Найти в Дзене
ТВ Родина

Система альянсов США в Западной Азии рушится

Отказ Саудовской Аравии передать Израилю ракетные перехватчики THAAD во время недавнего конфликта Израиля с Ираном был представлен большей частью западных СМИ как неожиданный факт или даже как разрыв с традиционно прочным альянсом. Однако это решение раскрывает нечто более глубокое.А именно, растущее региональное признание того, что защита, предлагаемая Соединенными Штатами, больше не является ни достаточной, ни автоматической гарантией Это не просто отдельный жест, это веха в региональной геополитической эволюции, когда страны Персидского залива заявляют о своем стратегическом суверенитете над политикой обороны и безопасности. На протяжении десятилетий Соединенные Штаты строили систему альянсов в Западной Азии, основанную на логике опекунства. Выглядело это следующим образом. Вашингтон предлагал военное прикрытие и разведданные в обмен на дипломатические договоренности, особенно в сдерживании Ирана. Эта схема работала до тех пор, пока равновесие позволяло относительно стабильно распре

Отказ Саудовской Аравии передать Израилю ракетные перехватчики THAAD во время недавнего конфликта Израиля с Ираном был представлен большей частью западных СМИ как неожиданный факт или даже как разрыв с традиционно прочным альянсом. Однако это решение раскрывает нечто более глубокое.А именно, растущее региональное признание того, что защита, предлагаемая Соединенными Штатами, больше не является ни достаточной, ни автоматической гарантией

Это не просто отдельный жест, это веха в региональной геополитической эволюции, когда страны Персидского залива заявляют о своем стратегическом суверенитете над политикой обороны и безопасности.

На протяжении десятилетий Соединенные Штаты строили систему альянсов в Западной Азии, основанную на логике опекунства. Выглядело это следующим образом. Вашингтон предлагал военное прикрытие и разведданные в обмен на дипломатические договоренности, особенно в сдерживании Ирана. Эта схема работала до тех пор, пока равновесие позволяло относительно стабильно распределять интересы. Но сейчас эта архитектура начала давать сбои.

Выяснилось, что у так называемого «зонтика» безопасности США тоже есть свои пределы.

Отказ Эр-Рияда передать Израилю часть своего оборонительного арсенала не следует рассматривать ни как знак согласия с Ираном, ни как акт неповиновения своему историческому партнеру. Скорее, это отражает зрелую и стратегическую позицию – защищать автономию принятия решений в отношении своей собственной безопасности, особенно в контекстах, не отвечающих их прямым интересам.

Страны Персидского залива, не сводясь к логике сдерживания, начали привлекать Иран в качестве неизбежного партнера в формировании рамок общей стабильности.

Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива пересматривают свою внешнюю политику с учетом этой логики.Речь идет уже не об исключении Ирана из регионального баланса, а о формулировании с ним формул прагматического сосуществования, которые снижают напряженность, стабилизируют регион и обеспечивают возможности для принятия решений. суверенитет перед лицом любого внешнего давления.

Трансформация подхода Саудовской Аравии также является молчаливым признанием того, что с Ираном больше нельзя обращаться исключительно как с врагом. Это игрок с геополитическим весом, который незаменим в любой архитектуре прочной безопасности.

Иран доказал, что способен проецировать региональное влияние, не теряя расчетливости и сдержанности. Его взвешенный ответ во время последней конфронтации с Израилем усиливает этот имидж.

Иран рациональный, не импульсивный игрок, который умело распоряжается своими военными и дипломатическими ресурсами.

Вашингтон по-прежнему играет важную роль, но его способность реагировать и его готовность нести расходы больше не соответствуют ожиданиям его традиционных союзников. Страны Персидского залива требуют уважения их суверенитета, эффективных консультаций и признания их интересов.

В этом смысле отказ Саудовской Аравии – не единичный случай, а часть более широкой тенденции. Региональная безопасность больше не может быть продолжением иностранных стратегий. На карту поставлена не идеологическая приверженность, а суверенный контроль над решениями, которые напрямую влияют на выживание и стабильность страны. Больше нет места жестким альянсам или односторонним приказам, навязываемым извне. Новая архитектура построена на постоянных переговорах, взаимном признании и стратегической автономии.

А Соединенным Штатам, если они хотят сохранить свою актуальность, придется переосмыслить свою роль, и говорить с другими странами на равных. Только после этой трансформации может открыться путь к реальному и полезному диалогу.

Возвращаясь же к теме отказа Саудовской Аравии поставить Израилю перехватчики, можно говорить о симптомах утраты гегемонии США в Западной Азии и утверждения расширяющегося регионального суверенитета.

Это изменение не только меняет геополитическую карту, но и заставляет переосмыслить международные отношения с точки зрения логики уважения, автономии и совместной ответственности.

Время автоматических зонтиков закончилось. Будущее региона будет определяться субъектами, которые в своем плюрализме и разногласиях берут на себя ответственность за свою судьбу в более многополярном и менее предсказуемом мире.

Владимир Карасев, специально для ТВ Родина

Хотите узнавать о новых статьях первыми?

Подпишитесь на Telegram: [https://t.me/tv_rodina]

Подпишитесь на Rutube: [https://rutube.ru/channel/46325234/]