1 часть:
2 часть:
Довольно часто разные киноманы вроде меня мусолят тему фильмов, которые в прокате собрали больше млрд долларов. Я такое искал даже с учётом инфляции, настолько мне нечем было заняться. Но в общем, когда фильм собрал млрд — это круто. И все либо радуются, что такие хорошие деньги нагребла такая хорошая вещь, либо сокрушаются, что такие хорошие деньги опять собрало какое-то дэрмо, поэтому нас завалят его аналогами. При этом в таком же ключе про российское кино или прокат особо не говорят. Бум «Чебурашки» с его 7 млрд, конечно, понаделал шуму, но в целом всем так-то всё равно, кто и сколько денег собрал. Система отечественного проката отличается от американской, так что нам даже не всегда нужно выходить в плюс только за счёт кинотеатров. Тем не менее мне стало интересно, а какие фильмы у нас собирали больше млрд рублей. Это ведь тоже достижение любопытное, и если не считать новогодние праздники, то даже действительно крутое. В этом списке будут представлены именно отечественные фильмы-миллиардеры, без учёта голливудской жвачки. Сегодня концентрированно российское кино. Ну и про метод расстановки. Обычно фильмы в списках распределяются по местам при помощи этой формулы. (КП+IMDb+(RT+Met)/2)/3. Но проблема в том, что в таком случае не получится обсчитать русские фильмы. В данном случае на помощь придёт сайт Кинориум. А формула подсчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+Кинориум)/3
12. Сто лет тому вперёд (2024), (76+60+66)/3=67.33
Весьма успешными начали становиться разные российские блокбастеры, однако промо «Сто лет тому вперёд» вызывало очень много вопросов. Трейлеры намекали на что-то очень пафосно-бредовое с бесконечными оммажами на что-то голливудское в худшем проявлении. Особенно смущала нарезка с Александром Петровым. Но вроде как ленту приняли очень даже круто — почти 8 баллов на КиноПоиске, хотя это кино очень сильно по мотивам культового произведения с культовой экранизацией «Гостья из будущего» — удивительно, что не начался поток единиц на фильм.
В общем, я «отважился» глянуть «Сто лет тому вперёд», и начиналось всё как раз-таки очень странно, однако впоследствии кино успокоилось и начало делать хорошие вещи.
Опять же, трейлер прям кричал, что визуал у картины будет весьма специфическим — однако на деле уровень декораций, графики и постановки действительно впечатляет. Экшен поставлен довольно круто — есть занимательные и даже весёлые сцены драк. Напряжение также кино держать умеет — моменты какой-нибудь погони оказываются действительно захватывающими.
Костюмы приятно впечатлили. Хотя в основном дело касается просто жуткого Юры Борисова в гриме. Не знаю, мне злодей пусть и показался довольно-таки пустым злом, но визуальный образ очумительный. Но что ещё меня сводит с ума — у Петрова уже второй раз за год классная роль. Открывающая сцена с ним не сказал бы, что плоха, однако герой его чересчур специфический. Эти ужимки Джека Воробья больше бы подошли какому другому актёру, на Петрове это выглядело слишком противоестественно в плохом смысле, однако с попаданием его в прошлое ПЕТРОВ СТАЛ ОФИГЕННЫМ ПЕРСОНАЖЕМ. Я не считаю этого актёра прям плохим, как его любят называть, но он действительно почти везде одинаковый, ну а в начале был просто нелепо смешным. Как вдруг открывается второе дыхание, и весельчак становится по-настоящему весёлым — шутки классные, мимика офигенная, в экшене его комичный образ работает. Ещё и концовочку ему сделали весьма эффектную, с какой-никакой сюжетной аркой.
Остальные персонажи вроде Коли или Алисы получились милыми. С одной стороны, снова великая любовь на века за пару часов знакомства, но актёры довольно милые, персонажи тоже. Даже хеппи-энд умудрились сделать не самым смазливым.
С сюжетом также всё лады. Интерпретация мне показалась довольно удачной, тем паче что в кои-то веки дорогой экшен-блокбастер закончился не тупой потасовкой, а действительно эффектным поступком персонажа.
Даже темпово всё весьма круто. Я думал, что на 2,5 ч меня не хватит, однако хронометраж пролетел быстро.
В целом из «Сто лет тому вперёд» получился вполне годный аттракцион — с хорошими персонажами, удачными шутками, качественным экшеном, топовой режиссурой. Да, не шедевр, однако мне понравилось в разы больше той же второй части «Дюны», 7 из 10.
11. Холоп (2019), (72+66+65)/3=67.66
Первый «Холоп» неплохо так прогремел под самый конец 2019-го. Стал самой кассовой комедией в истории российского проката, но схлопотал не самые лестные отзывы от аудитории. Вроде как сначала было просто хорошо, а потом посыпались крики о таком громком, но таком бездарном фильме.
