Найти в Дзене
☦ ВОСКРЕСЕНИЕ

ИСТОРИЯ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ В МОСКВЕ

Новодевичий монастырь – один из самых красивых монастырей Москвы. Это место впечатляет своей исторической атмосферой и красивой архитектурой. Данный монастырь в течение нескольких веков был свидетелем многих весьма важных событий в жизни русского народа. Новодевичий монастырь пользовался особым вниманием московских великих князей и царей, а сегодня и у нас есть возможность одарить его своим вниманием и любовью.. НАЗВАНИЕ Местность, на которой находится монастырь, издревле называется „Девичье поле“. Эта местность представляет собой низменный левый берег Москвы-реки, протекающей на расстоянии 1400-1500 метров от монастыря и огибающей монастырь с запада, юга и востока. Существует несколько версий того, откуда пошло название «Новодевичий». "Отдаленное предание относит такое название поля ко временам Монголо-Татарского владычества над Россией, когда будто «Москвичи приводили туда девиц в дань варварам, а при отдаче их, подносили на головах своих Монголо-татарским послам молоко и мед в сереб

Новодевичий монастырь – один из самых красивых монастырей Москвы. Это место впечатляет своей исторической атмосферой и красивой архитектурой. Данный монастырь в течение нескольких веков был свидетелем многих весьма важных событий в жизни русского народа. Новодевичий монастырь пользовался особым вниманием московских великих князей и царей, а сегодня и у нас есть возможность одарить его своим вниманием и любовью..

"Новодевичий монастырь", Алексей Кондратьевич Саврасов,1890
"Новодевичий монастырь", Алексей Кондратьевич Саврасов,1890

НАЗВАНИЕ

Местность, на которой находится монастырь, издревле называется „Девичье поле“. Эта местность представляет собой низменный левый берег Москвы-реки, протекающей на расстоянии 1400-1500 метров от монастыря и огибающей монастырь с запада, юга и востока.

Существует несколько версий того, откуда пошло название «Новодевичий».

"Отдаленное предание относит такое название поля ко временам Монголо-Татарского владычества над Россией, когда будто «Москвичи приводили туда девиц в дань варварам, а при отдаче их, подносили на головах своих Монголо-татарским послам молоко и мед в серебряных вызолоченных чашах»." – Иван Михайлович Снегирев. Новодевичий монастырь в Москве

Согласно второй версии, обитель предназначалась для девиц. По сказанию Павла Алеппского, бывшего в Москве, в половине XVII столетия, этот монастырь именовался Девичьим от того, что «в него поступали дочери самых знатных лиц в Государстве».

По другой версии, монастырь стали так называть в честь первой игуменьи: преподобной Елены Московской (Елены (Агриппины) Девочкиной). Весной 1525 года она вместе с 18 инокинями Покровского монастыря по указанию великого князя Василия III перешла в московский Новодевичий монастырь, где было впоследствии положено начало монашеской жизни. А приставка «ново-» в названии появилась, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося около Спасской башни Московского Кремля.

  • Согласно патриаршей грамоте 1598 года, полное название обители — Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.
НОВО-ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. КАРТИНА НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖ НИКА XVIII ВЕКА
НОВО-ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. КАРТИНА НЕИЗВЕСТНОГО ХУДОЖ НИКА XVIII ВЕКА

ОСНОВАНИЕ

В 1514 году Василий III, стоя под стенами Смоленска, дал обет:

«Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нём храм во имя Пречистыя…».

Великий князь Василий III в 1514 году взял Смоленск, а в 1522 году окончательно закрепил эту область за Московским государством, бывшей до этого некоторое время под властью Литвы.

После победы над казанскими татарами на реке Свияге великий князь приступил к выполнению своего обета и соорудил ныне существующий соборный храм. Главным строителем его был Алевиз Новый. По свидетельству Степенной Книги, он основал над Москвою рекою за посадом преименитую общежительную обитель, собрал туда множество инокинь девического чина; начальницей над ними поставил благоверную и благочинную инокиню Елену Девочкину.

Великий Князь Василий III
Великий Князь Василий III

Новодевичий монастырь в Москве был основан в 1524 году.

Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии», который в 1525 году, Июля 28, торжественно был перенесен с крестным ходом из Благовещенского собора в новосозданную обитель и поставлен в сооруженном там храме Одигитрии.

Для поддержания новой обители Великий Князь Василий и сын его Царь Иоанн дали ей тарханные и несудимые грамоты, несколько дворцовых сел и деревень, коих в последствии от Царских и боярских вкладов умножилось до 14480 душ крестьян.

С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей — Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий.

Елена Московская (Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина) — первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, неканонизованная святая, схимонахиня (схимница).
Елена Московская (Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина) — первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, неканонизованная святая, схимонахиня (схимница).

ПЕРВАЯ НАСТОЯТЕЛЬНИЦА

Преподобная Елена родилась в 1450-1460-х годах в городе Суздале, предположительно в семье тысячника III статьи Семена Никитича Девочкина.

