Анжела Дакворт — профессор Пенсильванского университета, занимающая именную профессуру Розы Ли и Эгберта Чанга, генеральный директор и основатель некоммерческой организации Character Lab, чья миссия — способствовать всестороннему развитию учащихся, а также известный психолог, впервые предложившая концепцию твёрдости характера (grit). Свою преподавательскую карьеру Анжела начала в школах для детей из малообеспеченных семей в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Филадельфии. Впоследствии она стала продуктивным научным исследователем и, среди множества своих открытий, опубликовала исследование, доказывающее, что академические успехи являются причиной счастья. Это и привело её к исследованию и изучению концепции твёрдости характера.
GRIT (твёрдость характера) — это неослабевающая увлечённость и настойчивость в достижении долгосрочных целей. Как утверждают Дакворт и её коллеги: «Твёрдость характера предполагает упорную работу над сложными задачами, сохранение усилий и интереса на протяжении многих лет, несмотря на неудачи, трудности и периоды застоя в развитии. Человек с твёрдым характером относится к достижению цели как к марафону; его преимущество — выносливость. В то время как для других разочарование или скука служат сигналом к тому, что пора сменить направление и сократить потери, человек с твёрдым характером продолжает следовать выбранному курсу».
Проще говоря, твёрдость характера — это сила воли, которая даёт энергию для стремления к жизненным целям и их достижения. Развитие твёрдости характера необходимо для обретения счастья в жизни.
Список литературы
Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D., and Kelly, D. R. "Grit: Perseverence and passion for long-term goals." Journal of Personality and Social Psychology 92, no. 6 (2007): 1087–1101.
***
Бесплатно скачать русскую аудиокнигу по книге Анжелы Дакворт: Grit: The Power of Passion and Perseverance («Грит: сила страсти и настойчивости»).
МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА
- В представленном материале излагается концепция «твёрдости характера» (grit), разработанная психологом Анжелой Дакворт. Эта концепция описывает психологическое качество, необходимое для достижения успеха и счастья.
- Твёрдость характера определяется как сочетание неотступной увлечённости и настойчивости в достижении долгосрочных целей. Это качество предполагает упорную работу над сложными задачами на протяжении длительного времени, несмотря на неудачи, трудности и периоды застоя.
- Материал подчёркивает, что человек с развитой твёрдостью характера воспринимает достижение цели как марафон, а не спринт, где ключевым преимуществом является выносливость. В то время как разочарование и скука для большинства служат сигналом к смене деятельности, человек с твёрдым характером сохраняет верность выбранному курсу.
- По сути, твёрдость характера отождествляется с силой воли, которая даёт индивиду энергию для постановки и достижения жизненных целей. Развитие этого качества постулируется как необходимое условие для обретения счастья.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)
- Концепция твёрдости характера интуитивно отражает идею развития. Акцент на «долгосрочных целях» и «сохранении усилий на протяжении многих лет» указывает на понимание того, что достижение значимых результатов есть длительный процесс, а не единовременный акт. Упоминание «периодов застоя в развитии» также указывает на нелинейный, процессуальный характер движения к цели.
- Материал стихийно подходит к пониманию роли противоречия как движущей силы. В нём имплицитно заложено столкновение противоположных тенденций: с одной стороны — стремление к цели, с другой — «неудачи, трудности, разочарование, скука». Человек с твёрдым характером не избегает этого противоречия, а разрешает его через «настойчивость» и «упорную работу», переходя на новый качественный уровень своего развития. Это отражает борьбу противоположностей, где упорство и интерес преодолевают внешнее и внутреннее сопротивление.
- В концепции прослеживается элемент всеобщей связи, хотя и в упрощённой форме. Во-первых, твёрдость характера определяется как единство двух сторон — «увлечённости» и «настойчивости». Во-вторых, это психологическое качество напрямую увязывается с жизненными результатами — «академическими успехами» и «счастьем». Таким образом, внутреннее состояние сознания рассматривается в неразрывной связи с внешними результатами деятельности.
ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)
- Идеализм. Главный порок концепции — отрыв сознания от бытия. Твёрдость характера представлена как некая первичная, самодостаточная «сила воли», порождаемая самим сознанием. Игнорируются материальные и социальные условия, которые формируют эту «силу воли»: воспитание, образование, состояние здоровья, условия труда и быта. Утверждается, что «академические успехи являются причиной счастья», что переворачивает материалистическое понимание, согласно которому материальные условия жизни являются первичной основой как для успехов, так и для ощущения счастья. Сознание (воля, настойчивость) рассматривается как демиург успеха, а не как отражение и продукт конкретных материальных условий жизни индивида.