Не стану сейчас рьяно защищать «Холопа», но меня дико удивляет сравнение этой комедии с «Шоу Трумана». Я не знаю, кто стал первым гением, разглядевшим в «Холопе» вдохновение, оммажи, а потом и воровство сцен у фильма с Керри, но я в корне не согласен с этим мнением. Оба фильма говорят про разные вещи, используя разные инструменты. Единственная связывающая их нить — главный герой находится в плену, о котором и не подозревает. Конечно, «Холопу» далеко до философии Трумана, но, блин, зачем сравнивать драму с комедией?
Кино Клима Шипенко — вполне типичная комедия, разве что украшенная нетипичным сеттингом. По сюжету главный герой-мажор просто лишается попечительства богатого папки, поэтому ему приходится перевоспитываться в деревенских условиях. «Тачки», «Доктор Голливуд», «Непослушник», «Последний богатырь» — вот это вот всё. Но «Холоп» — комедия за производством Yellow, Black and White, где адекватные сценаристы присутствуют. Не назвать ленту вершиной комедии, но тут есть неплохие шутки. Персонажи некоторые довольно прикольные.
Образ Милоша Биковича не назовёшь каким-то прорывным или уникальным, но мне сам актёр дико нравится ещё со времён «Отеля Элеон», так что каждый его новый фильм стараюсь смотреть. И его харизма в «Холопе» мне тоже очень нравится — он, не побоюсь этого слова, сделал половину успеха фильма.
Сюжет перевоспитания подан довольно-таки интересно. Закинуть мажора не просто в глубинку, а в целый 19 век — весёлая штука. Комедия тоже получилась достаточно неплохой. Я до этого уже был насмотрен разными «ИП Пирогова», «Вне игры» или тем же «Грандом», так что примерно понимал, какого рода юмором будет удивлять «Холоп». Шутки вполне в рамках моих, что называется, прогнозов. Продолжая говорить про образ Биковича, он и вовсе буквально повторил роль Павла Аркадьевича из «Элеона». Визуал с режиссурой, кстати, тоже интересные. Клим Шипенко неплохо поднялся по сравнению с «Любит - не любит» — в «Холопе» его стиль сильнее выражен.
В общем, мне «Холоп» показался вполне себе смотрибельной и смешной комедией на 7 из 10.
10. Последний богатырь (2017), (72+64+66)/3=67.66
Вот мы подошли и к самому первому фильму этой богатырской франшизы, который я даже не буду ругать. Выход в 2017 году «Последнего богатыря» сопровождался далеко не самыми лестными отзывами, и многие были не шибко довольны здешним извращением русских сказок и всё такое прочее. Лично я даже ходил в кино на эту ленту, что для меня было не очень свойственно в 2017 для отечественных комедий.
Лично я не могу сказать, что «Последний богатырь» получился каким-то обыдляющим, пустым или дурным отечественным проектом. Ну, какие-то недостатки в нём определённо есть, однако в целом комедия показалась мне хорошей. Это довольно простое по структуре, но завлекающее приключение в неплохом сеттинге.
Белогорье — не то чтобы какое-то особенное место. Лес, горы, древний город — это не прям что-то уникальное. Однако съёмка и уровень декораций оказались на высоком уровне. Бюджет в картине имеется. Иногда делу мешают ну очень сырые спецэффекты, но в целом это некритично. Да и откровенного графона не очень много.
Сюжет — это приключенческий за волшебным мечом. А по пути героям ещё и злодейка будет мешать. В общем, классика, но работающая. Во многом благодаря классным персонажам. Больше всех мне зашёл Кощей. Такой пафосный эгоист, который предельно серьёзен. И в то же время есть в его образе что-то такое цепляющее и живое. Баба Яга тоже прикольная, Елена Яковлева умеет дать своим персонажам обаяния. Хотя у неё слишком много однотипных шуток. Иван... Ну, он главный герой. Такой Костя из «Кухни», который превратился в экстрасенса-шарлатана. И надо этому человечку спасти сказочный мир. Стандартный, немного раздражающий, но в целом нормальный главный герой. Со странностями, но приятные нотки имеются. Василиса тоже героиня в целом классная.
Различного экшена в картине довольно много. И получился он в целом добротным. Постановка битв на мечах в продолжениях подтянулась, оригинал как-то поосторожнее со всем этим. Эффектно использовать магию, правда, не очень удалось. Но вот финал с лихвой окупил все мои былые претензии — это действительно потрясный эмоциональный пик истории.
Ну и кину спойлеров. Меня очень зацепило два момента «Последнего богатыря», из-за которых я не могу назвать кино посредственным. Во-первых, это сюжетная линия и самопожертвования Кощея. Лично я таю с таких историй. Во-вторых, сюжетная линия Добрыни. Наверное, нехорошо делать из такого героя главного злодея, но мотивацию персонажу придумали не самую дурную. И концовка прям очень хорошо раскрывает эту линию.
На мой взгляд, «Последний богатырь» — это добротное приключение и добротная комедия. Не самая лучшая, но смотрибельная и весьма приятная, 7 из 10.
9. Лёд (2017), (70+68+66)/3=68.0
Мне кажется, значение первого «Льда» как-то уж слишком сильно преуменьшено по сравнению с последующими частями. Рейтинг третьей части улетел за 8, тогда как у первого окопался в серой зоне. Хотя кино как минимум не хуже.