Благодаря своему знатному происхождению, она получила хорошее образование, что позволило ей самостоятельно изучать не только Священное Писание, но и творения святых отцов. Будущая подвижница укреплялась духовно, а впоследствии стала достойной наставницей, «вождем ко спасению известным» для многих сестер обители, где Господь определил ей нести настоятельское послушание.

В 1524 году схимонахиня Елена была назначена настоятельницей и строительницей новой обители. В этот монастырь матушка Елена приехала не одна - из Суздальского Покровского монастыря с ней были переведены Софья Каурова и Феофания, выполнявшие послушания келаря и казначеи, а с ними прибыли еще 18 стариц. Эти опытные монахини и стали духовной основой новой московской обители.

Новодевичий монастырь, могила преподобной Елены (Девочкиной) с мозаичным портретом
Новодевичий монастырь, могила преподобной Елены (Девочкиной) с мозаичным портретом

На долю настоятельницы выпали все хозяйственные хлопоты по строительству и благоустройству монастыря, в который стали поступать девицы из знатных княжеских и боярских родов. Схиигумения Елена установила строгий порядок, исключавший какие-либо снисхождения к родовитым насельницам.

Духовное руководство сестрами преподобная игумения осуществляла до конца своих дней. Незадолго до кончины она написала духовную грамоту с наставлениями о монашеском житии.

***

Самые известные монахини монастыря — это сестра Петра I Софья и его жена Царица-инокиня Елена (в миру — Евдокия Фёдоровна Лопухина), её палаты сейчас носят название Лопухинского корпуса. Также:

Княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая (в инокинях Александра) — вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного; Царица Ирина Фёдоровна Годунова; Царевна Ксения Борисовна Годунова; Царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская; Варвара Васильевна Чёрная (Игуменья Серафима), советский ученый с мировым именем.

Новодевичий монастырь, Башни. Васнецов Аполлинарий Михайлович, 1926
Новодевичий монастырь, Башни. Васнецов Аполлинарий Михайлович, 1926

АРХИТЕКТУРА

В течение XVIII века архитектурный ансамбль Новодевичьего существенно не менялся, зато развивались его внутренние структуры. Ещё со времен Ирины Годуновой в монастыре славилась золотошвейная мастерская, где инокини вышивали золотом и серебром церковные облачения и покровы. Эта мастерская продолжала работу вплоть до начала XX века, снабжая лучшие храмы столицы своими изделиями.

-8

СМОЛЕНСКИЙ СОБОР

Смоленский соборный храм московского Новодевичьего монастыря построен при великом князе Василии III в 1524 — 1525 годах. Зодчим его, по преданию, был Алевиз Младший. Соборный храм монастыря по плану, общим размерам и основном у архитектурному приему имеет много общего с Успенским и в особенности с Архангельским кремлевскими соборами.

В XVIII веке внутренний вид собора был искажен существенными переделками, в особенности пробивкой и растеской окон.

В 1898 году был возбужден вопрос о капитальном ремонте собора и о б устройстве в нем отопления. При рассмотрении этого вопроса в Московском Археологическом Обществе было предложено одновременно с ремонтом произвести реставрацию этого интереснейшего памятника русского зодчества.
Основная задача при реставрации состояла в том, чтобы насколько возможно восстановить собор в древних формах, уничтожив позднейшие искажения.

Cобор в честь Смоленской иконы Божией Матери
Cобор в честь Смоленской иконы Божией Матери

Главная святыня Смоленского собора – икона Смоленской Богоматери середины XVI века – древнейшая в иконостасе. Смоленский собор, главный храм монастыря, был освящен в ее честь.

Новодевичий монастырь, Успенская трапезная церковь
Новодевичий монастырь, Успенская трапезная церковь

ХРАМ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре в Москве был построен в 1685–1687 годах. Храм был украшен изящным пятиглавием, которое сильно пострадало от пожара в 1796 году.

Нынешний облик храм приобрёл после восстановительных работ под проектом Казакова.

Зимняя церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в стиле «московского барокко». Резные из белого камня наличники окон, колонны и карнизы покрывали вся поверхность стен. С западной стороны к церкви примыкает огромный бесстолпный зал трапезной палаты, стоящий на высоком подклете. Все здание занимает довольно большую площадь — около 2100 квадратных метров, не считая уничтоженной в XIX веке ходовой паперти. Здание это сравнительно хорошо сохранилось.

От первоначального иконостаса церкви, выполненного известным придворным мастером Карпом Золотарёвым, сохранилось только несколько икон, которые сейчас хранятся в Историческом музее. На втором ярусе Успенского храма находится придел Сошествия Святого Духа. Здесь сохранился иконостас первой половины XVIII века. Объем собственно церквей Успенской и Святого Духа невелик по сравнению с общим объемом всего здания вместе с трапезными палатами.

В 70-е годы XX века в храме был установлен резной золочёный иконостас 1703 года из разрушенной в 1931 году церкви Успения на Покровке.