- Метафизика. Явление (настойчивость) рассматривается изолированно, вне развития и внутренних противоречий. Твёрдость характера преподносится как некая данность, качество, которым человек либо обладает, либо нет («человек с твёрдым характером»). Концепция не анализирует, как это качество возникает, какие внутренние и внешние противоречия приводят к его формированию или угасанию. Она описывает явление, но не вскрывает его противоречивую сущность, представляя его как статичное свойство, а не как развивающееся единство противоположностей.
- Индивидуализм. Концепция полностью игнорирует классовый аспект общественного бытия. Возможность ставить и преследовать «долгосрочные цели» абстрактно приписывается любому индивиду, тогда как в действительности она коренным образом определяется его классовым положением. Для представителя пролетариата, чьи усилия направлены на выживание, «долгосрочные цели» и «выносливость» имеют совершенно иное содержание, чем для представителя буржуазии. Концепция абсолютизирует буржуазный идеал личного успеха через волевое усилие, затушёвывая объективные классовые барьеры.
- Психологизация. Происходит подмена объективных социальных противоречий субъективными психологическими проблемами. Неспособность индивида достичь успеха в условиях капиталистической конкуренции объясняется не системными причинами (эксплуатация, неравенство), а личным недостатком — отсутствием «твёрдости характера». Это перекладывает ответственность с системы на индивида, выполняя идеологическую функцию. С точки зрения принципа партийности, данная концепция обслуживает интересы господствующего класса, так как укрепляет миф о меритократии и маскирует классовый антагонизм.
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)
- Перевести идею «твёрдости характера» из области идеалистических абстракций в русло научной, материалистической психологии. Рассматривать это качество не как мистическую «силу воли», а как волевую устойчивость и целеустремлённость — высшее психическое свойство, являющееся продуктом и отражением материальных условий жизни и общественной практики индивида.
- Анализировать психику и, в частности, способность к долгосрочной настойчивости в контексте конкретных историко-социальных условий. Исследовать, как классовая принадлежность, доступ к материальным и культурным благам, стабильность социального положения формируют или подрывают способность человека к преследованию долгосрочных целей. «Увлечённость» и «настойчивость» должны изучаться не как внутренние данности, а как результат общественного бытия, определяющего сознание.
- Сместить фокус с индивидуального на коллективное. Вместо анализа «твёрдости характера» отдельной личности, необходимо изучать формы коллективной стойкости, настойчивости и целеустремлённости, проявляемые социальными группами, классами и революционными движениями в процессе исторического развития.
ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
- В условиях капитализма буржуазная концепция «твёрдости характера» служит идеологическим инструментом, призывающим трудящихся упорно работать и терпеть «трудности и неудачи» эксплуатации ради иллюзорной личной выгоды. Диалектический анализ вскрывает это противоречие. «Снятие» данной идеи в коммунистической практике означает её преобразование: индивидуальная настойчивость ради карьеры заменяется коллективной стойкостью и выдержкой в классовой борьбе. Долгосрочной целью становится не личный успех, а уничтожение эксплуатации и построение бесклассового общества.
- В условиях коммунизма, с уничтожением антагонистических противоречий, «твёрдость характера» как качество, необходимое для выживания в конкурентной борьбе, утрачивает своё значение. Оно «снимается» в новом качестве — как коллективное творческое упорство, направленное на решение неантагонистических противоречий (например, между обществом и природой, между достигнутым уровнем знаний и новыми задачами). Целью становится не индивидуальное, а всеобщее развитие.
- Сопоставление подходов:
Буржуазный подход: индивид должен развивать «твёрдость характера», чтобы преуспеть в конкурентной борьбе с другими индивидами, преодолевая создаваемые системой преграды. Это упорство в рамках отчуждения.
Диалектический подход: класс развивает революционную стойкость, чтобы уничтожить систему, порождающую антагонистические противоречия. Это упорство, направленное на «снятие» отчуждения.
ВЫВОДЫ
- Анализируемый материал, посвящённый концепции «твёрдости характера», содержит рациональное зерно, поскольку интуитивно затрагивает диалектические категории развития и противоречия.
- Однако в своей основе эта концепция является идеалистической, метафизической и индивидуалистической. Она отрывает сознание от бытия и психологизирует социальные проблемы, маскируя классовые противоречия капиталистического общества.
- С точки зрения диалектического материализма, данная концепция является идеологическим продуктом буржуазного общества, продвигающим миф о личном успехе через волевое усилие.
- Диалектическое «снятие» этой идеи предполагает её переосмысление на материалистической основе и преобразование из инструмента индивидуальной адаптации в качество коллективной революционной практики, нацеленной на преобразование общества.
Продолжение следует...