С чего все началось.
В 1861 году сын француского парфюмера Анри Брокар переезжает в Москву. Спустя несколько лет он арендовывает помещение конюшни под мыловаренную лабораторию.
Первым продуктом становится мыло «Детское». Анри придумывает выпускать ароматные бруски с оттисками в виде букв кирилицы. По воспоминаниям, некоторые родители из среднего и низшего класса, скупали мыло со всеми буквами, чтобы научить детей читать. Продукция Брокара стоила в три раза меньше, чем у конкурентов.
В середине XIX века богатая публика заказывала банные принадлежности и духи из Европы или покупала привезенное. Для обычных горожан такая покупка была не по карману. Жена Брокара подала мысль обеспечить эту категорию людей и сделать их постоянными покупателями.
Компания выпускала простые и востребованные наименования. К «Детскому» мылу добавились «Янтарное», «Медовое», прозрачное глицериновое «Шаром». Цены сохранялись невысокие. Например, «Шаром» стоило пять копеек— как десяток яиц.
Позже выпустили мыло «Народное». Его отправили на ярмарки по всей стране. «Народное» стало первой косметической маркой, которую могли себе позволить крестьяне. До этого они мылись подручными средствами, например, золой.
В 1871 образовался Торговый дом «Брокар и Ко». Вскоре компания открыла первый фирменный магазин — его разместили в Москве на Никольской улице.
Генрих Брокар стал производить духи. В газетах разместили объявление, что все желающие смогут всего за один рубль приобрести специальный набор из 10 наименований продукции - духов, одеколона, укрепляющего средства для волос, туалетного уксуса, вазелина, пудры с пуховкой, саше, помады, мыла. У магазина собралась такая толпа покупателей, что для порядка пришлось вызвать конную полицию. Две тысячи наборов были распроданы за шесть часов.
К 1882 году у Торгового дома «Брокар и Ко» появился специально разработанный аромат. Одеколон «Цветочный» - «насыщенную первоклассными цветочными эссенциями –– бергамота, жасмина, гвоздики, резеды — с добавлением мускусной основы». Выпуск приурочили к Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве. Генрих Брокар разместил в центре павильона фонтан со струями одеколона. Посетители могли познакомиться с ароматом, побрызгаться им. Самые ловкие окунали в чашу шляпки, перчатки и пиджаки или находили пустые флаконы и набирали жидкость в них.
Исследователи парфюма называли «Цветочный» первым массовым одеколоном в России. До Генриха Брокара никто не пробовал разработать товар для людей со скромным достатком и приобщить их к качественной косметике.
Генрих Брокар умер в 1900 году. Дело перешло к его жене и сыновьям. В 1913 году компания получила статус поставщика Двора Его Императорского Величества — высшего в стране свидетельства качества.
К 300-летию дома Романовых парфюмер "Брокара" Август Мишель преподнес императрице Марии Федоровне (матери Николая II) роскошную парфюмерную композицию, которая ей понравилась. Парфюм назвали "Любимый букет императрицы". На этикетке хотели поместить портрет самой Марии Федоровны, однако та сочла это неуместным и флаконы украсили изображением Екатерины Великой.
Советская история парфюмерного дома.
В 1917 году "Брокар и Ко" национализировали. Предприятие стало называться Замоскворецким парфюмерно-мыловаренным комбинатом № 5 (не изящно). На нем выпускали не ароматы, а мыло, распределявшееся по карточкам. Главным парфюмером остался француз Август Мишель. Спустя 5 лет фабрику переименовали в "Новую Зарю". Название приятно звучало и отражало актуальную политическую повестку. Объединение вновь стало выпускать духи - но уже из тех ингредиентов, которые были доступны в СССР.
По одной из версий, именно Август Мишель создал "Красную Москву". Якобы основой нового аромата стала измененная версия "Любимого букета императрицы". Одни парфюмерные эксперты считают, что сохранился основной характер композиции - синтетический фиалково-ирисовый аккорд, подчеркнутый бергамотом, флердоранжем, гвоздикой и иланг-илангом. Другие уверены, что вооссоздать композицию в 1924-1925 годах в Советском Союзе невозможно. Всё дело в том, что в то время в СССР не было всех тех душистых веществ, с которыми фабрика Брокара работала до 1917. Часть из них вышла из оборота, часть была заменена.
От дореволюционных "Любимый букет императрицы" советская «Красная Москва» отличалась не только звучанием аромата, но и составом: в нем появились новые синтетические вещества — иононы и альдегиды. Благодаря им аромат становится объемнее, насыщеннее, прозрачнее, при этом его трудно разложить на отдельные ноты.
"Красная Москва" стала атрибутом обеспеченной советской женщины. Сначала духи были доступны только по распределению - женам высоких чиновников, знаменитым актрисам и ударницам соцтруда. Позже "Красная Москва" вошла в обычную торговую линейку "Новой Зари" и пришлась по душе большинству аудитории. Духи получились очень стойкими и при этом утонченными. Форма флакона отсылала к кремлевским башням, а крышечка была выполнена в виде "луковички" храма.
Несмотря на статус элитных духов, их можно было достать даже в эпоху брежневского застоя. Флакон стоил пять-семь рублей. При средней зарплате в 90 рублей это считалось не дешево, но и не запредельно дорого. А вот подарочные наборы в красивой упаковке, которые «Новая Заря» стала делать на манер Генриха Брокара, были дефицитом.
В 70–80-е в парфюмерных магазинах и универмагах СССР появились французские духи и косметика — дефицитные и дорогие товары, за которые покупатели были готовы платить, отстаивая длинные очереди. Мода на «Красную Москву» постепенно пошла на спад.
Сегодня «Новая Заря» продолжает выпускать самые знаменитые российские духи. Флакон объемом 7 миллилитров стоит около 500 рублей.