В далекой древности в этих краях находилось языческое городище, куда однажды в XII веке пришел вместе со своими учениками будущий священномученик Кукша Киево-Печерский. Проповедь христианства не очень понравилась местным жителям. В ответ на разговоры о любви и добродетели они мечом порезали преподобного Кукшу и его ученика Никона. В память об этом событии, произошедшем в 1114 году, уже в наше время неподалеку от въезда в монастырь установили скульптуру священномученика на высоком постаменте из камней. На нем можно разглядеть фигуры разнообразных животных.
Еще несколько сотен метров - и виден мужской монастырь. Это - Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково. Она находится километрах в 15 от знаменитой Оптиной пустыни, которая в XIX веке стала известной по всей России благодаря расцвету в ее стенах старчества. Сегодня сюда ежегодно приезжают тысячи паломников и туристов со всех уголков нашей страны.
«Ни крыши, ни дверей, ни окон»
История Клыковской пустыни в Калужской области началась после Октябрьской революции, хотя главный храм монастыря был построен еще в XIX веке в честь чудесного избавления от эпидемии холеры. На протяжении многих лет это был обычный приходской храм. Первые монахи в Клыково поселились в 1924 году, после того, как по решению новой власти была закрыта Оптина пустынь.
Окончательно храм в Клыково закрыли в 1937 году. Местный колхоз приспособил его сначала под зернохранилище, потом под ремонтную мастерскую, а когда в церкви разобрали крышу, в ней стали хранить удобрения. К 90-м годам прошлого века храм закономерно превратился в руины.
Собственно, эти руины и были переданы Русской Православной Церкви. Один из первых насельников монастыря вспоминал, каким он увидел храм и территорию вокруг в 1992 году. Трава выше головы, а в полуразрушенном здании - ни крыши, ни дверей, ни окон. Один придел удалось привести в более-менее пригодное для служб состоянии за 2,5 месяца. Хотя кирпичи продолжали падать, но происходило это исключительно тогда, когда людей в храме не было.
"Во время богослужений не упало ни одного кирпича. Вот прямо удивительно, понимаете! Свод был весь ущербный, поколотый, висели куски кирпичей, они реально могли на нас упасть. Но мы просто молились, и никто не думал ни о какой безопасности, все понимали: Господь хранит – и всё",- рассказывал в одном из интервью игумен Михаил Семенов.
«Небесная птичка»
Первым жилым помещением, выстроенным трудниками-монахами, стал деревянный домик для матушки Сепфоры, которая переехала в обитель в середине 90-х годов и прожила здесь вплоть до своей смерти (старица прожила 101 год).
Именно она, схимонахиня Сепфора (в миру Дарья) в XX столетии продолжила дело старчества, прерванное в Оптиной пустыни богоборческой властью. За помощью, советом и молитвой к ней обращались оптинские иноки, шамординские монахини и послушницы, и просто страждущие со всей России. А братия Спаса Нерукотворного пустыни называли ее «матерью монахов» и «небесной птичкой».
О старице здесь отзываются с большой любовью и теплотой, на экскурсии рассказывают о чудесах, дарованных людям по ее молитвам. А в сохранившемся домике, где жила сихимонахиня, посетители могут взять себе конфетку "от матушки". Судя по всему, такая традиция в принципе распространена в Калужской области - конфеты паломники и туристы набирают и в Оптиной пустыни, и в Пафнутьево-Боровском монастыре.
Жизнь длиною в век
Интересна и непроста судьба матушки Сепфоры. Она родилась в 1896 году в Тамбовской губернии в большой семье. При крещении девочку назвали Дарьей. Из 13 детей выжили только трое: Дарья и два ее брата. Один из них погиб в Первую мировую войну, а второй был убит при раскулачивании в 1930-е годы.
В 1916 году двадцатилетняя Дарья под давлением семьи вышла замуж за односельчанина, и в замужестве родила четверых детей: сына, умершего в младенчестве, и трех дочерей. После рождения очередного ребенка семья поощряла ее паломничеством, которое было дня нее настоящим подарком небес. Она успела посетить Киево-Печерскую лавру, Саров и Дивеево.
В 1933 году семью раскулачили: избу разобрали, свекра и свекровь сослали на Соловки, Дарья с детьми оказалась на улице. Незадолго до этого муж Дмитрий уехал на заработки в небольшой город в Тульской области, куда впоследствии перебралась и Дарья с детьми.
В 1946 году после смерти мужа матушка с дочерьми переехала в небольшой городок в Тульской области Киреевск. Она вела уединенный образ жизни и непрестанно молилась. Часто ездила в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в 1967 года приняла постриг и была наречена Досифеей. В 1989 году митрополит Тульский и Белёвский Серапион постриг монахиню Досифею в схиму с именем Сепфора, что в переводе с древнееврейского означает «птичка». Ее очень беспокоило, что ей придется умереть в миру.
Но как-то ей приснился сон, в котором говорилось, что свой последний приют она обретет в монастыре в Клыково. Матушка тогда не знала, где находится Клыково, и всех, кто к ней приезжал, обычно спрашивала, не из Клыкова ли они.
В 1995 года матушку Сепфору посетил будущий наместник Спаса Нерукотворной пустыни игумен Михаил. Узнав, что он из Клыкова, матушка обрадовалась и сказала, что приедет к ним жить. К Рождеству 1996 года она поселилась в восстанавливаемой обители в Клыково.
За помощью к Сепфоре
За то время, что схимонахиня Сепфора прожила селе, к ней за поддержкой в скорбях и советом приходили и монахи, и миряне, для каждого она находила нужные слова. Умерла матушка Сепфора 13 мая 1997 года. Однако за помощью и поддержкой к ней ездят до сих пор.
К 1999 году храм Спаса Нерукотворного восстановили на частные пожертвования, начала формироваться монашеская община, а в 2001 году обитель была открыта.
За это время здесь построили несколько храмов, облагородили территорию и превратили небольшое село под Козельском в ещё один духовный центр России. Конечно, по количеству паломников и туристов пальму первенства в Калужской области держит Оптина пустынь, зато именно в Клыково чувствуется умиротворение и спокойствие.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации