Сибирская кошка уже заняла прочное место среди символов России. Речь идет о той популяции кошек, которая была приручена в древнейшие времена и сопровождала народы России с момента их зарождения. Отметим:
- Сибирская кошка древняя, но не самая древняя (не древнейшая) популяция кошек на Руси. Самой древней популяцией является армянский Ван, но это армянская популяция кошек, сибирская кошка именно русская популяция
- Сибирская кошка стала собственно сибирской лишь недавно во время освоения русским народом Сибири. Зародилась она по археологическим данным во времена поздних сарматов в степи между полуостровом Крым (в сарматской системе Таврия) и горами Урал (в сарматской системе Рифейскими горами). Поэтому изначально это рифейско-таврическая популяция кошек, позже ставшая сибирской.
- Все мифологические описания Кота Баюна в русских сказках соответствуют образу и описанию сибирской кошки
- Все древние кошачьи традиции на Руси связаны с характером сибирской кошки
- Хотя античная археология кошек на Руси дает скудный материал из-за возможного разрушения гуннами во время нашествия гуннов, этого материала достаточно, чтобы определить рифейско-таврическую (сибирскую) популяцию кошек на Руси.
Вкратце представим ареалы распространения Сибирской (рифейско-таврической) кошки как аборигенной популяции России
- Рифейско-таврический ареал кошек на Руси в античности и раннем средневековье (1 - 10 века). Согласно археологическим данным в античности во времена сарматов захоронения кошек приходятся на территорию южной части России от Таврии (Крыма) и до рифейских гор (Урал)
- Распространение кошек в Валдайском крае (1 - 12 века). В позднюю античность еще при сарматах до нашествия гуннов и еще сильнее в раннее средневековье при северных славянах варягах после нашествия гуннов все больше и больше археологических захоронений кошек в лесной зоне Валдайского края, а в конце эпохи и в Прибалтике (родине варягов). Чуть позже кошки появляются и у викингов, скандинавских соседей варягов, но уже образуют другую популяцию кошек.
- Бухарские кошки времен монгольского нашествия (12 - 13 века). Во время монгольского ига главным источником, где сохранились рифейско-таврические кошки была среднеазиатская Бухара. Поэтому рифейско-таврические кошки стали называться бухарскими.
- Радонежские кошки времен освобождения от монголов (14 - 15 века). Монастырь Сергия Радонежского был одним из главных центров сопротивления монгольскому игу и важнейшим местом сохранения русской культуры. Большое внимание уделялось также и спасению бездомных кошек, потерявших своих хозяев из-за монголов.
- Казанские кошки времен становления царской России (16 - 18 века). Казань, а также Астрахань и некоторые места Сибири стали местом распространения кошек во время царской России. О казанских кошках слагали легенды и при Иване Грозном, и при Петре Первом, и при Екатерине Великой
- Собственно сибирские кошки времен освоения Сибири (18 - 19 века). С момента освоения Сибири, эти кошки, имея особо высокую морозостойкость, обосновываются в Сибири
- Сибирские кошки в СССР (20 век). Сибирские кошки сыграли огромную роль в освобождении послеблокадного Ленинграда от крыс, а их смешение с уцелевшими сиамскими дало жизнь новой популяции "Невский маскарадный кот".
Особенности рифейско-таврической (сибирской) популяции кошек в античности
Ареал распространения кошек в античные времена в скифо-сарматской земле.
Существуют свидетельства разных источников и разных наук о распространении кошек в античные времена на скифо-сарматской земле, из которой и родилась великая Россия. Все эти источники указывают на обширную область южно русской степи от земли фракийской (Балкан) до рифейских гор (Урала), но наивысшая концентрация кошек приходится на центр этой полосы - полуостров Таврия (Крым). Поэтому эту древнерусскую популяцию кошек следует называть не сибирской (сибирской она становится лишь во времена царской России и СССР), а рифейско-таврической. Археологические находки и мифологические описания практически совпадают: археологи находят захоронения кошек в Крыму и прилегающих территориях, а мифология сказок описывает Кота Баюна в условиях Крыма (лукоморье, излучина южного моря, дубы).