Новодевичий монастырь, Надвратная Преображенская церковь
Новодевичий монастырь, Надвратная Преображенская церковь

НАДВРАТНЫЙ ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Церковь была построена по заказу царевны Софьи Алексеевны над святыми (северными) воротами монастыря. Было закончено и освящено патриархом Иоакимом 5 августа 1688 года.

Преображенская надвратная церковь, небольшая по объему, обладает особым изяществом, легкими архитектурными формами и производит прекрасное впечатление. Интересна архитектура фасада, выполненная в стиле «русского барокко».

-12

Особый интерес представляет иконостас церкви. Он состоит из шести основных ярусов и увенчивается крестом. Композиция иконостаса очень хороша по своему оригинальному членению, отсутствию однообразия в расположении и величине икон и по компоновке полусферической сени над сплошными царскими вратами. Иконостас делался лучшими мастерами своего времени; все другие иконостасы церквей Ново-Девичьего монастыря XVII века уступают по качеству иконостасу Преображенской церкви. Золотил иконостас государственного посольского приказа золотописец Карп Золотарев.

Новодевичий монастырь, Надвратная Покровская церковь
Новодевичий монастырь, Надвратная Покровская церковь

ПОКРОВСКАЯ НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ

Покровская церковь существовала между 1625 и 1677 годами. По своей архитектуре она вероятнее всего, относится ко времени правления царевны Софьи, но предшествует постройке Преображенской церкви и колокольни. План храма по всем размерам и деталям совершенно тождественен плану Преображенской церкви. Надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами была построена в стиле «московского барокко».

Иконы для иконостаса писали иконописцы Оружейной палаты Кирилл Уланов и Василий Пахомов, а резную раму  выполнили два резчика из Оружейной палаты Иван Тюрин и Мирон Климов.

Лопухинские палаты, 1900-1903 https://pastvu.com/p/1472222
Лопухинские палаты, 1900-1903 https://pastvu.com/p/1472222

ЛОПУХИНСКИЕ ПАЛАТЫ

Лопухинский корпус представляет собой жилое двухэтажное здание, расположенное около северных монастырских ворот. Здание палат возведено в 1687-1688 годах для царевны Екатерины, дочери Алексея Михайловича. Постройка создана в стиле «нарышкинского барокко». Ее фасады украшены лепниной из белого камня: колоннами (сейчас от них сохранились пьедесталы и капители), карнизами, наличниками на окнах второго этажа.

Свое название — Лопухинские палаты — получили от первой жены Петра Первого Евдокии Лопухиной. Она жила в монастыре с 1727 по 1731 года. Лопухинские палаты сохранились до нашего времени как памятник гражданской архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

ХРАМ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО С ПАЛАТАМИ ЦАРИЦЫ ИРИНЫ ГОДУНОВОЙ
ХРАМ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО С ПАЛАТАМИ ЦАРИЦЫ ИРИНЫ ГОДУНОВОЙ

ХРАМ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО С ПАЛАТАМИ ЦАРИЦЫ ИРИНЫ ГОДУНОВОЙ

Амвросиевская церковь, это единственный сохранившийся больничный храм XVI века в Москве. Первоначально деревянная церковь существовала уже к 1550-м, но каменный одноглавый четверик над палатами казначейского корпуса воздвигли около 1580 г.

Палаты царицы Ирины Годуновой считаются одной из древних построек на территории Новодевичьего монастыря. Они располагаются рядом с Храмом Святого Амвросия Медиоланского. Так же к Амвросиевской церкви примыкает трапезная.

Построены палаты „в 1598 году для царицы Ирины Годуновой, когда она постриглась под именем Александры и прожила в монастыре около 6-ти лет“ . Изначально они строились для княгини Иулиании Палецкой, вдовы брата Ивана Грозного. Здание представляло собой замкнутую усадьбу. Чуть позже его перестроили для царицы Ирины Годуновой. Этот древний памятник неоднократно перестраивался.

Колокольня Новодевичьего монастыря
Колокольня Новодевичьего монастыря

КОЛОКОЛЬНЯ

Колокольня построена в 1690 году и расположена вблизи восточной крепостной стены, против алтарных абсид собора. Такое положение необычно, так как по большей части колокольни ставились с западной стороны храма.

Колокольня монастыря по своему изящному силуэту и пропорциям отдельных частей исключительно хороша; ее постепенно нарастающие ярусы придают особую легкость всему сооружению. План колокольни во всех ее ярусах и шейке главы — восьмиугольной формы.

Основанием колокольни служит двухэтажный первый ярус у которого под „гульбищем" второго яруса имеется круговой ход, с открытыми арками. В первом этаже этого яруса с западной стороны находится дверь — вход в бывшую здесь церковь во имя Варлаама и Иосифа, царевичей индийских. С юго-восточной стороны имеется дверь на лестницу, устроенную в толще стены.

Второй ярус — двухсветный; в нем ранее помещалась церковь Иоанна Богослова, уничтоженная в 1812 году.

Стены колокольни живописны и особенно хорош и в сочетании красного кирпича с деталями из белого камня, что вполне отвечает вкусу того времени как в церковном, так и в гражданском зодчестве.

