Найти в Дзене

06.22. Что такое GRIT?

Анжела Дакворт — профессор Пенсильванского университета, занимающая именную профессуру Розы Ли и Эгберта Чанга, генеральный директор и основатель некоммерческой организации Character Lab, чья миссия — способствовать всестороннему развитию учащихся, а также известный психолог, впервые предложившая концепцию твёрдости характера (grit). Свою преподавательскую карьеру Анжела начала в школах для детей из малообеспеченных семей в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Филадельфии. Впоследствии она стала продуктивным научным исследователем и, среди множества своих открытий, опубликовала исследование, доказывающее, что академические успехи являются причиной счастья. Это и привело её к исследованию и изучению концепции твёрдости характера. GRIT (твёрдость характера) — это неослабевающая увлечённость и настойчивость в достижении долгосрочных целей. Как утверждают Дакворт и её коллеги: «Твёрдость характера предполагает упорную работу над сложными задачами, сохранение усилий и интереса на протяжении многих ле
Оглавление
Анжела Дакворт
Анжела Дакворт

Анжела Дакворт — профессор Пенсильванского университета, занимающая именную профессуру Розы Ли и Эгберта Чанга, генеральный директор и основатель некоммерческой организации Character Lab, чья миссия — способствовать всестороннему развитию учащихся, а также известный психолог, впервые предложившая концепцию твёрдости характера (grit). Свою преподавательскую карьеру Анжела начала в школах для детей из малообеспеченных семей в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Филадельфии. Впоследствии она стала продуктивным научным исследователем и, среди множества своих открытий, опубликовала исследование, доказывающее, что академические успехи являются причиной счастья. Это и привело её к исследованию и изучению концепции твёрдости характера.

GRIT (твёрдость характера) — это неослабевающая увлечённость и настойчивость в достижении долгосрочных целей. Как утверждают Дакворт и её коллеги: «Твёрдость характера предполагает упорную работу над сложными задачами, сохранение усилий и интереса на протяжении многих лет, несмотря на неудачи, трудности и периоды застоя в развитии. Человек с твёрдым характером относится к достижению цели как к марафону; его преимущество — выносливость. В то время как для других разочарование или скука служат сигналом к тому, что пора сменить направление и сократить потери, человек с твёрдым характером продолжает следовать выбранному курсу».

Проще говоря, твёрдость характера — это сила воли, которая даёт энергию для стремления к жизненным целям и их достижения. Развитие твёрдости характера необходимо для обретения счастья в жизни.

Список литературы

Duckworth, A. L., Peterson, C., Matthews, M. D., and Kelly, D. R. "Grit: Perseverence and passion for long-term goals." Journal of Personality and Social Psychology 92, no. 6 (2007): 1087–1101.

***

Бесплатно скачать русскую аудиокнигу по книге Анжелы Дакворт: Grit: The Power of Passion and Perseverance («Грит: сила страсти и настойчивости»).

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. В представленном материале излагается концепция «твёрдости характера» (grit), разработанная психологом Анжелой Дакворт. Эта концепция описывает психологическое качество, необходимое для достижения успеха и счастья.
  2. Твёрдость характера определяется как сочетание неотступной увлечённости и настойчивости в достижении долгосрочных целей. Это качество предполагает упорную работу над сложными задачами на протяжении длительного времени, несмотря на неудачи, трудности и периоды застоя.
  3. Материал подчёркивает, что человек с развитой твёрдостью характера воспринимает достижение цели как марафон, а не спринт, где ключевым преимуществом является выносливость. В то время как разочарование и скука для большинства служат сигналом к смене деятельности, человек с твёрдым характером сохраняет верность выбранному курсу.
  4. По сути, твёрдость характера отождествляется с силой воли, которая даёт индивиду энергию для постановки и достижения жизненных целей. Развитие этого качества постулируется как необходимое условие для обретения счастья.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)

  1. Концепция твёрдости характера интуитивно отражает идею развития. Акцент на «долгосрочных целях» и «сохранении усилий на протяжении многих лет» указывает на понимание того, что достижение значимых результатов есть длительный процесс, а не единовременный акт. Упоминание «периодов застоя в развитии» также указывает на нелинейный, процессуальный характер движения к цели.
  2. Материал стихийно подходит к пониманию роли противоречия как движущей силы. В нём имплицитно заложено столкновение противоположных тенденций: с одной стороны — стремление к цели, с другой — «неудачи, трудности, разочарование, скука». Человек с твёрдым характером не избегает этого противоречия, а разрешает его через «настойчивость» и «упорную работу», переходя на новый качественный уровень своего развития. Это отражает борьбу противоположностей, где упорство и интерес преодолевают внешнее и внутреннее сопротивление.
  3. В концепции прослеживается элемент всеобщей связи, хотя и в упрощённой форме. Во-первых, твёрдость характера определяется как единство двух сторон — «увлечённости» и «настойчивости». Во-вторых, это психологическое качество напрямую увязывается с жизненными результатами — «академическими успехами» и «счастьем». Таким образом, внутреннее состояние сознания рассматривается в неразрывной связи с внешними результатами деятельности.

ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)

  1. Идеализм. Главный порок концепции — отрыв сознания от бытия. Твёрдость характера представлена как некая первичная, самодостаточная «сила воли», порождаемая самим сознанием. Игнорируются материальные и социальные условия, которые формируют эту «силу воли»: воспитание, образование, состояние здоровья, условия труда и быта. Утверждается, что «академические успехи являются причиной счастья», что переворачивает материалистическое понимание, согласно которому материальные условия жизни являются первичной основой как для успехов, так и для ощущения счастья. Сознание (воля, настойчивость) рассматривается как демиург успеха, а не как отражение и продукт конкретных материальных условий жизни индивида.
  2. Метафизика. Явление (настойчивость) рассматривается изолированно, вне развития и внутренних противоречий. Твёрдость характера преподносится как некая данность, качество, которым человек либо обладает, либо нет («человек с твёрдым характером»). Концепция не анализирует, как это качество возникает, какие внутренние и внешние противоречия приводят к его формированию или угасанию. Она описывает явление, но не вскрывает его противоречивую сущность, представляя его как статичное свойство, а не как развивающееся единство противоположностей.
  3. Индивидуализм. Концепция полностью игнорирует классовый аспект общественного бытия. Возможность ставить и преследовать «долгосрочные цели» абстрактно приписывается любому индивиду, тогда как в действительности она коренным образом определяется его классовым положением. Для представителя пролетариата, чьи усилия направлены на выживание, «долгосрочные цели» и «выносливость» имеют совершенно иное содержание, чем для представителя буржуазии. Концепция абсолютизирует буржуазный идеал личного успеха через волевое усилие, затушёвывая объективные классовые барьеры.
  4. Психологизация. Происходит подмена объективных социальных противоречий субъективными психологическими проблемами. Неспособность индивида достичь успеха в условиях капиталистической конкуренции объясняется не системными причинами (эксплуатация, неравенство), а личным недостатком — отсутствием «твёрдости характера». Это перекладывает ответственность с системы на индивида, выполняя идеологическую функцию. С точки зрения принципа партийности, данная концепция обслуживает интересы господствующего класса, так как укрепляет миф о меритократии и маскирует классовый антагонизм.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

  1. Перевести идею «твёрдости характера» из области идеалистических абстракций в русло научной, материалистической психологии. Рассматривать это качество не как мистическую «силу воли», а как волевую устойчивость и целеустремлённость — высшее психическое свойство, являющееся продуктом и отражением материальных условий жизни и общественной практики индивида.
  2. Анализировать психику и, в частности, способность к долгосрочной настойчивости в контексте конкретных историко-социальных условий. Исследовать, как классовая принадлежность, доступ к материальным и культурным благам, стабильность социального положения формируют или подрывают способность человека к преследованию долгосрочных целей. «Увлечённость» и «настойчивость» должны изучаться не как внутренние данности, а как результат общественного бытия, определяющего сознание.
  3. Сместить фокус с индивидуального на коллективное. Вместо анализа «твёрдости характера» отдельной личности, необходимо изучать формы коллективной стойкости, настойчивости и целеустремлённости, проявляемые социальными группами, классами и революционными движениями в процессе исторического развития.

ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В условиях капитализма буржуазная концепция «твёрдости характера» служит идеологическим инструментом, призывающим трудящихся упорно работать и терпеть «трудности и неудачи» эксплуатации ради иллюзорной личной выгоды. Диалектический анализ вскрывает это противоречие. «Снятие» данной идеи в коммунистической практике означает её преобразование: индивидуальная настойчивость ради карьеры заменяется коллективной стойкостью и выдержкой в классовой борьбе. Долгосрочной целью становится не личный успех, а уничтожение эксплуатации и построение бесклассового общества.
  2. В условиях коммунизма, с уничтожением антагонистических противоречий, «твёрдость характера» как качество, необходимое для выживания в конкурентной борьбе, утрачивает своё значение. Оно «снимается» в новом качестве — как коллективное творческое упорство, направленное на решение неантагонистических противоречий (например, между обществом и природой, между достигнутым уровнем знаний и новыми задачами). Целью становится не индивидуальное, а всеобщее развитие.
  3. Сопоставление подходов:
    Буржуазный подход: индивид должен развивать «твёрдость характера», чтобы преуспеть в конкурентной борьбе с другими индивидами, преодолевая создаваемые системой преграды. Это упорство в рамках отчуждения.
    Диалектический подход: класс развивает революционную стойкость, чтобы уничтожить систему, порождающую антагонистические противоречия. Это упорство, направленное на «снятие» отчуждения.

ВЫВОДЫ

  1. Анализируемый материал, посвящённый концепции «твёрдости характера», содержит рациональное зерно, поскольку интуитивно затрагивает диалектические категории развития и противоречия.
  2. Однако в своей основе эта концепция является идеалистической, метафизической и индивидуалистической. Она отрывает сознание от бытия и психологизирует социальные проблемы, маскируя классовые противоречия капиталистического общества.
  3. С точки зрения диалектического материализма, данная концепция является идеологическим продуктом буржуазного общества, продвигающим миф о личном успехе через волевое усилие.
  4. Диалектическое «снятие» этой идеи предполагает её переосмысление на материалистической основе и преобразование из инструмента индивидуальной адаптации в качество коллективной революционной практики, нацеленной на преобразование общества.

Продолжение следует...

Что такое GRIT?
Что такое GRIT?