Сегодня 120 лет со дня рождения Галины Дмитриевны Нетунахиной (1905 – 1988). Ее имя тесно связано с историей пушкинских дворцов-музеев в годы Великой Отечественной, эвакуацией и возвращением музейных ценностей. Для нашего музея-заповедника, а также для Музея городской скульптуры, где она работала после войны, это совершенно особый герой – одна их тех, кто спасал красоту.
Галина Дмитриевна родилась 14 августа 1905 года в селе Добужа Могилевской губернии. Ее отец, Дмитрий Леонидович Нетунахин, был из мещан, работал на писчебумажной фабрике. Он умер, когда Галина была совсем маленькая, детство она провела в деревне Милехино Тверской губернии. В 1916 году девочку привезли в Царское Село, где она поступила в Мариинскую женскую гимназию, преобразованную в 1917-м во II Детскосельскую школу I и II ступени.
В 1923-м поступила в Петроградский государственный университет на литературное отделение и получила специальность редактора-искусствоведа на факультете языкознания и материальной культуры.
После окончания университета недолго проработала библиотекарем в отделе подбора иностранной литературы в Комитете по делам изобретений. В ее личном деле отмечено: владела немецким и французским языками.
Музейная карьера Галины Дмитриевны началась в январе 1934-го, когда она поступила на курсы экскурсоводов при Детскосельском управлении дворцов и парков. Сначала занимала должность научного сотрудника-хранителя. В марте 1938 года в пригородных дворцах-музеях началась непростая работа по генеральной инвентаризации музейных ценностей. Нетунахина была в числе тех немногих сотрудников, которые состояли в местной инвентаризационной комиссии на протяжении всей ее работы вплоть до 1940 года. В 1939-м она получила должность заведующей Екатерининским дворцом-музеем, которую занимала вплоть до начала войны. Сохранились ежемесячные отчеты первой половины сорок первого – из них следует, что Нетунахина курировала научно-исследовательскую деятельность, работу по учету и хранению, экскурсионно-методическую и культурно-массовую работу, занималась составлением этикетажа к экспонатам. Кроме того, принимала активное участие в реставрационной комиссии музея, проводила ежедневные обходы залов Екатерининского дворца-музея, участвовала в решении хозяйственных вопросов. 22 июня сорок первого – день начала войны – резко изменил характер работы не только Галины Нетунахиной, но и всего коллектива музея.
Все силы сотрудников пушкинских дворцов-музеев были направлены на подготовку музейных ценностей к отправке в эвакуацию в тыл страны, консервацию зданий, а также захоронение парковой скульптуры. Уже 30 июня первая партия музейных предметов была отправлена в город Горький с заведующим Александровским дворцом-музеем Анатолием Кучумовым. Ответственность за доставку второй очереди ценных предметов легла на плечи Галины Дмитриевны. Третью партию сопровождала в Горький хранитель научно-вспомогательных материалов музея Зинаида Скобликова.
В Горьком музейные ценности разместили в здании Областного краеведческого музея. По воспоминаниям Кучумова, уже в августе 1941-го возникла необходимость вскрывать ящики с целью осмотра их на предмет сохранности и переупаковки предметов в случае необходимости:
«Маленький коллектив музейщиков Пушкина и Павловска (кроме меня были еще четыре женщины) должен был переупаковать около 17 вагонов ценных экспонатов! Работали без выходных, пока позволял свет в помещении… В Горьком успели вскрыть и проверить 106 ящиков и заново упаковать 47. Продолжить эту работу пришлось в Сибири».
Несомненно, одной из упоминаемых Кучумовым женщин была Галина Нетунахина. Однако к середине осени Горьковская область стала прифронтовой, участились налеты вражеской авиации. 8 ноября предметы отправили сначала в Томск, а в ночь с 17 на 18 декабря они прибыли в Новосибирск. Музейные ценности разместили в только что построенном Новосибирском театре оперы и балета. В огромном здании разместилось хранилище многих эвакуированных музеев – Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музея этнографии, Артиллерийского исторического музея Красной армии, дворцов-музеев Петергофа, Пушкина и Павловска, музеев Новгорода, Смоленска, Севастополя, Твери. Директором Новосибирского музея-хранилища ленинградских дворцов-музеев был назначен Анатолий Кучумов. Нетунахина там же получила должность ответственного хранителя.
Вместе с Галиной Дмитриевной в Новосибирске находился и ее одиннадцатилетний сын Кирилл. Эвакуированных сотрудников разместили в подвальной комнате театра, температура в которой не превышала +3 °C. В архивном документе от 24 декабря сорок первого указано, что прибывшие сотрудники с семьями «спят на цементном полу, без тюфяков».
В январе 1944-го Пушкин освободили от немецко-фашистской оккупации. Началась подготовка музейных ценностей к реэвакуации. В мае, в связи с возвращением Кучумова в Ленинград, Нетунахина стала директором-ответственным хранителем хранилища ленинградских дворцов-музеев в Новосибирске. 21 октября 1944 года Исполком Ленгорсовета принял решение о реэвакуации музейных ценностей пригородных дворцов из Новосибирска в Ленинград. И уже в декабре Галина Дмитриевна и ее коллеги доставили ящики с музейными ценностями в город на Неве.
1 января сорок пятого Нетунахину назначили на должность главного хранителя Отдела музеев и памятников по пригородным дворцам-музеям с правами помощника заведующего отделом. С июня этого же года она работала главным хранителем Центрального хранилища музейных фондов, которое находилось в здании Александровского дворца.
В 1947-м Нетунахину перевели на работу в Ленинградский музей городской скульптуры на должность заведующей отделом надгробной скульптуры. Спустя четыре года Галина Дмитриевна заняла пост директора музея. В этом качестве она руководила сложным процессом реконструкции музея-некрополя «Литераторские мостки», установкой мемориала Ульяновых, а также процессом восстановления Московских триумфальных ворот, демонтированных в 1936 году. Нетунахина разработала экспозиционный план, на основе которого в 1953–1954-х была создана существующая и сейчас экспозиция Музея городской скульптуры с отделами городской монументальной скульптуры и художественного надгробия; провела первую научно-методическую разработку экскурсии по музею-некрополю и по Музею городской скульптуры, а также составила путеводитель по музейной экспозиции.
Кроме того, в период с 1951 по 1964 год она руководила строительством новых городских памятников: за это время в Ленинграде было установлено 26 монументальных скульптур и около ста мемориальных досок. В 1978-м в свет вышла фундаментальная монография «Русская мемориальная скульптура», одним из авторов которой была Галина Дмитриевна Нетунахина.
В 1956 году она стала членом-корреспондентом художественной секции советского Комитета Международного совета музеев, а также много лет работала в Городском совете по монументальной скульптуре. Несмотря на то, что Галина Дмитриевна оставила пост директора музея в марте 1964-го, она на общественных началах продолжала консультировать работников музеев, а с 1971-го стала заместителем начальника производственной группы по охране памятников истории и культуры и занималась подготовкой к изданию Свода памятников Ленинграда.
Галина Дмитриевна Нетунахина умерла 15 сентября 1988 года.
По материалам статьи Ирины Распоповой (ГМЗ «Царское Село») и Ольги Рачковой (Государственный музей городской скульптуры).