Археология кошек античного времени на Руси
Археологи находят весьма скудные, но при этом регулярные захоронения кошек в Крыму и на прилегающих территориях. Причина скудности и редкости захоронений кошек не в редкости самих кошек (захоронение даже одной кошки в деревне противоречит их редкости - в городе одна царская кошка это другое дело). Причина скудности и редкости в разрушениях в результате нашествия гуннов в 5м веке и касаются именно захоронений 1 - 4 веков (до 5го века). Мало того нашествие монголов 800 лет спустя тоже оказало разрушительное воздействие. Эта популяция кошек имеет по археологическим данным явно Таврическое (Крымское) происхождение. Время этих скудных захоронений - начало эры Рождества Христова. Т.е. точное определение: 1 - 3 века (время войн римлян и сарматов, территории земли сарматской, сарматская держава этноса россалан). Эта популяция кошек могла быть распространена по степной зоне, где скифо-сарматской мир стал заниматься земледелием (где еще Геродот упоминал "скифов-земледельцев" и пахарей, торгующих хлебом) от Балкан и до рифейских гор (Урала). Короче от земли фракийской до земли рифейской и центр их полуостров Таврия (Крым). Возможное время появления должно совпадать с развитием земледелия (время определяется приблизительно от 500 лет до Р.Х. до 1го века после Р.Х.). В начале средневековья число захоронений кошек значительно возрастет и еще перемещается на север. Медленно, но твердо.
Мифология кошек античного времени на Руси
Мифологические источники в целом совпадают с археологическими находками. Противоречия имеют лишь субъективные летописи, в которых видны индивидуальные представления их авторов. Явно недопустимым заблуждением выглядит попытка приписать происхождение кошек на Руси викингам (которые находятся севернее и сами позаимствовали кошек у славян).
Большинство русских героических сказок - былин имеют южное происхождение и связаны с великой степью, к чему пришли исследователи русской мифологии. Описание места жизни Кота Баюна больше всего подходит к полуострову Крым, который в античные времена при сарматах назывался Таврия. Само описание Кота Баюна как очень крупного кота дымчатого цвета с большим пушистым хвостом, длинными усами и ярко зелеными глазами - все это соответствует описанию сибирской кошки или в античные времена рифейско-таврической кошки. Наиболее тонко описан Кот Баюн в поэме "Руслан и Людмила" Пушкина.
Многообразие и многофункциональность Кота Баюна объясняется тем, что кошек держали на Таврии представители разных общественных слоев. Земледельцы в нем видели защитника от грызунов, особенно, крыс и сусликов, а также кота, способного баюкать детей. Скоморохи и баяны в нем видели именно Баяна, того, кто, по Пушкину, и песнь заводит, и сказку говорит; короче источник вдохновения. Волхвы и жрецы в нем видели светлого зверя с сильной телепатией, способного к ценительству и борьбе с демонами. Воины, воеводы (боярыни и бояре, конягини и конязи, амазонки и казаки) видели в нем сильного и могучего зверя, источник силы.
Помимо Кота Баюна в русских сказках уральского региона отражен еще один кошачий персонаж: Земляная Кошка. Верная помощница Хозяйки медной горы, земляная кошка редко показывается людям на глаза. Но зато она помогает открывать клады и искать руды. Ее однотипность связана с тем, что кошек в городах на рифейских горах держали представители одной группы: ремесленники промысловики, которые строили города технополисы и занимались добычей руды. Поэтому и кошка у них помощник в поисках кладов и руд. Сама же внешность Земляной Кошки такая же как и у Кота Баюна и указывает на типичные черты сибирской кошки или рифейско-таврической кошки.
Влияния популяции армянского Вана
Откуда могли появиться первые кошки на Руси в скифо-сарматские времена? Популяция рифейско-таврических или сибирских кошек одна из древнейших на Руси, но самой древней в регионе русской степи и древнейшей в мире является популяция кошек армянский Ван. Мы точно определяем появление рифейско-таврической или сибирской кошки на Руси в интервале 500 лет до Р.Х. - 1 век после Р.Х., т.е. примерно 2000 - 2500 лет назад. Можно предположить появление этих кошек еще на пару тысячелетий ранее (2000 лет до Р.Х. или 4000 лет назад). Но популяция армянских кошек Ван будет все равно самой древней: 7000 лет до Р.Х. или 9000 лет назад. Мир армянского нагорья и мир русской степи был издревле тесно связаны между собой. Армяне постоянно общались с русскими и во времена Россиийского царства, и во времена княжеской варяжской Руси, и во времена Сарматской (амазонской) державы Россалан, и очевидно в еще более древние времена (господство амазонок массагетов или сербоев, господство аорсов и т.д.). Во время СССР Армения была частью всеобщей державы, объединяющей Россию, Армению и многие другие народы. Разумеется армянские кошки Ван завозились на земли скифо-сарматов в самый древние времена, как только скифам пахарям и земледельцам нужно было защищать хлеб и овес от мышей мышей и крыс, а особенно, сусликов.