Новодевичий монастырь. Часовня-усыпальница Прохоровых
Новодевичий монастырь. Часовня-усыпальница Прохоровых

ЧАСОВНЯ-УСЫПАЛЬНИЦА ФАБРИКАНТОВ ПРОХОРОВЫХ

Владелец Трехгорной фабрики Иван Прохоров активно помогал монастырю при жизни, часто жертвовал денежные средства. Здесь служила монахиней его сестра. Семья Ивана Яковлевича, как и он сам, были сначала похоронены на территории обители, а затем их останки перенесли в часовню.

Само здание построено в 1911-1917 годах, а автором его стал архитектор В.А. Покровский. Сооружение возведено из гранита и серого песчаника в неорусском стиле. Сейчас это монастырская часовня.

-18

НЕКРОПОЛЬ

Первые захоронения на территории монастыря появились еще в XVI веке — здесь хоронили монахинь, послушниц и служителей монастыря. Позже на кладбище начали хоронить представителей царской знати и княжеских родов.

В 1930-е монастырский некрополь был подвергнут «реконструкции», в результате которой из 2000 уцелело лишь около 100 надгробий.

-19

КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ

Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной.

Стены Новодевичьего монастыря имеют четыре угловые круглые башни, как это обычно делалось при сооружении крепостных стен. Между ними были
возведены восемь четырехугольных башен и с северной и южной сторон — двое башенного типа ворот, так же укрепленных, как и стены. Общая протяженность монастырских стен — около 870 метров.

Башни расположены в таком порядке:
1— Никольская, северо-восточная круглая, угловая башня, в ней
впоследствии была устроена часовня, 2 — Иоасафовская, 3 — Швальная, 4 — Чеботарная, юго-восточная круглая башня, 5 — Покровская,
6 — Предтеченская, 7 — Сетуньская, юго-западная круглая башня, 8 —
Затрапезная, 9 — Саввинская, 10— Напрудная, северо-западная круглая
башня, И — Лопухинская, вошедшая в состав жилого корпуса, и 12 —
Царицынская.

Известно, что древние монастыри строились, как крепости, и служили защитой от врагов, нападавших на Русь., так и укрепления монастыря много раз подвергались порче и разрушениям при нападении врагов.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН МОНАСТЫРЯ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН МОНАСТЫРЯ

До середины XVII века Новодевичий монастырь входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах.

Борис Годунов, портрет
Борис Годунов, портрет

БОРИС ГОДУНОВ

Новодевичий монастырь был связан с в избранием Бориса Годунова на царство. После смерти царя Федора Иоанновича обрывается царская династия Рюриковичей.  Вдова Федора, царица Ирина Годунова, переселяется из Кремля  в Новодевичий монастырь.

Эскиз декорации к постановке "Борис Годунов". Вильямс Пётр Владимирович, 1941
Эскиз декорации к постановке "Борис Годунов". Вильямс Пётр Владимирович, 1941

Большой Земский собор 1598 года выбирает Бориса новым царем. Он знал, что его выберут царем, но хотел, чтобы этому предшествовали многократные упрашивания, поскольку это придавало ему вес как всенародно избранному монарху: на Руси не было принято принимать почесть с первого раза. 

В связи с этим  Борис, вслед за своей сестрой Ириной, переезжает в Новодевичий монастырь.  И тогда  к  стенам  монастыря дважды были организованы большие  крестные шествия. Во главе с патриархом Иовом, духовенство, бояре,  люди  всех сословий вышли из Кремля и пошли  в монастырь просить Бориса на царство. После второго крестного хода, когда Борис дал свое согласие занять царский престол, в стенах Новодевичьего монастыря патриарх Иов благословил его на царство.  Это произошло 21 февраля 1598 года по старому стилю.

МОСКОВСКАЯ БИТВА 1612 ГОДА

24 августа 1612 года под стенами Новодевичьего монастыря произошло решающее сражение между русским ополчением и войсками гетмана Яна Ходкевича, шедшими на выручку осаждённому польскому гарнизону Кремля. "Битва на Девичьем поле" завершилась полным поражением польско-литовского войска и 25 августа 1612 года интервенты отступили от Москвы.

Победа под стенами монастыря стала одним из ключевых моментов изгнания захватчиков из столицы. Новодевичий монастырь, разделивший бедствия Смутного времени, оказался также и свидетелем триумфа народного ополчения. Тогда обитель была почти полностью разорена.

***

После воцарения новой династии Романовых начался долгий процесс восстановления обители из пепла. Царь Михаил Фёдорович уже в 1613 году повелел освободить Новодевичий монастырь от налогов и поборов, чтобы облегчить его возрождение. Разрушенные здания очищали от обгорелых развалин, отстраивали заново храмы, кельи и стены. Государство вернуло монастырю часть утраченного имущества и старалось поддерживать его продовольствием и деньгами. К 1650-м годам, спустя несколько десятилетий после Смуты, монастырь был в основном восстановлен и даже укреплён сверх прежнего. К середине XVII столетия хозяйство монастыря достигло внушительных масштабов.

