Найти в Дзене

Аркадий Пластов: художник русской души. Часть 2

Еще одно произведение А. А. Пластова, которое должны помнить мои ровесники, — картина «Первый снег». По-моему, её репродукция была напечатана в учебнике литературы. Общая черта картин художника — жанровые сцены, которые никогда не существовали вне лирической русской природы. А в этой работе, по мнению искусствоведа Инги Филипповой, — одно из самых поэтичных произведений А. А. Пластова, где «в синтезе пейзажа и жанровой картины найдена очень тонкая объединяющая линия». Мальчик и девочка выскакивают на крыльцо деревенского дома, чтобы посмотреть на первый снег. Девочка запрокинула голову, смотрит вверх, любуясь неторопливо падающими снежинками. Как характерен и знаком этот жест, этот поворот головы! Мальчик стоит в немом восторге. Дети одеты наспех: накинутый в спешке на девочку платок, небрежно обутые валенки, шапка на мальчике. Ребята очень торопились, чтобы увидеть это событие. Они смотрят на падающие белые хлопья с замиранием сердца. Для них это явление граничит с чудом. Закончилась
А. Пластов "Первый снег", 1946г
А. Пластов "Первый снег", 1946г

Еще одно произведение А. А. Пластова, которое должны помнить мои ровесники, — картина «Первый снег». По-моему, её репродукция была напечатана в учебнике литературы. Общая черта картин художника — жанровые сцены, которые никогда не существовали вне лирической русской природы. А в этой работе, по мнению искусствоведа Инги Филипповой, — одно из самых поэтичных произведений А. А. Пластова, где «в синтезе пейзажа и жанровой картины найдена очень тонкая объединяющая линия».

Мальчик и девочка выскакивают на крыльцо деревенского дома, чтобы посмотреть на первый снег. Девочка запрокинула голову, смотрит вверх, любуясь неторопливо падающими снежинками. Как характерен и знаком этот жест, этот поворот головы! Мальчик стоит в немом восторге. Дети одеты наспех: накинутый в спешке на девочку платок, небрежно обутые валенки, шапка на мальчике. Ребята очень торопились, чтобы увидеть это событие. Они смотрят на падающие белые хлопья с замиранием сердца. Для них это явление граничит с чудом. Закончилась грязная, унылая осень, впереди — зимние игры.

А. А. Пластову удалось мастерски передать не только любознательность и непосредственность деревенских детей, но и ощущение первого снега в пейзаже. Мокрый снег уже покрыл землю, крышу, маленький палисадник с покосившимся заборчиком. В палисаднике стоит заснеженная береза — такая характерная для творчества художника. На ней, едва видная из-за снежной пелены, сидит сорока. У заборчика — еще не схваченная льдом лужа, а рядом ходит ворона. Вдали, нечетко вырисовываясь за падающим снегом, виднеются деревенские постройки и мужик, стоя едущий на санях.

Цветовое решение картины лаконично. Оно строится на сочетании теплых и холодных тонов: серо-голубого, белого, черного — в гармонии с охрой. Художнику удалось передать ощущение влажного воздуха, рыхлость теплого снега, ложащегося на мокрую землю. Фигурки детей, стоящих на крыльце, являются композиционным центром. Картина находится в постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи.

Пластов с особым чувством обращался к образам детей. «Ребятишек я люблю, как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе — ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек — одно наслаждение», — говорил художник.

Невозможно забыть те чувства, которые я испытала в детстве и юности, глядя на работы художника. Это, конечно, «Витя-подпасок» (1951), «Юность» (1953–1954), «Весна» (1954), «В деревне (Кружка молока)» (1961–1962), а также портреты детей-односельчан: «Таня Репина» (1957), «Школьник Коля Репин» (1957), «Бабушка Катерина и Таня Юдина» (1960), портреты сына и внука.

А. А. Пластов создал галерею портретов своих односельчан, много работал как художник-иллюстратор, был виртуозным рисовальщиком, не говоря уже о больших станковых работах. Прежде чем приступить к созданию крупных тематических полотен, он проводил напряженную подготовительную работу. Готовясь к выполнению каждой картины, Пластов делал множество натурных зарисовок, этюдов, набросков, искал характерные типажи людей, их движения, жесты — и на основе этого материала создавал композицию.

Колоссальное наследие оставил художник — можно только удивляться его работоспособности и блистательному таланту, опиравшемуся на натуру. «Я раз и навсегда убедился, — писал Пластов, — что каким бы выдающимся прирожденным колористом, фактурщиком ни был, всегда иди за советом к матери-натуре, к правде окружающего, терпеливо выслушай сто раз, что она, эта натура, тебе раскроет и расскажет, и ты никогда не будешь в накладе. Тогда уже наверняка ты донесешь до зрителя то, что хочешь донести, и не бойся — не расплещешь».

Художник при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины включались во все советские школьные учебники и хрестоматии. Работы Пластова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музее А. А. Пластова в Ульяновске и других музеях бывшего СССР.

Пластов был награжден двумя орденами Ленина, удостоен звания Народного художника СССР, стал лауреатом Государственной и Ленинской премий, был действительным членом Академии художеств СССР. Но, что мне кажется наиболее важным, его картины вошли в жизненный код нескольких поколений русских людей.

Альбом 1972 г., издательство «Советский художник».

Статьи Т. Пластовой.