Найти в Дзене
Владислас

Почему Москва такой некрасивый город?

Я всегда игнорировал это, старался не замечать, думал, что мне кажется, но сейчас готов признать – Москва некрасивый город. Сейчас объясню, как так получилось, а вы подписывайтесь на этот канал, я тут каждый день рассказываю про недвижимость России. Если пройтись по Чистопрудному бульвару летним вечером, можно увидеть удивительно красивую Москву: изящные доходные дома рубежа XIX–XX веков, аккуратные фасады в стиле модерн, уютные дворики, где цветут липы. То же ощущение возникает в Замоскворечье или на Патриарших прудах — там, где сохранилась старая городская ткань. В центре столицы и на окраинах можно встретить десятки прекрасных зданий: сталинские высотки с их монументальной мощью, строгие классицистические особняки, затейливые фасады ар-нуво, нарядные образцы советского конструктивизма. И если бы Москва состояла только из этих оазисов, её по праву можно было бы назвать одним из красивейших городов мира. Но достаточно повернуть за угол, чтобы в картину ворвался хаос: рядом с особняко
Оглавление

Я всегда игнорировал это, старался не замечать, думал, что мне кажется, но сейчас готов признать – Москва некрасивый город. Сейчас объясню, как так получилось, а вы подписывайтесь на этот канал, я тут каждый день рассказываю про недвижимость России.

Если пройтись по Чистопрудному бульвару летним вечером, можно увидеть удивительно красивую Москву: изящные доходные дома рубежа XIX–XX веков, аккуратные фасады в стиле модерн, уютные дворики, где цветут липы. То же ощущение возникает в Замоскворечье или на Патриарших прудах — там, где сохранилась старая городская ткань.

-2

В центре столицы и на окраинах можно встретить десятки прекрасных зданий: сталинские высотки с их монументальной мощью, строгие классицистические особняки, затейливые фасады ар-нуво, нарядные образцы советского конструктивизма.

-3

И если бы Москва состояла только из этих оазисов, её по праву можно было бы назвать одним из красивейших городов мира. Но достаточно повернуть за угол, чтобы в картину ворвался хаос: рядом с особняком XIX века стоит серая панельная девятиэтажка 1970-х, напротив — блестящая стеклянная «коробка» бизнес-центра, а за ней неожиданно вырастает псевдорусская церковь новейшей постройки. Стили, эпохи и масштабы сталкиваются лоб в лоб, не вступая в диалог, а лишь споря за внимание.

-4

В итоге впечатление от Москвы двоякое: детали прекрасны, но общий облик города тяжёлый, рваный и лишённый гармонии. Москва словно альбом, куда без разбора вклеили фотографии из разных десятилетий — каждая картинка хороша сама по себе, но в целом всё это выглядит как хаотичная мозаика, утомляющая глаз.

-5

Откуда этот хаос?

Чтобы понять, почему Москва такая, какой мы её видим, нужно вспомнить её историю.

-6

1. Имперские эксперименты.

Москва — не «плановый» город вроде Петербурга, который Пётр I строил как единую концепцию. Столица на Москве-реке развивалась органично, стихийно, веками: здесь соседствовали купеческие лавки, монастыри, деревянные слободы и каменные палаты. Уже к XVIII веку центр был пёстрым и неравномерным.

-7

2. Советская ломка.

XX век принёс революцию, а с ней — радикальные перемены. В 1930-х старую застройку активно сносили, чтобы освободить место для грандиозных сталинских проектов. Высотки, широкие проспекты, «сталинки» — всё это создавалось для того, чтобы подчеркнуть мощь государства. Но затем, после смерти Сталина, пришла эпоха Хрущёва, и стройка резко сменила направление: вместо монументальной архитектуры в город хлынули миллионы квадратных метров панельного жилья. Старая Москва окончательно потеряла цельность, превратившись в смесь дворцов и дешёвых «коробок».

-8

3. Капитализм 1990-х и 2000-х.

С развалом СССР в Москве появился новый строительный бум. Но он не был продуманным — землю продавали, инвесторы строили, что хотели: стеклянные бизнес-центры, торговые комплексы, элитные дома в псевдоисторическом стиле. Задача была одна — заработать деньги. Ни о каком едином архитектурном языке речь не шла. Так в исторической среде стали появляться «новоделы», а между панельными кварталами — сияющие небоскрёбы.

-9

4. Политический фактор.

Москва всегда была столицей, а значит, её облик должен был демонстрировать силу власти. Отсюда вечная тяга к монументальности — отсюда громоздкие высотки, широкие проспекты, бесконечные реконструкции. Красота человека, уюта, гармонии оказывалась на втором плане.

-10

5. Урбанистическая логика мегаполиса.

Наконец, Москва — это не только культурный центр, но и экономическая машина. Город рос, как рынок: спрос рождал предложение. Нужно жильё — строим панельные микрорайоны; нужен офисный центр — вот небоскрёб. Архитектура становилась функциональной, но не художественной.

-11

Итог: город без лица

И вот результат: Москва могла бы быть красивой и уютной, сохранись уцелевшие старые районы. Она могла бы стать величественной и монументальной, если бы сталинский стиль был доведён до конца. Или простой и понятной, если бы хрущёвская застройка получила аккуратное продолжение. Но вместо этого получился гибрид: кусок уютной старины, обломок имперского проекта, ряды безликих панелек и над ними стеклянные башни XXI века.

-12

Москва — это город, в котором отдельные здания прекрасны, но общий вид утомляет. Она — не цельная картина, а набор несостыкованных фрагментов. Возможно, именно в этом и заключается её энергия: вечная смесь старого и нового, власти и бизнеса, красоты и уродства. Но называть её красивой в целом — язык не поворачивается.