Найти в Дзене
Бытовая техника Kitfort

Обзор фильма "Оно 2". Странный сиквел прекрасного хоррора.

Создавать сиквелы успешных хорроров – безумно неблагодарное занятие. Испугать аудиторию дважды едва ли получится, из-за чего приходится повышать условный градус брутализма на экране и придумывать новые сюжетные обоснования для возвращения кошмара, удачно работающего в первом фильме. В удаче сиквела сверхприбыльного «Оно» не сомневался почти никто. Экранизирована была только половина романа, первая часть вышла прекрасной, а материала хватило бы даже на мини-сериал, не то, что на просто еще одну картину. Спустя два года после первого фильма «Оно 2» вышло на экраны, получило среднюю прессу и среднюю кассу и кануло в лету. Сейчас вспоминают больше первую часть, а готовящийся к выходу сериал будет приквелом, в котором, судя по трейлерам и промо-материалам, атмосфера будет приближена именно к первой части первой экранизации. Так почему же продолжение самого кассового хоррора 2010-х оказалось в такой ситуации, и что вообще могло пойти не так, когда картину делали практические те же люди, что

Создавать сиквелы успешных хорроров – безумно неблагодарное занятие. Испугать аудиторию дважды едва ли получится, из-за чего приходится повышать условный градус брутализма на экране и придумывать новые сюжетные обоснования для возвращения кошмара, удачно работающего в первом фильме. В удаче сиквела сверхприбыльного «Оно» не сомневался почти никто. Экранизирована была только половина романа, первая часть вышла прекрасной, а материала хватило бы даже на мини-сериал, не то, что на просто еще одну картину. Спустя два года после первого фильма «Оно 2» вышло на экраны, получило среднюю прессу и среднюю кассу и кануло в лету. Сейчас вспоминают больше первую часть, а готовящийся к выходу сериал будет приквелом, в котором, судя по трейлерам и промо-материалам, атмосфера будет приближена именно к первой части первой экранизации. Так почему же продолжение самого кассового хоррора 2010-х оказалось в такой ситуации, и что вообще могло пойти не так, когда картину делали практические те же люди, что и первую часть? Именно в этом вопросе мы и попробуем разобраться.

По-настоящему жутких моментов с клоуном в фильме почти нет, а вот смехотворных даже с избытком.
По-настоящему жутких моментов с клоуном в фильме почти нет, а вот смехотворных даже с избытком.

Прошло 27 лет со времен кровавых событий в маленьком городке Дерри. Каждый из «Клуба неудачников» живет своей жизнью и едва ли помнит о том, что случилось с ними в их детстве. Болтун Ричи стал стендап комиком, Эдди женат на копии совей гиперопекающей матери и работает аналитиком рисков. Билл – сценарист на студии «Уорнер Браззерс» и никак не научится писать нормальные концовки. Беверли связала себя узами брака с абьюзивным алкоголиком, а Стенли живет спокойную жизнь с красавицей женой. И только Майк остался в родном городе, чтобы наблюдать, ведь обещание о возвращении Пеннивайза прозвучало перед самыми финальными титрами первой картины. Естественно, возвращение происходит в первой же сцене и Майку не остается ничего, кроме как обзвонить старых друзей и призвать их исполнить долг, который они поклялись отдать после первой победы над вселенским злом в образе клоуна.

Красный шарик становится вестником возвращения кошмара, спавшего 27 лет.
Красный шарик становится вестником возвращения кошмара, спавшего 27 лет.

Экспозиция сиквела очень схожа с первой частью, даже жестокое убийство ребенка на первых минутах присутствует, но от всего этого почему-то нет приятного чувства узнавания, а скорее наоборот, сцены выглядят странной копиркой того, что было показано нам в первой части. Сумбурное вступление, в котором судьбе каждого героя отведено всего несколько минут, наспех задает положение дел и тут же выкидывает героев обратно в родной город. Несмотря на хронометраж в практически три часа, «Оно 2» – крайне суетливый и торопливый фильм. Там, где оригинальная картина размеренно расставляла акценты и создавала атмосферу, новая часть стремится как можно быстрее бросить персонажей в череду не самых изобретательных скримеров.

В фильме есть пара совсем уж неожиданных возвращений героев из первой части.
В фильме есть пара совсем уж неожиданных возвращений героев из первой части.