«Лёд» – это любопытное совмещение мелодрамы, спортивного фильма и мюзикла. Кино про любовь хоккеиста и фигуристки, про поддержку, веру в себя, стремление, любовь к своему «ремеслу» – и всё это приправлено песнями.
Кино ведь искреннее. У него всё прекрасно с химией персонажей. Вообще, дуэт Александра Петрова и Аглаи Тарасовой в новом десятилетии, где теперь уже оба попадают в несколько проектов в год, ощущается на удивление непредвзятым. Мне кажется, что актёров подобного уровня не стоит сниматься в таком количестве проектов за небольшой промежуток. Потому что это означает либо отыгрыш одного и того же персонажа, либо так или иначе вы будете видеть в новом персонаже черты от старого, который с этим не связан. Петров и Тарасова играют примерно один типаж, что может надоедать. «Лёд» каким-то образом стоит особняком среди всего остального.
Это такая милая и прекрасная вещь, что просто невозможно. Абсолютно чистое кино без чернухи, которое местами наивное до приторности. Но в этом есть своя атмосфера. Но есть в фильме и драматическое зерно.
8. Движение вверх (2017), (75+67+63)/3=68.33
«Движение вверх» по моим ощущениям – один из самых распиаренных фильмов российского производства. В 2017 году российским крупным фильмам ещё не принято было становиться хорошими, а тут получилось настолько круто, что и полтора миллиарда сборов оформили, и рейтинг за 8 баллов. А уже потом пошло подобие скандала, когда BadComedian сделал свой гигантский обзор, после чего крутое кино таковым быть перестало.
Лично я глянул кино в 2020 году, когда эта дилемма уже давно успокоилась. При этом я не слушал перед просмотром ничьих аргументов – ни создателей, ни каких-либо обзорщиков. Чтобы не накручивать себя лишними ожиданиями. Уже после я посмотрел обзор BadComedian`а длиною в фильм.
Мне «Движение вверх» не понравилось изначально. Ну то есть как не понравилось. Это очень обычная спортивная драма, с вершиной эмоциональности которой многие чересчур перегнули. Драматургия фильма мне показалась слабоватой. Команда баскетболистов – нераскрытые чуваки, которые иногда друг с другом спорят, чтобы в итоге в конце понять, что «наша команда дружна и едина, а значит она – непобедима». Фильму так не хватает какой-то живости в отношении второплановых героев. Но при этом и главный Машков этот пробел никак не компенсирует. У его ребёнка проблемы со здоровьем, поэтому тренером он становится из-за денег. Вообще, ситуация у персонажа очень плачевная, но в самом фильме ей так мало внимания уделяют. На словах кто-то проговаривает, что пипец, а потом в конце все резко к Машкову добреют. Не знаю, у меня стойкое ощущение, что сценарист решил сыграть на жалости, поэтому решил, что просто больного ребёнка у главного героя будет достаточно.
При этом техническая сторона проекта предвосхитила современные фильмы, снятые «с иголочки». Баскетбол на экране показан классно, экшен получился достаточно зрелищным. К технической части вот вообще ни капли не хочется придираться – по этой части режиссёр действительно молодец. Но всё снова упирается в эмоциональность. Это вообще интересный для меня момент. По идее мы должны болеть за команду главного героя, так как подобным образом сопереживать этому герою в фильме логично. Но в итоге получилось так, что лично мне хотелось болеть за команду соперников, потому что буквально за одну сцену мотивационной речи тренера соперников моё отношение к ним капитально поменялось. Почему при этом не удалось расположить к себе команде главного героя за разительно большее количество экранного времени – для меня загадка.
Ну и в целом я по фильму высказал свои основные тезисы, поэтому абзацем хотел бы упомянуть и обзор от BadComedian`а. Я не фанат этого блогера, но он действительно делает очень качественные обзоры и очень тщательно подходит к подготовке материала. Но иногда мне кажется, что он всё-таки перебарщивает, особенно когда дело касается объективно неплохих фильмов вроде «Вызова» или того же «Движения вверх». Главным аргументом было то, что фильм не соответствует реальным событиям, хотя рекламировали кино как раз тем, что там всё даже реальнее, чем было на самом деле. Ну да – это реклама, где всегда врут. Смиритесь. Я не знаю, как факт самых реальных событий продаёт кино лучше, но маркетологам, наверное, лучше знать. Очевидно, что кино художественное, так что я вообще не ждал от него скрупулёзного следования реальности. Для этого есть Википедия и т.п.
В целом «Движение вверх» – действительно далеко не самый плохой фильм. Он выезжает за счёт эмпатии к бедному-несчастному Машкову, в принципе очень кинематографичной истории и неплохого баскетбольчика. Мне было скучно, а также местами вопросики к сценарию появлялись, но без негатива, 6 из 10.
7. Лёд 2 (2020), (76+64+67)/3=69.0
К 2024 году «Лёд» дорос уже до трилогии, однако мне всё равно кажется, что своего пика франшиза достигла на второй части. Мне очень нравится и первая, и третья, однако именно сиквел попал в меня сильнее всего.