ПРИДВОРНЫЙ СТАТУС

Вторая половина XVII века стала эпохой наивысшего расцвета Новодевичьего монастыря. Романовы относились к нему с особым пиететом, видя и как семейную обитель для своих родственниц. В самой обители в то время усилился «придворный» статус. Игуменьи Новодевичьего пользовались столь высоким уважением, что приглашались ко двору на большие церковные праздники. Всё это приносило монастырю новые пожертвования и покровительство.

Картина И.Е. Репина Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году
Картина И.Е. Репина Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году

ЦАРЕВНА СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Особый период начался в 1682 году, когда правление государством фактически перешло в руки царевны Софьи Алексеевны, старшей сестры Петра I. Софья стала регентом при младших братьях и в течение семи лет (1682–1689) реально управляла страной. Она выбрала Новодевичий монастырь своей летней резиденцией за городом. В тёплое время года царевна с двором выезжала в эту обитель, устраивая здесь своеобразный загородный двор. При Софье монастырь превратился в политический центр: здесь принимались иностранные послы, обсуждались государственные дела.

Одновременно по её указанию началось масштабное строительство, окончательно сформировавшее архитектурный ансамбль Новодевичьего в его современном виде.

В 1689 году в результате дворцового переворота царевна Софья Алексеевна лишилась власти. После конфликта с братом Петром, опирающимся на верные ему полки, Софья была арестована и насильно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны. Остаток жизни она провела в Новодевичьем монастыре в заточении. Её сестры – царевны Екатерина и Мария – по приказу Петра I также вскоре оказались затворницами здесь же, в обители.

Монастырь, расцветший под покровительством Софьи, превратился в её же темницу. Софья жила в Лопухинских палатах (ранее называвшихся Мариинскими). Она скончалась в монастыре в июле 1704 года, и была погребена у южной стены Смоленского собора рядом с могилой своей сестры Екатерины Алексеевны.

Вид Новодевичьего монастыря. Из собрания П.С. Романова
Вид Новодевичьего монастыря. Из собрания П.С. Романова

ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ

С начала XVIII века Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители».

Пётр I, вступивший в самостоятельное правление проводил политику секуляризации и подчинения церкви государству. В 1701 году указом Петра был учреждён Монастырский приказ, ограничивавший самоуправление обителей и изымавший часть их доходов в казну. После 1764 года Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишается своих земельных владений.

В 1724 году, при Петре I, при монастыре был открыт своеобразный приют-воспитательное учреждение. Указом Петра здесь учредили дом для 250 девочек-подкидышей, которых обучали плетению голландского кружева – модного тогда ремесла.

Евдокия Фёдоровна Лопухина
Евдокия Фёдоровна Лопухина

Первую четверть XVIII века судьба монастыря была связана с Евдокией Лопухиной – первой женой Петра Великого. Которая в 1727 году торжественно въехала в стены Новодевичьего монастыря, где для неё отвели специальные палаты – бывшие Мариины. Тут она провела остаток своих дней до смерти в 1731 году.

В 1764 году Екатерина II провела секуляризационную реформу, отобрав у церкви земельные владения и переведя монастыри на штатное финансирование от государства. В результате этих реформ Новодевичий утратил значительную самостоятельность и прежние источники дохода, но при этом остался действующим и хорошо финансируемым крупным монастырём.

-26

Он продолжал выполнять и символические функции – например, в 1797 году император Павел I повелел провозить через Новодевичий монастырь гробницы всех почивших императриц перед их погребением в Петербурге, отдавая дань памяти царевнам, покоящимся в его стенах.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь. Французы прожили здесь месяц, перед уходом из монастыря они хотели взорвать Смоленский собор, для чего и разместили там бочки с порохом, а на них горящие фитили и ушли. Когда монахини вошли внутрь, уже во всю разгорался пожар. Монахини все же спасли собор от взрыва. После пребывания французов все храмы монастыря пришлось переосвящать.

Уже в 1813 году были полностью отремонтированы повреждения, нанесённые пожаром: восстановлены сгоревшие кровли, заново освящены осквернённые храмы. Легенда о спасении монастыря стала широко известна – её пересказывали в журналах, а позже описывали историки.

***

В последующее царствование императора Николая I Новодевичий монастырь продолжал действовать, сохраняя свою духовную и культурную значимость. В 1840-е годы император Николай I посетил Новодевичий и остался впечатлён его древностями, после чего распорядился выделить средства на реставрацию обветшавших строений. С этого времени ведётся систематическое изучение и ремонт монастырских памятников. К 50-60-м годам XIX века здесь работал известный историк архитектуры Фёдор Греч, описывавший монастырские здания.

Филатьевское училище на территории Новодевичьего монастыря
Филатьевское училище на территории Новодевичьего монастыря

ФИЛАТЬЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Знаменательным событием стало открытие в 1871 году на территории монастыря женского учебного заведения – Филатьевского училища.

Здание располагается рядом с колокольней. Сейчас в нем размещается секретариат обители и Московское епархиальное управление. Здание из белого камня было построено в 1871 году на месте военного госпиталя. Средства на его возведение дала вдова тайного советника Наталья Филатьева. Сооружение двухэтажное, на втором этаже есть балкон, с которого открывается чудесный вид на монастырь.

