Найти в Дзене

Кто такой потребитель и какими правами он наделен

Кто такой потребитель? Абсолютно любой человек в той или иной мере потребляет какую-то продукцию  - будь то товар, или необходимая  услуга. Каждый день мы что-то приобретаем, заказываем, получаем, чем-то пользуемся. Мы покупаем продукты в магазине, обедаем в кафе, заказываем вещи в интернет-магазине и т.д. Простыми словами, потребители – это все мы. Фраза «Потребители – это все мы» была произнесена в далеком 1962 году. Она послужила основанием для учреждения Всемирного дня защиты прав потребителей, которые отмечается 15 марта. В Российской Федерации потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести товары, работы, или услуги исключительно для личных, семейных и домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребитель является главным звеном в любом в любой отрасли экономики. А значит, совершая сделку, заключая договор, он в полной мере должен быть защищен государством. Потребители – это чаще всего самые обычные люди, которые н

Кто такой потребитель?

Абсолютно любой человек в той или иной мере потребляет какую-то продукцию  - будь то товар, или необходимая  услуга. Каждый день мы что-то приобретаем, заказываем, получаем, чем-то пользуемся. Мы покупаем продукты в магазине, обедаем в кафе, заказываем вещи в интернет-магазине и т.д. Простыми словами, потребители – это все мы.

Фраза «Потребители – это все мы» была произнесена в далеком 1962 году. Она послужила основанием для учреждения Всемирного дня защиты прав потребителей, которые отмечается 15 марта.

В Российской Федерации потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать, или приобрести товары, работы, или услуги исключительно для личных, семейных и домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребитель является главным звеном в любом в любой отрасли экономики. А значит, совершая сделку, заключая договор, он в полной мере должен быть защищен государством.

Потребители – это чаще всего самые обычные люди, которые не всегда юридически грамотны и не являются экспертами в той сфере, в которой потребляют.

В нашей стране отношения между  потребителями и исполнителями регулируется законом «О защите прав потребителей», принятом в 1992 году. На сегодняшний день этот документ претерпел уже немало изменения с учетом практики применения. Сегодня трудно найти человека, который по собственной воле изучает все  новые вышедшие законы. Это чтиво – не самое захватывающее. Однако, «Закон о защите прав потребителей», относящийся к правам потребителей – очень хороший и полезный инструмент  в повседневной жизни. Мы каждый день потребляем продукцию. А в некоторых ситуациях люди даже не осознают себя потребителями. Например, когда покупаешь хлеб в продуктовом  магазине, или одежду в продуктовом бутике, и понимаешь что ты – потребитель, а вот когда пользуешься общественным транспортом  или лифтом в доме, часто ли задумываешься о том, что находясь, например, в автобусе, ты тоже приобретаешь услугу. Всегда стоит помнить, что вы как потребитель защищены на законодательном уровне, а значит, вы вправе требовать соблюдения своих прав. Никогда не нужно стесняться быть разумным потребителем.

Рассмотрим основные права потребителей.

1. Право на качество.

Ваше право на качество означает, что продавец должен передать вам  качественный товар, а исполнитель должен качественно выполнить работу или услугу. Получение товаров или услуг надлежащего качества является одним из важнейших прав потребителей. Потребителю должен быть передан товар или услуга, качество которого соответствует  обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.

2. Право на безопасность.

Вы как потребитель имеете право на то, чтобы приобретаемый вами  товар или услуга были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя  и окружающей среды.

Безопасность обеспечивается путем недопущения поступления в оборот товаров или услуг, которые могут причинить потребителям вред. В случае, если изготовитель или исполнитель  не обеспечит безопасность товаров  или услуг в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю  причиненные убытки.

3. Право на информацию

Потребитель имеет право на необходимую  и достоверную информацию о том, что продается, кто продает, и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации вы можете получить точное представление об изготовителе и исполнителе, и обращении к нему (в случае необходимости).

4. Право на возмещение ущерба

За нарушение прав потребителей  продавец или исполнитель  несет ответственность, предусмотренную законом (или договором) в соответствии со ст. 13 «Закона о за щите прав потребителей».

Как вы видите, законодательство защищает ваши права. Знание своих основных прав  поможет вам правильно вести себя в ситуациях, когда ваши права нарушаются. Следует помнить, что если вы несовершеннолетний, то ваши потребительские права отличаются от прав взрослых. Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что определенные сделки малолетние могут совершать не с момента рождения, а по достижении 6 лет. Следовательно до достижении 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий. То есть признаются полностью недееспособными. Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет, выражается, во-первых, в том, что они  вправе  самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать  возрасту ребенка. Например, при покупках хлеба, мороженого, тетрадей и т.п., и предусматривать уплату незначительных сумм, или передачу предметов , имеющих небольшую ценность.

Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет  более широк.  Так, с согласия родителей, они вправе  совершать разнообразные сделки: продать или купить имущество, принять или сделать подарок, заключить договор займа, совершать иные юридические действия и  даже  заниматься предпринимательской деятельностью. Волю в такого рода сделках и иных действиях выражает сам несовершеннолетний. Согласие родителей при этом должно быть выражено в письменной форме. Несоблюдение этого требования  является основанием для признания сделки, совершенной несовершеннолетним недействительной.