Начнём с неоднозначной ситуации вокруг одного из эпизодов «Азбуки дружбы народов». Казалось бы, добрый и познавательный мультик — а тут внезапно разгорелся скандал. В чём же причина? В выпуске про Северную Осетию Нюша рассказывает о нартском эпосе, осетинских пирогах и традициях, но некоторые моменты вызвали возмущение у представителей осетинской общественности. В мультсериале персонажи едят три осетинских пирога наперегонки, хотя в реальной культуре это сакральное блюдо, символизирующее почитание Бога, Солнца и Земли. Также прозвучало имя героини нартского эпоса как «Сатана» вместо правильного «Шатана» — вероятно, из-за ошибки в транскрипции. Некоторые зрители сочли неуместным и то, что о традициях рассказывает именно свинка Нюша, учитывая особое отношение к этому животному в осетинской культуре. Но давайте разберёмся: авторы вряд ли хотели кого-то обидеть. Скорее, они просто пытались адаптировать сложные культурные темы для детской аудитории — отсюда и упрощения, и игровая подача. Цель-то была благая — познакомить малышей с традициями Осетии в доступной форме. Формат мульта требует определённых условностей: если бы всё подавали строго по канонам, детям могло бы быть просто скучно. Да, ошибки вроде искажённого имени или неточностей в символике пирогов есть, но разве это повод требовать отмены целой серии? Кстати, у проекта нашлись и защитники. Например, журналист Заур Фарниев считает, что Нюша как раз отражает дух Шатаны — сильной и независимой героини, а серьёзные лекции о нартах вряд ли были бы интересны маленьким зрителям. В итоге получается, что недочёты, конечно, есть, но давайте не забывать: «Смешарики» — это в первую очередь развлекательный и обучающий мультфильм, а не документальный этнографический проект. Возможно, стоило более углубленно проконсультироваться с культурологами перед выпуском, но сам посыл — познакомить детей с многообразием культур России — достоин уважения. Так что, может, не стоит так строго судить создателей? В конце концов, они хотя бы попытались рассказать детям о традициях, которые многие взрослые даже не знают. А как вы думаете — слишком строгие требования к мультику или авторы действительно где-то перегнули палку? Свой ответ пишите в комментариях.
Кстати, помните эпизод про Чёрного ловеласа? Наверняка многих из вас в детстве он изрядно так напугал, что ж, вы не одни такие, данная серия принесла создателям немало хлопот. Режиссёр Смешариков рассказал, что зарубежным прокатчикам не понравилась сцена в «Черном Ловеласе», где к свинке Нюше приходит в гости взрослый поклонник, поэтому во многих странах этот эпизод просто напросто запретили, а в России изменили название на Страшилки для Нюши из-за требований представителей телеканалов. Хотя на мой взгляд, самым жутким эпизодом был тот, в котором появилась робо няня, вот она меня в своё время до чёртиков напугала, да и изучая форумы я понял, что не только меня. Но это всё мелочи в сравнении с тем, что будет дальше. Например, в Молдавии мультик полностью запретили под предлогом : угроза национальной безопасности, мол мульт оправдывает войну и разжигает ненависть. Смешарики… серьёзно? Чёт я вообще не припомню эпизодов, в которых хотя бы отдалённо происходило нечто подобное. Это добрый, поучительный мультфильм про дружбу, взаимопомощь и решение конфликтов мирным путём. На самом деле, вероятнее всего, здесь замешаны какие-то политические моменты, в которых у меня нет никакого желания разбираться, скажем так, Смешарики это не единственный российский проект, который подвергся блокировки в Молдавии, поэтому не думаю, что там сидели и реально искали какую-то пропаганду, данный предлог это лишь условность. На самом деле печально, что детей лишили столь классного произведения, которое по сути ни в чём не виновато.