Первая часть была отличной романтической комедией, которой дали логичное продолжение во втором фильме. Главные герои поженились, так что теперь вместе будут растить ребёнка. Только кино, главный спойлер, убивает Аглаю Тарасову в первые минуты, так что Саше Петрову приходится в одиночку растить дочь.
И вот есть определённые сюжеты, которые автоматически у меня вызывают дикий восторг. Сюжет про отношения отца-одиночки вместе с дочкой — это что-то за гранью для меня. Меня дико зацепили «Логан», «Последние из нас», «Леон». Только там к драме добавляется ещё один более экшоновый жанр. «Лёд 2» — это драма, а ещё мелодрама, а ещё немного мюзикл, так что кино, как бы так выразиться, одной консистенции. Здесь концентрированно только про кино про отца и дочку. И, боже ж мой, какое же милое и трогательное.
Во-первых, каст ну просто слишком хорош. Да, Александр Петров, потрясающе получилось. По-моему, это действительно лучшая роль актёра, он какой-то мегамилый и чувственный. Виталия Корниенко также шикарная актриса. Девочке было только 10 лет, а исполнение просто потрясное. Вместе этот дуэт прекрасен до невероятия. А ещё есть Мария Аронова, которая также очень хороша.
Честно, даже как-то трудновато сказать, что ещё мне в фильме понравилось. «Лёд 2» — это для меня слишком хорошая история про папу и дочку, мне зашло настолько сильно, что можно слезами захлебнуться от счастья. Фильмы такого калибра, по мне, невероятно прекрасны. Причём, свою действительно сильную драму кино умудрилось уместить в достаточно лёгкую историю с юмором и мюзиклом. Лично для меня это один из самых любимых российских фильмов в принципе.
6. Батя 2. Дед (2025), (76+64+67)/3=69.0
У меня какой-то пунктик на фильмы 2020 года. Почему-то я слишком хорошо всё помню про выход и рекламу фильмов того года. В том числе и «Батю», которого я пропустил. А он за эти 5 лет взял и решил стать культовым. Хотя вроде бы максимально простая комедия про отца и сына.
Лично мне «Батя» в общем-то зашёл, однако явно не на столь огромный балл КиноПоиска. Один раз это посмотреть можно, несколько шуток были забавными. Но для второй части точно смысла не было. Но она случилась, а популярность первого фильма устроила второму миллиард рублей в прокате.
По сути дела, сюжетная линия с маленьким главным героем осталась прежней. Только вместо любопытного батька не менее любопытный дед. Он будет примерно также учить жизни маленького Макса, периодически пороть его и творить разную хрень, потому что весело. Только тут ещё более консервативный дед, живущий в деревне. На этом нововведения второй части в принципе закончились. Самой прикольной частью были, пожалуй, попытки подката к девочке. Там очень базово, но за счёт актёров хотя бы немного весело.
В линии современности же произошёл самый базовый сюжет в истории. О боже, главные герои решили развестись. Почему это такая частая практика для вторых частей? При этом сюжет всегда будет специально соединять их вместе в единый квест, чтобы в итоге былые чувства вновь вспыхнули. Причём в этот раз за максимально невзрачное путешествие. Пару часов от силы муж с женой ругались в машине, а потом попали в аварию, наткнулись на мишку, узнали, что у их сына есть девушка, и всё. Комедии в эту часть при этом забыли добавить практически напрочь. При этом самым скучным я бы назвал момент с медведем. А потом говорят, что это американцы мыслят о русских со всякими стереотипами.
Что ещё любопытно, в фильме с названием «Батя 2» бати как такового практически нет. Он появился на две сцены — одну в прошлом и одну в настоящем. В фильме Marvel с камео что ли.
Ещё одним любопытным моментом стало введение третьей сюжетной линии, где мы узнавали про предысторию деда. Как именно он познакомился со своей женой. Сама по себе история трогательная, но при этом максимально короткая и банальная. Они влюбились с одного разговора, где говорили не душа в душу, а не очень уважительно. Слишком как-то ванильно. Хотя, повторюсь, сама история очень милая. И концовка с их совместным проходом по воде была очень эмоциональной. Небольшое разочарование меня постигло из-за того, как использовали в этом фильме Анастасию Талызину. После 2023 я начал следить за карьерой актрисы, ибо она снималась в реально очень приятных развлекательных проектах. Я внезапно узнал о её нахождении в касте «Бати 2», но думал, что она будет повзрослевшей дочерью Максима. Оказалось, она жена деда главного героя в чёрно-белых флэшбеках. Поиграть ей толком не дали, так что пришлось изображать просто очень милую и местами ранимую девушку.
