Найти в Дзене

Путеводитель, как ботать олимпиадную биологию в 9 классе

Кажется, что в олимпиадах по биологии нужно «ботать всё», и вечно не хватает ни структуры, ни уверенности, что идёшь правильным путём. Я это знаю — потому что сама через это прошла. Меня зовут Дарья Шахова, и я — трижды призёр Всероссийской олимпиады школьников по биологии, автор Telegram-канала «Мир БиоОлимпиад», который читают тысячи олимпиадников. За последние годы я систематизировала сотни задач, книг и тем, и довела десятки учеников до заветного диплома. 📚 В этом материале — пошаговая навигация, как бы я строила подготовку к олимпиаде по биологии, если бы училась сейчас: для 9, 10 и 11 класса — чтобы ты больше не чувствовал(а) растерянности и систематизировал(а) свою подготовку. В 9 классе олимпиадная программа крутится в основном вокруг биоразнообразия и человека. “Страшные взрослые” разделы, такие как молекулярная биология и биохимия встречаются не в таком объеме, как в более старших классах. Вот список основных олимпиадных разделов, которые понадобятся в 9 классе: Пройдемся по

Кажется, что в олимпиадах по биологии нужно «ботать всё», и вечно не хватает ни структуры, ни уверенности, что идёшь правильным путём.

Я это знаю — потому что сама через это прошла.

Меня зовут Дарья Шахова, и я — трижды призёр Всероссийской олимпиады школьников по биологии, автор Telegram-канала «Мир БиоОлимпиад», который читают тысячи олимпиадников.

За последние годы я систематизировала сотни задач, книг и тем, и довела десятки учеников до заветного диплома.

📚 В этом материале — пошаговая навигация, как бы я строила подготовку к олимпиаде по биологии, если бы училась сейчас: для 9, 10 и 11 класса — чтобы ты больше не чувствовал(а) растерянности и систематизировал(а) свою подготовку.

В 9 классе олимпиадная программа крутится в основном вокруг биоразнообразия и человека. “Страшные взрослые” разделы, такие как молекулярная биология и биохимия встречаются не в таком объеме, как в более старших классах.

Вот список основных олимпиадных разделов, которые понадобятся в 9 классе:

  • альгология и микология
  • основы филогенетики и современной систематики
  • зоология беспозвоночных
  • зоология позвоночных
  • анатомия и физиология человека
  • систематика, морфология и анатомия растений
  • цитология и гистология
  • основы микробиологии, возбудители заболеваний
  • основы биохимии и молекулярной биологии
  • основы генетики
  • экология, теория эволюции

Пройдемся по основным разделам и обсудим, из каких источников можно брать информацию!

~ ФИЛОГЕНЕТИКА и СИСТЕМАТИКА

Советую начать знакомство с филогенетикой с соответствующих глав во 2 томе Campbell. А о современной систематике эукариот можно узнать из лекций Н. Алкина (часть 1, часть 2), а также из статьи по биоразнообразию.

~ АЛЬГОЛОГИЯ и МИКОЛОГИЯ

Здесь вам в помощь - эта подборка ресурсов. Для тех, кто любит книги (и кто готов посвятить достаточно времени этому разделу), есть учебник от Г.В. Беляковой.

~ БОТАНИКА

Советую обратить внимание на мою подборку в телеграм-канале, там расписан перечень тем, которые стоит знать. Из учебников базовым является учебник Лотовой, также можно использовать “Современную ботанику”, чтобы полюбоваться на красивые схемы жизненных циклов.

~ ЦИТОЛОГИЯ и ГИСТОЛОГИЯ

По цитологии для начала советую освоить второй раздел из трех в 1 томе Campbell, для дальнейшего углубления советую “Основы молекулярной биологии клетки” Альбертса и “Клетки по Льюину”.

По гистологии советую учебник Кузнецова и Мушкамбарова и атлас от этих же авторов, а также ресурсы из онлайн-подборки (главное в гистологии - практика узнавания фото препаратов!).

~ ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ

Если вы уже хорошо знаете школьную базу, обратите внимание на лекции от ЦПМ и курс лекций Богомоловой и Малахова для студентов МГУ. Из учебников классическими являются учебники Догеля и Вестхайде. Также очень советую атлас по беспозвоночным и презентации по паразитам, их вы можете найти на этом диске.

~ ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ

В первую очередь советую убедиться, что вы знаете школьную программу. После этого можно углублять знания лекциями Корзуна и лекциями Огурцова, а также информацией из учебника “Сравнительная анатомия позвоночных” Дзержинского, учебника Наумова и Карташева и практикума от тех же авторов. Часто спрашивают черепа, чтобы в них разбираться, стоит изучить главу по зоологии позвоночных в "Практической биологии для олимпиадников". А разнообразие позвоночных можно заботать с помощью этой подборки.

~ МИКРОБИОЛОГИЯ

Основы можно почитать в 2 томе Campbell, для любителей видеоформата есть подборка лекций. О возбудителях заболеваний можно узнать из "Атласа по медицинской микробиологии" Воробьёва и моей авторской таблички, а о вирусах - из ресурсов по вирусологии и другой моей таблички.

~ Основы БИОХИМИИ, ГЕНЕТИКИ и молекулярной биологии

В 9 классе эти разделы не так важны, но иногда проскальзывают, поэтому базовую информацию по ним лучше знать! К счастью, у нас есть 1 том Campbell, где вы сможете найти всю информацию по этим разделам, которую могут спросить в 9 классе.

💬 Если после прочтения ты всё ещё не знаешь, с чего начать или как всё успеть — не нужно разбираться в одиночку.

Приглашаю тебя в Биоклуб — наш летний эксперимент, в котором мы системно, вместе и с интересом разбираем самые сложные темы олимпиадной биологии.

Что ты получишь:

— Готовые уроки по ФЧЖ, биохимии, молбиолу, цитологии, генетике и расчётным задачам — каждый день;

— Олимпиадные задания и ежемесячные пробники — без иллюзии понимания, только реальная практика;

— Поддержку кураторов и комьюнити — чтобы не вариться в себе, получать ответы на все вопросы и не сдаться на самом начале пути;

— И главное — осознанную, умную подготовку, без зубрёжки и хаоса.

✍️ Чтобы записаться, напиши моему помощнику Амиру: [тг: @helablack]

📌 Запись в клуб закроется в середине августа.

Если ты чувствуешь, что хочешь провести это лето с пользой — не откладывай. Мы ждём тебя 🧬💚