Его открытие отражало дух времени – стремление соединить монастырскую опеку с решением социальных проблем (попечение о сиротах). Училище создавалось для девочек-сирот из самых разных сословий. Обучение девушки проходили в подготовительном, первом и втором классах. В каждом учеба длилась по 2-3 года до 17 лет, затем их распределяли. Девушек обучали не только наукам, но рукоделию и тому, что могло бы пригодиться в хозяйстве. На базе училища работа церковно-приходская школа.

После Революции училище было закрыто. Большинство помещений использовалось под жилье.

Новодевичий монастырь. Реставрация Успенского собора, 1898 https://pastvu.com/p/1244617
Новодевичий монастырь. Реставрация Успенского собора, 1898 https://pastvu.com/p/1244617

РЕСТАВРАЦИЯ

С 1895 года по инициативе Московского археологического общества и Императорской Археографической комиссии начались планомерные реставрационные работы.

В 1898–1901 годах архитектор-реставратор Сергей Родионов совместно с Иваном Машковым провёл масштабную реставрацию Смоленского собора и других древних построек. В ходе этих работ они стремились вернуть зданиям первоначальный облик: в соборе, например, раскрыли замурованные верхние окна барабана центрального купола, восстановили изначальные размеры окон основного объёма, воссоздали по образцам XVI века позакомарное покрытие (полуциркульные закомары под скатом крыши), переделали галереи и крыльца собора, приблизив их к старому виду. Эти усилия сделали Новодевичий одним из самых образцово отреставрированных памятников Москвы к началу XX столетия.

В самом монастыре тогда же была открыта небольшая музейная экспозиция, рассказывавшая о его истории.

Новодевичье кладбище, 1967 https://pastvu.com/p/1455810
Новодевичье кладбище, 1967 https://pastvu.com/p/1455810

НОВОДЕВИЧЬЕ КЛАДБИЩЕ

В 1898 году рядом с монастырём, за южной стеной, городские власти открыли новое городское кладбище – Новодевичье кладбище. Оно быстро стало одним из главных московских некрополей, где в последующем были похоронены многие выдающиеся деятели культуры, науки и политики. Вот некоторые из них:

  • Денис Давыдов — гусар и поэт, участник Отечественной войны 1812 года
  • Николай Гоголь — самый известный прозаик золотого века русской литературы
  • Фёдор Шаляпин — самый известный в мире русский оперный певец
  • Вера Мухина — авангардистка, архитектор и скульптор-монументалист
  • Александр Вертинский — русский и советский эстрадный артист, кумир эстрады первой половины XX века
  • Леонид Утёсов — известнейший советский музыкант
  • Юрий Левитан — диктор Всесоюзного радио, «голос Победы»
  • Евгений Леонов — самый узнаваемый актёр советского кино
  • Алексей Маресьев — лётчик-истребитель, его подвиг лёг в основу «Повести о настоящем человеке»

Хотя новое кладбище формально было вне монастырской территории, оно унаследовало имя и славу обители.

Новодевичий монастырь, 1920-28 гг.
Новодевичий монастырь, 1920-28 гг.

РЕВОЛЮЦИЯ

Казалось, обитель ждёт дальнейший расцвет, но грянувшие вскоре революционные потрясения положили конец многовековому укладу монастырской жизни.

Октябрьская революция 1917 года и установление советской власти привели к коренным изменениям в судьбе Новодевичьего монастыря. Уже в 1917–1918 годах, в ходе антирелигиозной политики большевиков, монастырь фактически прекратил своё существование как религиозная обитель. В январе 1918 года Декрет Совнаркома об отделении церкви от государства ликвидировал юридические права монастырей. Новодевичий попал под реквизицию: его имущество национализировали, братия (в данном случае сестричество) была выселена или распущена, богослужения постепенно прекратились. Игуменья Леонида (Озерова), настоятельствовавшая с 1908 года, ещё оставалась в обители некоторое время, пытаясь сохранить церковную жизнь. Но в январе 1920 года Леонида скончалась в возрасте 93 лет, и её смерть фактически ознаменовала конец старой монастырской общины. Она была похоронена на монастырском кладбище, однако надгробие появилось лишь в 1955 году, усилиями её племянника (патриарха Алексия I).

В 1922 году Новодевичий монастырь был официально закрыт советскими властями.

Новодевичий монастырь, 1926 https://pastvu.com/p/59903
Новодевичий монастырь, 1926 https://pastvu.com/p/59903

Под предлогом благоустройства и «расчистки» территории в 1929 году была проведена тотальная ликвидация древнего монастырского кладбища. Часть икон и книг передали в музеи. Также прекращалось богослужение: в 1928 году окончательно закрыли для верующих Успенскую церковь-трапезную, а затем и остальные храмы. В январе 1927 года на территории монастыря, за алтарём Смоленского собора похоронили епископа Антонина (Грановского), однако впоследствии его могила была утрачена.