Кошки армянский Ван и рифейско-таврическая (сибирская) внешне близки друг другу. Это пушистые длинношерстные кошки имеют явно общее происхождение. Возможно где-то 3000 лет до Р.Х. армянские Ваны были одновременно завезены в скифо-сарматскую (русскую) степь и в соседний Иран и там дали жизнь рифейско-таврической (сибирской) популяции кошек и персидской популяции кошек.
Родство популяции армянского Вана с рифейско-таврической (сибирской) и персидской популяциями. Сравнение рифейско-таврической (сибирской) и персидской популяций кошек.
В скифо-сарматской, русской степи армянские кошки Ван стали меняться. Здесь было не до красивых пушистых хвостов, хотя пушистым хвост остался, но прикрытый гораздо более мощным богатырским телом. Здесь было и не до чистой белой или черной окраски, кошки приобрели более простую и маскировочную окраску: дымчатую или табби. Здесь был полукочевой полуоседлый мир торговцев хлебом, пахарей с гигантскими и бескрайними полями овса, пшеницы и ржи, лихих охотниц амазонок и лихих охотников на оленей казаков, мир промысловиков кузнецов и добытчиков меди, мир сказителей баянов, скоморохов и волхвов. Кошкам надо было охотиться на таких крупных грызунов как суслики и они стали крупными и мощными. Здесь полгода стояла жара, а полгода такие морозы, что люди прятались в домах с дымящими печами. Так и кошки приобрели высокую морозостойкость и любовь лежать на печи. Чтобы лучше видеть в сумерках глаза приобрели один зеленый цвет (центральный цвет спектра). Кошки привыкли и к постоянным спутникам людей в степи - лошадям. Сибирские (рифейско-таврические) кошки, поэтому, хорошо переносят дорогу и сильнее привязаны к человеку, а не у дому. Быстрые и подвижные, сибирские (рифейско-таврические) кошки обладают большой активностью, гибкостью, легко меняют место обитания, одинаково хорошо себя чувствуют и в избе земледельца, и в скиту станицы казака или амазонки, и в кибитке хлеботорговца, защищая ее от крыс, и в тереме царицы в большом городе. Охотятся сибирские (рифейско-таврические) кошки набегом, обладая быстрой реакцией и скоростью бега. Так они и гоняются за мышами, крысами и сусликами.
Персидская кошка, возникшая возможно одновременно с сибирской (рифейско-таврической) кошкой, представляет собой ее же противоположную ветвь. Попав во дворцы иранских царей и в аскетичные алтари иранских (зороастрических) мобеданов, кошки приобрели спокойный, меланхолический характер, некоторую строгость во внешности с приплюснутым носом. Ровный климат иранского нагорья, теплый, но очень ветренный подарил этим кошкам ровную и очень пушистую шерсть. Необходимость защиты персидских садов, полных яблок, хурмы и, особенно, персиков, от кротов, требовало от кошек терпения. Охотятся персидские кошки часами, раскапывая кротовины и ожидая выхода крота. Такая кошка привыкла спокойно лежать на диване и соответствует полностью оседлому народу.
Особенности рифейско-таврической (сибирской) популяции кошек в раннее средневековье
Миграция кошек на северо-запад и археология кошек раннего средневековья на Руси
Начиная с 7го века все чаще начинают попадаться кошачьи захоронения на территории Валдайской земли: Новгород, Псков, Ладога, старая Русса, Тверь, Рязань (Эрзянь), Муром. Происходит перемещение цивилизации руссов из степи в леса с изменением ее характера в связи с нашествием гуннов. С этого времени прекращается нахождения курганов сарматских амазонок и начинается время власти северо славянских этносов и закат южных славянско аланско скифо-сарматских. Кошки же остаются прежними, только перемещаются на север. В конце концов к 9му веку кошки уже распространяются до Балтики, места расселения соле-варов или славяноварягов, из которых получается будущая политическая элита средневековой Руси (Рурихи), которая сменила прежнюю античную политическую элиту с гендерной особенностью - сарматских амазонок. В 9м веке захоронения кошек находят на берегах Балтики.