В начале 2010-х «Смешарики» не вошли в сетку вещания в Германии по причине слишком сложного контента для детей, редакторы каналов сочли темы мультфильма (грусть, потеря себя и прочие трудности) неподходящими для дошкольников и предпочли собственную адаптацию с похожим персонажем вместо полюбившихся героев. Но вот в чём парадокс: дети — не хрупкие вазочки, которые разобьются от одного упоминания о том, что грустить — нормально. Они куда проницательнее, чем кажется взрослым, и как раз в «Смешариках» находят то, чего так не хватает многим «стерильным» мультикам: искренность. Да, там есть и печаль, и конфликты, и даже моменты, когда герои ошибаются — но разве не этому и стоит учить юного зрителя? Когда Крош импульсивно наделает глупостей, но потом извиняется, или когда Нюша понимает, что быть собой важнее, чем казаться идеальной — это не «травмирующий контент». Это уроки, которые пригодятся в любом возрасте. А ещё «Смешарики» — редкий пример мультфильма, где с детьми говорят на равных. Без сюсюканья, но и без цинизма. Там объясняют, почему важно прощать, как справляться со страхами, зачем беречь природу — и всё это без нравоучений, через забавные или, напротив, трогательные ситуации. Запрещать такое — всё равно что вычёркивать из детства возможность научиться понимать мир и себя. В конце концов, если ребёнок не увидит, что даже любимые герои иногда грустят или ошибаются — как он поймёт, что это неотъемлемая часть нашей жизни? Короче максимально странное решение, я очевидно не эксперт, но всегда считал, что мульты должны быть не только весёлой свистоперделкой, но и поучительной историей с определённой моралью и душой. И вот смешарики, на мой взгляд, один из тех проектов, которые детям можно показывать без каких-либо переживаний. Все эти запреты по сути своей просто отражение политических амбиций, культурных предубеждений или наивной веры в то, что детей нужно ограждать от любых намёков на реальность. Жаль, что так происходит с мультфильмом, который как раз учит справляться с этой реальностью — мягко, с юмором и без ненужного пафоса.
Но не только телевидение отдельных стран ополчилось на бедных смешариков, некоторые родители также высказались в негативном ключе о любимом проекте, обвинив его в через чур депрессивном подтексте и вновь сложном восприятии тем для детей.
«какие же сейчас ёпнутые серии идут! Когда только мультсериал начали крутить лет десять назад — были прикольные серии, даже самой интересно было, смешные, позитивные, думаю поэтому и ребятишкам понравилось. А сейчас волей-неволей натыкаюсь на детских каналах на него и прям не могу, сразу переключаю. Муж тоже говорит — какой-то назный мульт. Почти все серии депрессивно-нудные, порой со страшными, зловещими кадрами, совсем недетскими песнями, вечно по сценарию герои ищут какие-то смыслы жизни… короче фу-фу! самое интересное, ребенку нравятся все эти кроши-нюши, у нас даже игрушки для купания смешарики, нравится заставка, а вот сам мультик не смотрит.»
Ну слушайте, в смешариках действительно есть эпизоды, где герои грустят, сомневаются в себе или даже выглядят потерянными — но разве это депрессивная нудятина? Это же сама жизнь, только в мягком, интересном и понятном для ребёнка формате! По итогу зритель всегда получает определённую мораль и у любимых персонажей всё налаживается. А страшные кадры, ну блин, для детей конца 90-х и начала нулевых это уже база, вспомните робота из ну погоди, монстра из человека-паука или хаму из аватара, да в целом мульты того времени были наполнены конкретной жестью и ничего же, выросли здоровыми и адекватными людьми, мне вот 24 года, а я сижу и разговариваю о смешариках, разве можно желать чего-то большего? А если серьёзно, то требования к современным произведениям сильно ужесточились и я совсем не понимаю тенденцию стерильных пионерских мультиков, в которых кроме яркой картинки ничего нет, уж лучше пусть персонажи будут искать смысл жизни и раскрывать философские темы, чем тупо кривляться и не закладывать в головы юных зрителей ничего от слова совсем. В конце концов, «Смешарики» это не про бессмысленные гэги, они — про настоящие эмоции и жизнь, пусть и в простой для восприятия упаковке.