Разрушительный вихрь репрессий 1930-х относительно пощадил Новодевичий монастырь – его не взорвали (как, например, Чудов монастырь в Кремле), не переделали кардинально под фабрики или казармы. Власть ценила его как историко-художественный объект, привлекавший туристов и учёных.

Атеистическая пропаганда в Музее раскрепощения женщин (Новодевичьем монастыре), 1931 год
Атеистическая пропаганда в Музее раскрепощения женщин (Новодевичьем монастыре), 1931 год

МУЗЕЙ

После революции 1917 года монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.

22 марта 1922 года здесь был основан музей «Эпохи царевны Софьи и стрелецких войн». С 1929 года – это "Музей раскрепощения женщин". С таким названием в 1934 году он стал филиалом Государственного Исторического Музея. Филиал этого музея находился здесь до 2010 года.

После Великой Отечественной войны церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 году по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

Вид на Новодевичий монастырь. Новый 1941 год https://pastvu.com/p/46311
Вид на Новодевичий монастырь. Новый 1941 год https://pastvu.com/p/46311

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

С началом Великой Отечественной войны (1941) музей в Новодевичьем продолжал действовать, хотя экспозиции были частично эвакуированы. Немецко-фашистские войска подошли к Москве осенью 1941 года, и на монастырских стенах даже устанавливали зенитные пулемёты для обороны города. К счастью, линия фронта не достигла этой части столицы: прямые бомбовые попадания или бои обошли монастырь стороной. Тем не менее зимой 1941–42 гг. его здания отапливались слабо, что привело к появлению трещин в кладке – позднее потребовались ремонтные работы.

Осенью 1943 года, после исторической встречи Сталина с иерархами, Русская Православная Церковь получила ограниченную свободу. Именно тогда неожиданно для многих часть помещений Новодевичьего монастыря была передана под возобновление духовного образования.

В ноябре 1943 года в бывших Лопухинских палатах монастыря (где некогда жила Евдокия Лопухина) открылись краткосрочные Московские богословские курсы – первые легальные церковные курсы в СССР. А 14 июня 1944 года на их базе был учреждён Московский Православный Богословский институт (ректором стал архимандрит – будущий патриарх – Пимен).

Таким образом, в самый разгар войны древняя обитель вновь наполнилась голосами преподавателей и студентов в рясах. Одновременно советская власть позволила частично возобновить богослужения: в конце 1944 года открылся для молитв надвратный Преображенский храм, а в конце 1945 года – Успенская трапезная церковь.

Фактически, с 1944 года монастырь обрёл двойственную природу: с одной стороны музей, а с другой – место действующих церквей и духовной школы.

Солнечные часы на стене Лопухинских палат Новодевичьего монастыря, 1972 https://pastvu.com/p/251543
Солнечные часы на стене Лопухинских палат Новодевичьего монастыря, 1972 https://pastvu.com/p/251543

Победа в Великой Отечественной войне принесла в СССР некоторую терпимость к религии, и это сказалось на судьбе Новодевичьего монастыря. В послевоенные годы он не был возвращён Церкви полностью, но продолжал использоваться совместно – и как музейный комплекс, и как центр церковной активности в Москве.

После перевода академии в Загорск монастырь вновь стал преимущественно музейным объектом. Тем не менее церковная жизнь окончательно не прекратилась.

Новодевичий монастырь https://pastvu.com/p/85234
Новодевичий монастырь https://pastvu.com/p/85234

В послевоенный период значительное внимание уделялось сохранению и реставрации архитектурных памятников монастыря. Уже к 1950-м годам были проведены первоочередные противоаварийные работы: укреплены фундаменты собора, отремонтирована кровля колокольни (её позолоченная главка сильно пострадала в войну от непогоды и отсутствия ухода). Большую роль сыграл главный архитектор Московского Кремля, реставратор Пётр Барановский, выступавший за тщательную охрану Новодевичьего.

В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль монастыря был включён в список памятников, подлежащих государственному учёту и охране, как выдающийся памятник федерального значения. С 1964 года Лопухинские палаты официально стали резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских, а Успенская надвратная церковь – их кафедральным собором. Первым обитателем стал митрополит Николай (Ярушевич), которого вскоре сменил юный митрополит Пимен (Извеков), будущий Патриарх.

Новодевичий монастырь, 1967 https://pastvu.com/p/1162308
Новодевичий монастырь, 1967 https://pastvu.com/p/1162308

В конце 1960-х – 1970-х годах Новодевичий монастырь подвергся новой волне атеистической кампании при Хрущёве, когда многие ранее открытые храмы вновь закрывались. Однако уникальный статус Новодевичьего как музея спас обитель от повторного полного закрытия.

Туристы в Новодевичьем Монастыре, 1980-82 https://pastvu.com/p/566835
Туристы в Новодевичьем Монастыре, 1980-82 https://pastvu.com/p/566835

К 1980 году Государственный Исторический музей завершил масштабную многолетнюю реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Всю вторую половину XX века продолжался научный интерес к Новодевичьему монастырю. Историки изучали его роль в политических событиях, искусствоведы – его архитектуру и иконопись.