Порождение кошек викингов (норвежской лесной кошки) от рифейско-таврических кошек Руси
Начиная с этого времени с 9го века появляются захоронения кошек в стране викингов в Скандинавии. Очевидно между славяноварягами и викингами шла активная торговля и кошки быстро попали за море к новому народу. К 11 веку кошки распространяются викингами на острова атлантического океана: Исландию и Гренландию и возможно попадают в Новый Свет. Разница образов жизни: оседлости с преобладанием садоводства у персов и полукочевой полуоседлой жизни славян сарматов с преобладанием хлебно овсянного земледелия, коневодства (для них и растили поля овса сарматы) и охоты - эта разница привела к различию облика и образов жизни сибирской (рифейско-таврической) кошки и персидской кошки, а также к отличию обеих популяций от корневой популяции кошек армянский Ван. Подобный полукочевой полуоседлый образ жизни викингов привел к большому сходству сибирской (рифейско-таврической) кошки и норвежской лесной кошки. Мы уже говорили об общих чертах и об различии этих популяций:
Общая активность кошек в полукочевом обществе, их морозостойкость, пушистая шерсть наталкиваются на некоторые не видные глазами различия внутреннего характера:
- Быстрый бег сибиряков по степи против ловкого лазания по деревьям норвежцев
- Любовь к лошадям и хорошее перенесение езды на коне или в кибитке сибиряков против любви к морю и хорошему перенесению корабля норвежцами
- Коллективизм и матриархатная власть главкошки у сибиряков против индивидуализма и патриархатной власти главкота у норвежцев
Появление второй завезенной популяции византийских (эгейских) кошек на Руси
До князя Владимира на Руси преобладала одна рифейско-таврическая (сибирская) популяция кошек (не считая незначительное присутствие и популяции армянского Вана). Даже во времена крещения сарматской Руси амазонок апостолом Андреем у новых христианских священнослужителей были те же рифейско-таврические (сибирские) кошки [к слову, родной египетский кот самого апостола Андрея недолго прожил после тяжелого для южного зверя путешествия на север]. У Ольги был кот явно рифейско-таврического происхождения. Но византийская жена князя Владимира привезла с собой гладкую короткошерстную белую с пегими пятнами кошку. А затем у епископа, который крестил для князя Владимира западную часть Руси - народ Киева и других ближних городов оказался такой же гладкий короткошерстный белый но с серыми пятнами кот. В течении 10го века новая византийская (эгейская) популяция кошек широко распространилась по Руси, особенно, в среде православного духовенства.
Традиции связанные с кошками в средневековой Руси.
Если в сарматское, античное время при власти амазонок можно с большим трудом обнаружить только мифологические данные в виде образов легенд, сказок и былин (традиции без реконструкции не просматриваются), то в средние века уже просматриваются некоторые традиции, а мифологические данные уже оформлены в сказках, легендах былинах, причем гармонирующих с мифологией античного времени. Традиции, связанные с кошками в средние века на Руси различаются в зависимости от общественных сословий.
- Простые крестьяне всегда первым при новоселье впускали в дом кота и кот указывал плохие и хорошие зоны в доме. Где кот закапывал, там кропили святой водой, чтобы изгнать демонов из плохой зоны. Там где кот ложился и мурчал, там значит хорошая зона и там ставили иконы. Кроме того кошки баюкали маленьких детей (отсюда отношение к Коту Баюну как убаюкивателю)
- Воители: князья и княгини, бояре и боярыни - видели в Коте Баюне боевитое животное и источник силы. У них сложилась традиция разговаривать с тремя животными друзьями человека: псом, конем и котом.
- Скоморохи и баяны сказители видели в Коте именно источник вдохновения, баюна баяна, рассказывающего сказки.
- Волхвы видели в коте источник мудрости
- Священники считали кошек чистыми животными, которые могут свободно ходить по храму и даже заходить в алтарь. Кошки не только ловили крыс и мышей, но и утешали людей перед исповедью.
Короче, кошки как рифейско-таврической (сибирской), так и византийской (эгейской) популяции были широко распространены в средние века на Руси.