В целом я до сих пор не очень понимаю, как относиться к этим фильмам. Первая часть была очень простой, но при этом достигала своего эмоционального пика. Вторая следует за ней по пятам, но при этом с точки зрения юмора либо топтание на том же самом, либо просто максимально сырой намёк на шутку. При этом драма в этот раз как-то не особо сработала. Красивое завершение пути деда сработало, но исключительно из-за милых актёров. Первая часть завершилась красиво и со смыслом. На вторую при этом совершенно не хочется ругаться, так как в фильме нет прям каких-то вопиющих минусов. Просто комедия вторичная и недостаточно смешная. Кино короткое, так что не успевает надоесть, но и как-то удивить тоже не получается. Я просто не понимаю столь высоких оценок этому фильму. Мне он просто кажется максимально обычным и одноразовым, хотя местами атмосфера 90-х что-то решает. Но в целом 6 из 10.
5. По щучьему велению (2023), (78+62+67)/3=69.0
Как я понимаю, везёт русским комедиям по-крупному в том случае, если они завязаны на какой-нибудь истории, которая уже хорошо знакома российскому зрителю. Конечно, теперь флагманом выступает «Чебурашка», но и до него разные «Последние богатыри» собирали бешеные деньги в прокате. Теперь вот добрались до Емели с щукой, как обычно, перемудрив и связав воедино все известные элементы русского фольклора.
Лично я думал, что кино всё-таки получит отвратительную критику, так как постеры и трейлеры были очень подозрительными. Открывающая сцена тоже радости не добавляла — встретил нас просто пробирающий до мурашек водный монстр из какого-то хоррора, ну и ужасный хромак в придачу. После я думал, что вся картина будет выполнена в таком «стиле», но, как оказалось, всё-таки нет. Немного глаза порежет только компьютерные щука и кот, а в остальном декорации, костюмы и прочий визуал будут выполнены на высоком уровне.
История же оказалась классической для русских сказок: сходи туды и добудь то, а потом повтори это хотя бы дважды. Так что «По щучьему велению» не столько комедия, сколько приключение. И приключение в кое-то веки относительно красочное. Блин, столько мест красивых можно шикарно заснять, а вы снимаете одни и те же здания Москвы или Питера. «По щучьему велению» добавляет хоть какого-то разнообразия: некоторые реальные природные пейзажи действительно очень красивые. И первоначально приключенческое кино вполне себе работает.
Как мне кажется, от звания прям отличной приключенческой комедии «По щучьему велению» ровно две вещи. Во-первых, это слабый темп, вследствие чего провисает или вовсе надоедает картина уже по прошествии полутора часов. Во-вторых, это абсолютно пустой главный герой, которому не хочется сопереживать. По постеру Никита Кологривый казался мне очень спорным претендентом на главную роль, но играет актёр хорошо. Раскрывается он в качестве человека приятного и достаточно обаятельного, но не чувствуется в нём почему-то души. Он вроде бы уже почти дал возможность мне к нему проникнуться, но по итогу так и не срослось. К щуке, которая теперь стала Василисой Ужасной, тоже есть некоторые вопросы. Кастинговые, пожалуй, тоже. Наверное, это самый бесхарактерный персонаж сей истории, хотя подало его кино достаточно мило.
Говоря о персонажах до последнего, меня-таки удивил главный злодей. Дочка государя несколько раздражала своей надменностью, но в целом харизма актрисы и неплохие визуальные приёмы сделали её злодейкой достаточно классной. Хотя концовка — вообще полный атас.
Если касаться юмора, то получился плюс-минус тот же «Последний богатырь». Комедия пытается лопнуть животики зрителя за счёт по классике недалёкого протагониста и отсылкам на современность в мире сказочного средневековья. Только теперь роль технического прогресса досталась треклятой загранице, в данном случае плохим англичанам (интересно, для англичан образ Колокольникова является дичайшей клюквой, или как там это в Англии называется?). Я посмеялся пару раз от силы, весело-превесело мне не было.
В целом же «По щучьему велению» получился вполне себе смотрибельным фильмом. Да, сценарий местами такой себе, кино скучное, но называть его плохим я бы не стал. Авторы действительно старались, и у них вполне себе получилось создать достаточно качественную киносказку, хоть, на мой взгляд, добраться до уровня «Последнего богатыря» не удалось, 6,5 из 10.
4. Вызов (2023), (79+67+62)/3=69.33
Ох, насколько же негативное отношение было к фильму «Вызов» у всех, кто слышал про тот замечательный факт, что для съёмок его создатели слетали в космос. Я же перед просмотром испытывал несколько смешанные чувства, так как за режиссёра Клим Шипенко, у которого я смотрел все фильмы, — и все они были вполне себе хороши. Но это дурацкое рвение перегнать Голливуд и стать не только первой страной, запустившей ракету в космос, но и первой страной, снявшей художественный фильм в космосе, настраивало как раз на то, что кино окажется убогой заказухой.
Мне всё-таки не верилось в громогласный успех «Вызова», но лицезреть снятое в космосе кино на большом экране соблазн был. И смотрел я кино вместе с другом, которому близко положение главной героини, — он тоже врач. А так как зритель он неискушённый и смотрит фильмы раз в 100 лет, то «Вызов» ему вдруг безумно понравился. Я же сразу после просмотра бомбил и докапывался чуть ли не до каждой сцены, хотя кино мне показалось довольно-таки неплохим. Внезапно со временем я начал относиться к фильму всё лучше и лучше — плохие сцены начали выветриваться из памяти, а хорошие, наоборот, оставаться в ней надолго.
