству ближе к профессору и не признаёт современное искусство.
Моё отношение к жильцам и отношение к ним профессора не совпадают. Меня весь фильм возмущало поведение жильцов в доме старого человека, который хочет тишины и покоя. Я считаю, что именно жильцы косвенно виноваты в том, что у профессора обострились проблемы со здоровьем, и он умер.
Но сам профессор относится к происходящему иначе. Да, сначала его очень возмущало их поведение, но потом он стал воспринимать их как свою семью, пусть и не идеальную, и считать, что с их появлением почувствовал дыхание жизни. А к Конраду он и вовсе стал относиться как к сыну. Его тронуло то, что в юности Конрад тоже придерживался антифашистских взглядов, что он немного разбирается в живописи и тоже любит классическую музыку. (А потом Конрад стал жить на содержании у богатых женщин, играть в азартные игры и вести нездоровый образ жизни.) Здоровье профессора пошатнется именно после самоубийства Конрада в стенах его дома. Льетта считает, что это было убийство по политическим мотивам. Муж Бьянки придерживается противоположных политических взглядов, именно Конрад на него донёс, из-за чего мужу пришлось уехать.
Профессор (Берт Ланкастер) – слишком мягкий и интеллигентный человек. Мне вспомнился фильм «Не говори никому» (2022), где герои, попавшие в плен к злодеям спрашивают: «Зачем вы это делаете?», а те отвечают: «Потому, что вы позволяете это делать». Вот и профессор тоже позволяет жильцам так себя вести. Кстати, профессор так и не осмеливается сказать Бьянке прямым текстом, что Конрад спит с её дочерью, он лишь намекает.
Конрад (Хельмут Бергер) поначалу относится к профессору враждебно и чуть не стреляет в него из пистолета, когда тот впервые поднимается к нему наверх. Как и маркиза, он не соблюдает правила этикета, принятые в доме профессора. Например, он прямо спрашивает: «У Вас правда нет в доме виски, или Вы просто не хотите налить именно мне?», а когда у Конрада спрашивают, понравилось ли ему вино, отвечает: «Гадость. Спасибо». Но потом выясняется, что у них есть общее – интерес к живописи, классической музыке и антифашистские взгляды. Конрад показан как запутавшийся в жизни человек, который изначально был хорошим, но потом стал плохим.
Бьянка (Сильвана Мангано) – бесцеремонная и наглая женщина, производит неприятное впечатление. Одевается вычурно и с претензией.
Льетта (Клаудиа Марсани) ведёт себя приветливо по отношению к профессору. Я поначалу подумала, что мать попросила её быть вежливой и милой с профессором, чтобы задобрить его. Но потом я поняла, что это её типичное поведение. Она легкомысленна, живёт одним днём и порой ведёт себя провокационно по отношению к профессору.
По идее надо бы написать и про Стефано (Стефано Патрици), её жениха, но он мне запомнился меньше других героев. Я помню его преимущественно по сцене, когда герои в последний раз собрались вместе, и он поссорился и подрался с Конрадом.
Образы большинства героев и героинь получились запоминающимися.
Другие наблюдения при просмотре, примечания и мысли вслух:
- Жильцы подарили профессору скворца, который умеет говорить фразу «Спасибо, старик».
- В интернете существует две версии фильма, покороче и подлиннее. Короткая версия – это версия времён СССР с вырезанной постельной сценой.
- Я не упоминаю в отзыве скандальные подробности личной жизни режиссёра и одного из актёров, потому что это именно отзыв о конкретном фильме. Я не смешиваю биографию писателей, актёров, музыкантов, режиссёров и продукты их творчества.
- Мне показалось, что это такой фильм, при восприятии которого многое зависит от зрителя. Например, я, в первую очередь, подумала о нарушении личных границ, а некоторые люди в отзывах пишут о том, что неправильно отгораживаться от мира, как это делает профессор.
- Ещё я ошибочно подумала в начале фильма, несмотря на богатство маркизы, что она хочет завладеть жилплощадью профессора и его ценными экспонатами.
- Я обратила внимание, что на двери комнаты профессора целых четыре засова. Мне показалось, это сделано для того, чтобы подчеркнуть его стремление к уединению и покою.
- Меня впечатлила сцена с затихающим звуком шагов в конце фильма. Так показана смерть профессора.
Оценка: 10 из 10.
Возможно, вам также будет интересно: