Создавать сиквелы успешных хорроров – безумно неблагодарное занятие. Испугать аудиторию дважды едва ли получится, из-за чего приходится повышать условный градус брутализма на экране и придумывать новые сюжетные обоснования для возвращения кошмара, удачно работающего в первом фильме. В удаче сиквела сверхприбыльного «Оно» не сомневался почти никто. Экранизирована была только половина романа, первая часть вышла прекрасной, а материала хватило бы даже на мини-сериал, не то, что на просто еще одну картину. Спустя два года после первого фильма «Оно 2» вышло на экраны, получило среднюю прессу и среднюю кассу и кануло в лету. Сейчас вспоминают больше первую часть, а готовящийся к выходу сериал будет приквелом, в котором, судя по трейлерам и промо-материалам, атмосфера будет приближена именно к первой части первой экранизации. Так почему же продолжение самого кассового хоррора 2010-х оказалось в такой ситуации, и что вообще могло пойти не так, когда картину делали практические те же люди, что и первую часть? Именно в этом вопросе мы и попробуем разобраться.
Прошло 27 лет со времен кровавых событий в маленьком городке Дерри. Каждый из «Клуба неудачников» живет своей жизнью и едва ли помнит о том, что случилось с ними в их детстве. Болтун Ричи стал стендап комиком, Эдди женат на копии совей гиперопекающей матери и работает аналитиком рисков. Билл – сценарист на студии «Уорнер Браззерс» и никак не научится писать нормальные концовки. Беверли связала себя узами брака с абьюзивным алкоголиком, а Стенли живет спокойную жизнь с красавицей женой. И только Майк остался в родном городе, чтобы наблюдать, ведь обещание о возвращении Пеннивайза прозвучало перед самыми финальными титрами первой картины. Естественно, возвращение происходит в первой же сцене и Майку не остается ничего, кроме как обзвонить старых друзей и призвать их исполнить долг, который они поклялись отдать после первой победы над вселенским злом в образе клоуна.
Экспозиция сиквела очень схожа с первой частью, даже жестокое убийство ребенка на первых минутах присутствует, но от всего этого почему-то нет приятного чувства узнавания, а скорее наоборот, сцены выглядят странной копиркой того, что было показано нам в первой части. Сумбурное вступление, в котором судьбе каждого героя отведено всего несколько минут, наспех задает положение дел и тут же выкидывает героев обратно в родной город. Несмотря на хронометраж в практически три часа, «Оно 2» – крайне суетливый и торопливый фильм. Там, где оригинальная картина размеренно расставляла акценты и создавала атмосферу, новая часть стремится как можно быстрее бросить персонажей в череду не самых изобретательных скримеров.
Весь сюжет второго фильма можно уложить в пару нехитрых предложений. Каждому из героев предстоит самостоятельно пережить очередной пугающий ивент, наполненный манифестациями их страхов, а в конце объединиться и дружно дать бой космическому ужасу. Основная проблема всего повествования заключается в том, что оно буквально зеркалит нарратив первой картины. Герои сталкиваются ровно с теми же страхами, с которыми, по идее, справились в первой части. Довольно наглядным становится арка Билла, в которой он снова принимается корить себя за смерть младшего брата, хотя в финале первой части буквально убил этот страх и отпустил трагедию, преследующую его каждый день. Нам приходится в очередной раз смотреть на те же терзания, только сейчас им активно поддается взрослый мужик, а не забитый испуганный ребенок. И можно было бы подвязать это к идее того, что детские страхи не проходят, и герои все еще им подвержены, но весь финал первой части был посвящен именно тому, что каждый преодолевал свои истинные страхи.
Подобная ситуация происходит с каждым из клуба. Эдди вновь боится прокаженного, а у Беверли вообще происходит весьма странная встреча с дочкой того самого клоуна, ставшего Пеннивайзом. Неуместно смотрится и арка Ричи, которого клоун пугает огромной ожившей статуей дровосека и все это, чтобы дать нам намек на скрытый гомосексуализм Ричи. Новых красок эта информация истории едва ли добавляет, а вот хронометраж она занимает порядочный. Фильм вообще довольно расточителен со своими ресурсами, он бросается дорогущими сценами и кучей компьютерной графики, но каждый из таких эпизодов лишен прежнего саспенса, весь ужас слишком хорошо виден, а образы едва ли могут работать настолько буквально во второй раз. Нагружают повествование и регулярные флешбеки, иллюстрирующие то, что происходило 27 лет назад, но при этом не было показано в первом фильме. Впечатление от этих эпизодов двоякое, потому что смысловой нагрузки в них едва ли хватает на что-то интересное, и эпизоды скорее выглядят оправданием для возвращения детского актерского состава.
Украшением первого фильма можно по праву считать его персонажей. Великолепный набор выпуклых характеров подкреплялся живой и искренней актерского игрой талантливых детей, убедительно кричащих и пугающихся всего, что способно было им противопоставить древнее зло. Настоящим источником дискомфорта для зрителя были обычные люди, чья жестокость и ужасающая натура становились источником опасности более осязаемой, нежели талантливо анимированные прыжки размалеванного клоуна. В сиквеле герои выросли, прежних врагов почти не осталось. Только Генри Бауэрс, увидев заветный красный шарик, сбегает из дурки и открывает охоту на наших героев. Но он скорее комичный персонаж, нежели источник реальной угрозы, потому что толстого неуклюжего психа с ножом герои побеждают как-то походя, и вообще они воспринимают как побочную активность на своем пути. Повзрослевший клуб вообще едва ли представляет хоть какой-то интерес. Несмотря на наличие звезд вроде Джеймса Макэвоя или Джессики Чистейн, перед нами довольно унылая компашка взрослых, которые почему-то до ужаса боятся красных шариков. Столкнувшись каждый со своим персональным страхом, герои спускаются в логово монстра только для того, чтобы там снова практически по отдельности пережить то же самое. Финальная битва в целом достойна какой-то особой награды за свою смехотворность. Стоит, конечно, оговориться, что и в оригинальном романе клоун оказывался злым пауком из дальнего космоса. Стивен Кинг вообще редко умудрялся интересно завершать свои романы. Но в контексте фильма концовка смотрится совсем уж по-детски, а пожиратель миров побеждается громким криком и чередой нелепых оскорблений.
Сиквел «Оно» растерял не только весь саспенс и ностальгическое ощущение летнего приключения, но и всю интересную кинематографию. Там, где раньше камера регулярно заваливалась набок и брала самые разнообразные острые углы, теперь лишь скудный набор функциональных планов, главной задачей которых становится дать достаточно пространства для очередной компьютерной графики. Сами жуткие образы тоже перестали представлять хоть какой-то интерес. В ресторане из печенья с предсказаниями выползает нелепая куча мелких существ, а все превращения клоуна смотрятся откровенно скудно, потому что в них совсем не осталось выдумки и психологизма. Бедная статуя дровосека оживает в кадре лишь на пару минут только для того, чтобы ударить пару раз железкой в землю и смехотворно покричать прямо в камеру.
Сиквел «Оно» превратился в исполинскую по хронометражу пародию на самого себя. Это все еще не прям ужасный фильм, но на фоне впечатляющей первой части он смотрится совсем блекло и невыразительно. Редкие светлые моменты с детьми из первого фильма и пара милых шуток едва ли могут оправдать тяжелый просмотр трехчасового хоррора, при просмотре которого страшно не будет никому.