Как бы то ни было, сразу хочу отметить, что работа Клима Шипенко в качестве режиссёра великолепна. С точки зрения визуала картина выглядит практически безупречно, так что поспорить с голливудскими аналогами труда не составит. Клим Шипенко действительно чувствует главную тему своего фильма, так что довольно часто одаривает зрителя интересными стилистическими приёмами, что не особо характерны для российских фильмов. Акценты в картине расставлены также здорово. Если пока не обсуждать сценарий, то общая подача проблем главной героини в семье, на работе, а также её эмоциональное состояние — всё это проработано и поставлено хорошо. В нужные моменты кино ради напряжения обильно пользуется параллельным монтажом, так что к сценам тренировок у меня также мало вопросов. Для своей абсолютно не боевиковой и не развлекающей массового зрителя направленности картина старается держать тебя у экрана — не всегда это получается, но почти 3 ч. пережить было достаточно легко.
Правда, не всегда кино ощущается насыщенным. Есть пустые сцены или провисающие моменты, когда прям скучно. Но я бы всё-таки не сказал, что это критично, так как в нужные моменты «Вызов» находит нужный темп.
Ну а главный момент, ради которого кино существует, — всё-таки первое в космосе — уже вызывает некоторые вопросы, так как совершенно не поражает воображение, причём не то чтобы действительно мог бы дать хотя бы надежду на это. Главный объект космических вожделений — это пятки Юлии Пересильд в белых носочках. Ещё на огонёк иногда залетают волосы, парящие в невесомости. В остальном кино никоим образом удивить съёмкой на МКС не может — так как это лишь узкие клаустрофобные коридорчики. Ну а в съёмке нашей планеты через иллюминатор ничего удивительного нет.
Продолжая говорить о минусах и спорных решениях, очень хочется затронуть и юмор. Клим Шипенко ставил парочку комедий, так что шутки-прибаутки перетекли и в «Вызов», что, как мне кажется, очень неуместно. Раз уж вы заявили такую драму и триллер, то не портите всю атмосферу регулярной несмешной клоунадой. Особенно в этом плане меня смущает героиня Елены Валюшкиной, которая является постоянным объектом шуток, но делает это либо очень плоско, либо в самые неподходящие моменты. Я бы юмор вырезал ко всем чертам, оставив только пару подколок от Милоша Биковича, но не делая на комедии настолько большой акцент.
Ну и ещё в этом фильме меня раздражает персонаж Владимира Машкова. Вся его роль заключается в том, что он произносит какие-нибудь пафосные речи, просто в каждой сцене закуривая или откровенно бухая. Чтобы сделать из последней «Матрицы» кино с цензом 16+, а не 18, замажем сигаретку у аналога агента Смита, а вот в отечественном фильме с цензом 12+ у нас будет целый персонаж для этих действий выделен. Спасибо хоть, что классической эротики детских (относительно) фильмов на уровне «Легенды о Коловрате» не продемонстрировали. Хотя, погодите, всё-таки Пересильд заставили покрасоваться в нижнем белье. Всё для наших детей.
Сценарий в целом мне показался довольно поспешным и не всегда логичным. Давайте отбросим логику событий — я говорю только про поведение персонажей. Есть много откровенно лишних сюжетных сцен или даже персонажей. К примеру, отношения Пересильд со своей дочерью заявляют конфликт в начале, но с продвижением сюжета их бросают из-за прочих проблем и загруженности. Персонаж Милоша Биковича тоже вызывает вопросы. Нам целую сюжетную линию выделяют на бессмысленную интригу с тренировками врачей для полёта в космос, хотя, как бы я ни желал абстрагироваться от всех промо-материалов, просто невозможно не знать о победе Юлии Пересильд. И вот вроде как побеждает в итоге Бикович, а затем вообще без причины сливается, толком не объяснив причину. Я думал, что раз нам столько раз говорили и про его зависимость огненной водой, он в итоге не пройдёт как раз из-за этого.
Сюжетной линии Юлии Пересильд с чувством вины, признаюсь, пришлось несколько посопротивляться со мной, прежде чем она смогла мне понравиться. Сразу после просмотра эта ветка казалась мне чересчур вторичной и безликой — и даже относительно красивая сцена под финал в космосе (которая — графон) положение не исправила. Теперь же я к Пересильд проникся, а её арку отношений с мужем считаю очень даже трогательной. Даже визуально и концептуально это было здорово обыграно. Кстати, мнения по поводу плохой актрисы я не разделяю. На мой взгляд, она как раз-таки прекрасно вписалась в роль, добавляя некую перчинку, но в целом будучи персонажем приятным.
Ещё мне очень нравится название фильма, а если точнее — его глубина. У меня заголовок «Вызов» при знании синопсиса ассоциировался с вызовом врача к больному. А тут всё немного глубже, хоть и лежит на поверхности. Это не только вызов Пересильд в космос, сколько сама героиня бросает себе вызов, пытаясь удачно провести уникальную операцию и простить себя за оплошности прошлого. Этот мотив в фильме реализован блестяще.