«Здравствуйте, Друзья мои! Давно уже хотела написать на этот мультсериал отзыв, да всё как-то руки не доходили и не знала как подступиться. Сейчас сложилось более или менее впечатление, могу оформить мысли в текст. Речь пойдёт о мультике Смешарики нашего Русского производства. Моё знакомство с этим мультиком случилось ещё году в 2008, когда я прочно обосновалась на своём рабочем месте в Детском саду. Там дети меня и познакомили с героями этого комедийного телесериала. Мне дети показывали игрушки эти уродливые, тогда я увидела Кроша и Нюшу. Такие раскрашенные шарики с тонкими ножками-верёвочками... Мои пациенты маленькие от 4 лет были в восторге от персонажей, на перебой пытались, как умели рассказать мне об открытиях этих игрушек и их слишком современном языке выражения мыслей. Я верила им и соглашалась, ведь мультики о познании окружающего мира важны и нужны детям от самого маленького возраста. Но не тут то было... Когда сама я посмотрела парочку серий в 2008 году и далее ещё посматривала по серии, то очень разочаровалась. Имена этих персонажей такие как: Кар-карыч, Копатыч, Лосяш, мне напомнили клички криминальных авторитетов... Честно говоря коробило, когда мне дети поговаривали прямо предложениями грубыми из этого мультсериала. Конечно сейчас дети, не такие как мы, да и мы были иногда грубыми, но зачем с экрана плодить грубое отношение к окружающим? Сейчас подростки и так очень уж самостоятельны и неуправляемы, а тут этому мультики учат с ранних лет? Я считаю, что такие истории вредно показывать детям с такими современными, крутыми выражениями. Конечно сейчас мне начнут писать возможно, что вы не правы и там графика важна, но я что слышу, о том и рассуждаю. И не надо меня ловить типа, скажите какие именно выражения, я не поддамся на эмоциональный всплеск. Я была воспитана на Советских мультиках, а из современных уважаю Фиксиков, Лунтика и 3 кота, там есть на что посмотреть, что послушать и чему поучиться. А Смешарики эти- это как та же Свинка Пэппа- грубый, современный недалёкий вымысел.»
А ловко это она придумала не подкреплять свои слова конкретными примерами, даже не подловишь на эмоциональный всплеск! Данные претензии - классический пример того, как личные предубеждения выдают за объективную критику. Она называет имена персонажей «кличками криминальных авторитетов» — но разве в этом есть хоть капля логики? Это же просто игровые, фонетически выразительные прозвища, которые легко запоминают дети. В советских мультиках были Чебурашка, Шапокляк, Котёнок Гав – чем их имена не клички боссов криминального мира? Или может есть какие-то критерии? Не припомню, чтобы карыч, копатыч и лосяш крышевали район и занимались незаконными делишками. Утверждение, что дети якобы повторяли «грубые выражения» из мультсериала вообще смешное, поскольку в «Смешариках» отсутствует нецензурная лексика, оскорбленя или чрезмерно агрессивное поведение. Конфликты там решаются через диалог, а если герои и спорят, то в итоге приходят к взаимопониманию. Сравнение со «Свинкой Пеппой» и вовсе вершина абсурда. В «Смешариках» нет нарочитого дурачества или примитивных шуток — там есть сюжеты о дружбе, ответственности, экологии и всё той же философии. А вот её любимые «Фиксики» или «Лунтик» — такие же «современные» проекты, просто с более спокойной подачей. Разница лишь в том, что «Смешарики» не боятся показывать эмоции: грусть, сомнения или поиск себя. Но разве это плохо? Это чистое субъективное впечатление, подкреплённое ностальгией по советским мультфильмам (которые, кстати, тоже были разными — от высокоморальных до абсурдно-комедийных). Её отзыв — это не анализ, а эмоциональная реакция человека, которому просто не близка стилистика мультфильма, что становится понятно после слов о том, что Крош и Нюша выглядят уродливо. Имеет ли её мнение место быть? Разумеется. Стоит ли делать такие громкие заявление в стиле подобные мультики вредные и их нельзя показывать детям? Конечно же нет. Каждый сам вправе выбирать, что смотреть и Смешарики как раз таки тот мультик, который отлично подойдёт подрастающему поколению.