Весь сюжет второго фильма можно уложить в пару нехитрых предложений. Каждому из героев предстоит самостоятельно пережить очередной пугающий ивент, наполненный манифестациями их страхов, а в конце объединиться и дружно дать бой космическому ужасу. Основная проблема всего повествования заключается в том, что оно буквально зеркалит нарратив первой картины. Герои сталкиваются ровно с теми же страхами, с которыми, по идее, справились в первой части. Довольно наглядным становится арка Билла, в которой он снова принимается корить себя за смерть младшего брата, хотя в финале первой части буквально убил этот страх и отпустил трагедию, преследующую его каждый день. Нам приходится в очередной раз смотреть на те же терзания, только сейчас им активно поддается взрослый мужик, а не забитый испуганный ребенок. И можно было бы подвязать это к идее того, что детские страхи не проходят, и герои все еще им подвержены, но весь финал первой части был посвящен именно тому, что каждый преодолевал свои истинные страхи.

Ричи все так же пугается прокаженного, и его приследует образ матери.
Ричи все так же пугается прокаженного, и его приследует образ матери.

Подобная ситуация происходит с каждым из клуба. Эдди вновь боится прокаженного, а у Беверли вообще происходит весьма странная встреча с дочкой того самого клоуна, ставшего Пеннивайзом. Неуместно смотрится и арка Ричи, которого клоун пугает огромной ожившей статуей дровосека и все это, чтобы дать нам намек на скрытый гомосексуализм Ричи. Новых красок эта информация истории едва ли добавляет, а вот хронометраж она занимает порядочный. Фильм вообще довольно расточителен со своими ресурсами, он бросается дорогущими сценами и кучей компьютерной графики, но каждый из таких эпизодов лишен прежнего саспенса, весь ужас слишком хорошо виден, а образы едва ли могут работать настолько буквально во второй раз. Нагружают повествование и регулярные флешбеки, иллюстрирующие то, что происходило 27 лет назад, но при этом не было показано в первом фильме. Впечатление от этих эпизодов двоякое, потому что смысловой нагрузки в них едва ли хватает на что-то интересное, и эпизоды скорее выглядят оправданием для возвращения детского актерского состава.

Обязательная экскурсия по местам действия первой части тоже присутствует.
Обязательная экскурсия по местам действия первой части тоже присутствует.

Украшением первого фильма можно по праву считать его персонажей. Великолепный набор выпуклых характеров подкреплялся живой и искренней актерского игрой талантливых детей, убедительно кричащих и пугающихся всего, что способно было им противопоставить древнее зло. Настоящим источником дискомфорта для зрителя были обычные люди, чья жестокость и ужасающая натура становились источником опасности более осязаемой, нежели талантливо анимированные прыжки размалеванного клоуна. В сиквеле герои выросли, прежних врагов почти не осталось. Только Генри Бауэрс, увидев заветный красный шарик, сбегает из дурки и открывает охоту на наших героев. Но он скорее комичный персонаж, нежели источник реальной угрозы, потому что толстого неуклюжего психа с ножом герои побеждают как-то походя, и вообще они воспринимают как побочную активность на своем пути. Повзрослевший клуб вообще едва ли представляет хоть какой-то интерес. Несмотря на наличие звезд вроде Джеймса Макэвоя или Джессики Чистейн, перед нами довольно унылая компашка взрослых, которые почему-то до ужаса боятся красных шариков. Столкнувшись каждый со своим персональным страхом, герои спускаются в логово монстра только для того, чтобы там снова практически по отдельности пережить то же самое. Финальная битва в целом достойна какой-то особой награды за свою смехотворность. Стоит, конечно, оговориться, что и в оригинальном романе клоун оказывался злым пауком из дальнего космоса. Стивен Кинг вообще редко умудрялся интересно завершать свои романы. Но в контексте фильма концовка смотрится совсем уж по-детски, а пожиратель миров побеждается громким криком и чередой нелепых оскорблений.

Повзрослевшие герои.
Повзрослевшие герои.

Сиквел «Оно» растерял не только весь саспенс и ностальгическое ощущение летнего приключения, но и всю интересную кинематографию. Там, где раньше камера регулярно заваливалась набок и брала самые разнообразные острые углы, теперь лишь скудный набор функциональных планов, главной задачей которых становится дать достаточно пространства для очередной компьютерной графики. Сами жуткие образы тоже перестали представлять хоть какой-то интерес. В ресторане из печенья с предсказаниями выползает нелепая куча мелких существ, а все превращения клоуна смотрятся откровенно скудно, потому что в них совсем не осталось выдумки и психологизма. Бедная статуя дровосека оживает в кадре лишь на пару минут только для того, чтобы ударить пару раз железкой в землю и смехотворно покричать прямо в камеру.

Графика в картине тоже оставляет желать лучшего.
Графика в картине тоже оставляет желать лучшего.

Сиквел «Оно» превратился в исполинскую по хронометражу пародию на самого себя. Это все еще не прям ужасный фильм, но на фоне впечатляющей первой части он смотрится совсем блекло и невыразительно. Редкие светлые моменты с детьми из первого фильма и пара милых шуток едва ли могут оправдать тяжелый просмотр трехчасового хоррора, при просмотре которого страшно не будет никому.