К слову, «Вызову» идёт на пользу то, когда он, так сказать, занят делом. Тот же сегмент с тренировками получился очень захватывающим и интересным. Но куда больше впечатляет проведённая в космосе операция: визуал, режиссура, уровень триллера, напряжения и саспенса — это же просто пушка. Кульминация фильма действительно работает, так что к ней даже придираться не хочется.
На удивление, со временем я проникся к «Вызову» и начал считать его даже очень хорошим фильмом. Довольно неплохие 7 из 10 с оглядкой на все глупости и условности я бы поставил сразу после выхода из кинотеатра, но к сегодняшнему дню готов поставить даже 7,5. Пусть сценарий хорош далеко не всегда, но за режиссуру, съёмку, атмосферу и довольно качественную работу с персонажами кино можно ценить.
3. Лёд 3 (2024), (82+60+70)/3=70.66
«Лёд» — довольно качественная серия фильмов. Несмотря на не самые высокие оценки первых двух частей, мне они кажутся очень классными. Не то чтобы я ждал триквел, но должно было получиться стабильно хорошо. И получилось. «Лёд 3» действительно продолжает историю предыдущих, будучи не безыдейным сиквелом, а действительно важной ступенью для персонажей.
Главная героиня теперь в более глобальном смысле проходит свою арку из сиквела, желая повторить путь матери, пока отец будет волноваться каждую секунду. В общем-то, это классическая история о родителе с гиперопекой и рискованным величием. Что тем не менее подано хорошо. Помогают этому выразительные актёры и отличные актёры. Да, Петров тут хорош — по мне, так это его лучшая роль. Он умеет в драму, некоторые сцены с ним просто великолепно поставлены и сыграны, драма льёт ключом. Анна Савранская в качестве Нади также классная. У Марии Мироновой разве что очень мало сцен.
Режиссура, постановка и визуал тоже отличные. Съёмка катания на коньках — довольно зрелищно. Визуально есть много занятных сцен. Кстати, если кто вдруг забыл, франшиза ещё и немного про мюзикл, так что персонажи поют. И в триквеле музыкальная сцена прям безбашенно-потрясающая.
Главное достоинство «Льда 3» — кино запредельно милое. Отношения отца и дочери, ученицы и больного тренера, девушки с парнем — это прям ванильная, но милейшая милота. Собственно, тут всё по заветам предыдущих частей. Так что, если вас они трогали, то и триквел за живое возьмёт однозначно.
Ещё мне понравилась сюжетная линия персонажей с конфликтом старый/нестарый. То Петрову все втирают про проводы на пенсию, то у его дочки та же проблема. Подобный конфликт в принципе я считаю одним из самых интересных в спортивных фильмах, что «Лёд 3» обыграл здорово.
Меня немного смущает только посыл и основной стержень истории, но для этого нужно пройтись по картине со спойлерами. Во-первых, ленте критически не хватает хоть капли жестокости. Тут персонажи не просто получили хэппи-энд, тут они это сделали четырежды. Петров стариком борется за хоккейный матч — и у него без проблем получается. Надя староватой всё-таки без проблем завоёвывает 1 место. Сергей без проблем добивается любви. А Ирина Сергеевна не менее легко излечивается. Во-вторых, тут странный посыл с мечтой. Надя бросает своего тренера, чтобы та начала лечиться от рака, а сама работает на износ, хотя есть вероятность того, что инвалидность не за горами. Немножко двойные стандарты, не кажется? В-третьих, почему только главным героям суждено завоёвывать первые места? Как же «Главное — не победа, а участие»? Вечно главный герой хочет добиться первенства вместо того, чтобы добиться чего-то большего в духовном плане. Такое чувство, что коньки Наде нужны лишь для того, чтобы получать награды. 15-летняя девочка-соперница не показала себя сволочью, так что лично меня её поражение и финальная грустная мина расстроили. Как и в любой спортивной драме, имеющий призрачный шанс на победу герой без устали тренируется, а потом завоёвывает первое место. Вот повторила бы путь матери, было бы весело. Я бы хотел, чтобы главной героине противопоставили спорт и семью, иначе получается какое-то чересчур оторванное от реальности действо. А сам персонаж превращается практически в Мэри Сью, что способна и рыбку съесть, и в лодку сесть. Как говорится, награда — это сам спорт, а не слава.
Третья часть, конечно, мне очень понравилась, но вторая была лучше. Сиквел — это история любви, которую дополняет спорт. Триквел — это история спорта, которую дополняет любовь. Так что в этом плане, несмотря на действительно сильных актёров, кино воспринимается менее драматичным, менее камерным и менее мощным в конце концов, так как основной акцент на чём-то более масштабном. Что, повторюсь, не есть плохо, я бы всё равно рекомендовал «Лёд 3» к просмотру. Пока фаворит на лучшие фильмы 2024, 8 из 10.