Новодевичий монастырь https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fphoty.co%2Ffiles%2Fimg%2Fphoto%2Fkladbishcha-moskvy%2Fkladbishcha-moskvy-6.webp&lr=10731&pos=12&rpt=simage&text=некрополь%20в%20новодевичьем%20монастыре%20москва
Новодевичий монастырь https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fphoty.co%2Ffiles%2Fimg%2Fphoto%2Fkladbishcha-moskvy%2Fkladbishcha-moskvy-6.webp&lr=10731&pos=12&rpt=simage&text=некрополь%20в%20новодевичьем%20монастыре%20москва

НАШЕ ВРЕМЯ

В период перестройки и особенно после распада СССР возросло общественное внимание к восстановлению порушенных святынь. В 1990 году Русская Православная Церковь получила возможность возвращения себе ряда храмов и обителей. Осенью 1994 года в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение.

В 2004 году весь ансамбль Новодевичьего монастыря был включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Новодевичий монастырь, Орлов Юрий Александрович, 2000
Новодевичий монастырь, Орлов Юрий Александрович, 2000

В 2006 году Патриарх Алексий II обратился в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) с просьбой передать здания Новодевичьего монастыря в пользование Церкви. После рассмотрения и одобрения, 22 марта 2010 года комплекс монастыря был официально передан Московской епархии Русской Православной Церкви на правах безвозмездного бессрочного пользования.

Передача ансамбля позволила развернуть масштабную реставрацию, приуроченную к грядущему 500-летию монастыря (2024 г.). В 2011–2017 годах проводились исследования и реставрационные работы.

Одним из вызовов стала чрезвычайная ситуация 15 марта 2015 года: вечером этого дня на реставрационных лесах вокруг колокольни вспыхнул пожар. Огонь охватил деревянные строительные конструкции и грозил повредить саму колокольню. Однако благодаря усилиям пожарных и крепости сооружения обошлось без непоправимого ущерба.

В 2022 году были официально завершены многолетние реставрационные работы.

Иверская икона Божией Матери в Успенском храме Новодевичьего монастыря
Иверская икона Божией Матери в Успенском храме Новодевичьего монастыря

СВЯТЫНИ

В Новодевичьем монастыре хранятся знаменитые православные святыни: частица мощей с иконой святого Николая, икона Амвросия Медиоланского с частицей мощей святого, икона преподобных старцев оптинских с частицами мощей, ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

А так же Икона Богоматери “Иверская”, Образ святого великомученика и целителя Пантелеимона и главная святыня монастыря – Смоленская икона Божией Матери..

Снимок с древней иконы Смоленской Божией Матери. Фото-гравюра, Москва, 1886 года
Снимок с древней иконы Смоленской Божией Матери. Фото-гравюра, Москва, 1886 года

СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница».

Написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, икона Одигитрии вместе с честной ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как священный палладиум Империи. В том числе она была символом воинской доблести, ей благословляли воинов перед сражением.

Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»). После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

В 1239 году заступничеством Пречистой Девы Смоленск был спасён от нашествия Батыя.

Древняя византийская икона Смоленской Богоматери (Одигитрия), которая была привезена на Русь в 1046 г., была утеряна во время Второй мировой войны. Главная святыня Смоленского собора Новодевичьего монастыря считается списком с иконы, хранившейся в Благовещенском соборе Кремля.

  • 10 августа Русская Православная Церковь прославляет Пресвятую Богородицу ради Ее чудотворной Смоленской иконы, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница).
Новодевичий монастырь, Напрудная башня, 1955-58 https://pastvu.com/p/387636
Новодевичий монастырь, Напрудная башня, 1955-58 https://pastvu.com/p/387636

БАШНЯ ПЛАЧА

Напрудная (или Надпрудная) башня — одна из 12 башен монастырской стены, расположенная у пруда, от которого и получила своё название. В свое время в ней была заточена сестра Петра I, Софья. Софья до конца своих дней оставалась в монастыре и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

В середине 2000-х годов возникло поверье, что башня и Софья помогают страждущим людям. К башне началось паломничество, усиливающееся с каждым годом. Скорее всего это утка придумана для увеличения туристов. Но стоит согласиться с тем, что место по истине чудесно для верующих православных и без всяких сторонних фантазий..

Адрес: Москва, Новодевичий проезд, дом 1
Адрес: Москва, Новодевичий проезд, дом 1

Это уникальный памятник русской истории и культуры, часть истории Москвы, который ни в коем случае нельзя выкидывать на обочину памяти. Т.к. каждая деталь истории рисует истинную душу нашего народа..

-44

Московский Богородице-Смоленский Новодевичий ставропигиальный женский монастырь

Читайте тоже:

ИСТОРИЯ ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ В ФИЛЯХ
☦ ВОСКРЕСЕНИЕ19 мая
ИСТОРИЯ МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ МИЛОСЕРДИЯ В МОСКВЕ
☦ ВОСКРЕСЕНИЕ19 июля