2. Экипаж (2016), (78+66+69)/3=71.0
Контрастным для Данилы Козловского был 2016 год. Блокбастер про князя Владимира «Викинг» стремительно пробивал дно, тогда как «Экипаж» тонул в хвалебных отзывах. Режиссёр Николай Лебедев уже снял Козловского в одном из лучших российских спортивных фильмов, посему теперь курс был взят на освоение фильмов-катастроф.
Могу с уверенностью сказать, что это один из лучших российских блокбастеров в истории. Как минимум, можно выделить тот факт, что это не паразитирование на чём-то фэнтезийном из СССР и не фильм про Великую Отечественную войну. Обычно у нас это два определяющих жанра для блокбастера. И хотя можно приплести, что «Экипаж» какие-то моменты берёт из одноимённого советского фильма 1979 года или и вовсе основан на реальных событиях, но история тем не менее воспринимается на удивление самобытной и необычной.
Главному герою предстоит спасать людей почти что из жерла вулкана. Отважный пилот вместе со своим наставником отправляются в опасный полёт, переполненный напряжением. Событие как таковое не то чтобы самое уникальное, но в рамках российского блокбастера «Экипаж» до сих является чем-то особенным.
В фильме на удивление крутые спецэффекты. Графика в российских блокбастерах до сих пор очень часто оставляет желать лучшего. В «Экипаже» картинка прям как будто голливудская. Визуально фильм очень насыщенный и интересный.
Вместе с тем это не пустая история про графон, а вполне цельное произведение с качественными образами персонажей. Данила Козловский получился очень обаятельным персонажем. Машков снова играл Машкова, но, в отличие от «Вызова» или «Миллиарда», сделал это с уважением. Его герой харизматичен и способен на проявление эмоций.
Единственным ненужным моментом была сюжетная линия с Ириной Пеговой. Там разительно непонятно, зачем эта ветка вообще появилась, лучше бы вырезали.
В целом «Экипаж» до сих воспринимается одним из столпов российского блокбастера. Это крутое зрительское кино, которое технически сделано очень здорово. Как фильм-катастрофа работает вообще отлично. Но и как драма кино тоже рабочее. Мне кажется, это пик карьеры Николая Лебедева и один из лучших его режиссёрских проектов.
1. Мастер и Маргарита (2024), (76+72+72)/3=73.33
В рецензиях на различные фильмы-экранизации я не люблю сравнивать получившееся с книжной версией, даже если её читал. Я всё-таки придерживаюсь мнения, что фильм — это фильм, а книга — это книга, поэтому нет смысла ругать одно за что-то переделанное или опущенное. Причём мне так говорить проще, потому что обычно я сначала смотрю кино, а потом читаю книгу. Тут синдром утёнка во мне помогает делу. С «Мастером и Маргаритой» ситуация иная — я читал книгу даже до просмотра версии 2005, и вот какая загвоздка: честное слово, я пытался прочувствовать это произведение, но до сих пор считаю, что это худшая книга из мною прочитанных. И даже невероятно хвалебные отзывы о версии 2024 меня не убедили сходить на это действо в кино.
С одной стороны, безумно дорогая помпезная версия с шикарным визуальным стилем, как я вычитал, версия весьма вольная. С другой — мне безумно не нравится версия Булгакова, так что вряд ли как-то изменённое кино станет лучше.
И вот я всё-таки решил посмотреть на итоговый результат, который меня не впечатлил. Давайте сразу с лучшего: визуально кино вновь выглядит потрясающе. Москва 20-х годов показана весьма правдоподобно, а костюмы с гримом — это нечто запредельно прекрасное. Подбор актёров также впечатляет. Кастинг Юлии Снегирь, Полины Ауг — идеальный.
Но что меня смутило больше всего — из фильма были убраны как раз те фрагменты, которые мне нравились. Сюжетные линии Берлиоза и Бездомного — то немногое, в чём я видел смысл, в экранизации, как мне показалось, совершенно потеряли какой-либо вес. Вместо этого какой-то напыщенный пафос, выводящая меня из себя ветка Иешуа и Пилата и дикая размеренность.
Кино вроде бы и пытается играть со стилем повествования, попутно меняя и атмосферу (переходя от мелодрамы в триллер, местами экшен, детектив и т. д.), для меня рассыпаясь на куски «это красиво, но раздражают показанные события» или «это просто красиво». Самый конец с этим балом меня вообще вымораживает — ну я уже не мог продолжать просмотр после этого бреда. Так что, как понимаете, история в этот раз решила пройти мимо меня, хотя корень этой проблемы в первоисточнике, а не самом фильме. Я больше обращал внимание на красивую картинку и эстетику времени — в этом плане к «Мастеру и Маргарите» не подкопаешься.
В целом же я бы назвал версию 2024 очень пресной и затянутой, совершенно не интересующей меня в плане посыла, помпезной, но очень красивой лентой. Это даже не лучше и не хуже моих ожиданий — это просто история ни о чём и не для меня, 5 из 10.
Следующее От худшего к лучшему будет по 60 главным фильмам 2004 года.
Итоги касательно актёров, режиссёров и общей статистики проведу у себя в телеграм-канале: