Вторую часть своей статьи, про Силуана Афонского, хотелось бы начать вот с чего. Многие авторы на религиозных каналах, да и многие подписчики, при разборе Промысла Божия, без всякой опаски, без применения вводных слов(я думаю, мне кажется, возможно) учат от себя. И вот хочется привести пример из разговора Силуана, с одним таким старцем.....
На Афон приехал с Кавказа отец Стратоник, который имел редкий дар слова. Богатое рассуждение, красивый и сильный ум, обширный опыт, дар подлинной молитвы - всё делало его центральной фигурой в кругу подвижников. Провел он около двух месяцев на Святой Горе и начал уже печалиться, что напрасно приезжал, от встреч с афонскими монахами ничего нового не приобрёл. И тогда был направлен погостить на Старый Руссик, где вместе с другими подвизался Силуан. Беседу Силуан начал тремя вопросами, на которые просил ответа:
-Как говорят совершенные?
-Что значит предаваться на волю Божию?
-В чем сущность послушания?
Стратоник почуял важность и глубину вопросов, и задумался. После некоторого молчания он сказал :
-Я этого не знаю... Вы мне скажите.
Силуан ответил:
-Они от себя ничего не говорят.... Они говорят лишь то, что даёт им Дух.
Стратоник не мог дать внятный ответ и на два других вопроса, ему открылась новая тайна духовной жизни, дотоле ему неведомая. Он ощутил свои недочёты в прошлом, понял, как был ещё далёк от совершенства. А ведь думал после встреч с монахами о своём превосходстве над ними. И последние дни нахождения на Афоне он больше молчал, чем говорил.
И тут хочется для убедительности, вспомнить разговор С. Саровского со своим келейником, который имел беседу с Мотовиловым. Батюшка Серафим отругал келейника: Как ты можешь сказать что то полезное, не твоё дело беседовать с теми, кто приезжают ко мне. Я и сам, убогий Серафим, не свое им говорю, но то, что Господь изволит мне открыть для назидания их. А ты тут со своими речами! Ведь за каждое праздное слово воздадим ответ Господу! Себя самого знай, а учить никогда никого не смей. Не дал Господь тебе этого дара; ведь он не даром людям подаётся, а за заслуги их пред Господом Богом нашим и по особенной Его милости и Божественному о людях смотрению и Святому Промыслу Его.
А как вы думаете, каким образом появилось повествование о пр. Марие Египетской? Да вот также, старец Зосима, который всю жизнь провел в монастыре, посвятил себя совершенствованию и пребывания с Господом Богом. В почтенном возрасте был смущен помыслом: "Найдётся ли и в самой дальней пустыне святой муж, превзошедший меня в трезвении и делании". И ведомый ангелом Господним, достиг он места, где повстречался с той, которая превзошла его. И очень много таких примеров, когда возвеличивая себя даже в мыслях, можно запросто споткнуться и пасть низко.
Очень много разговоров ведутся о спасение души, мол в миру этого никак невозможно, а вот в монастыре да. И на этот вопрос есть ответы у Святых старцев, надо только заглянуть в их труды. Есть и у Силуана на этот вопрос свои взгляды.
Сущность безмолвия старец видел не в затворе и не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге. Он говорил, что и затвор и удаление в пустыню сами по себе являются лишь вспомогательными средствами и никак не целью. Они могут содействовать уменьшению внешних впечатлений и влияний, и тем благоприятствовать чистой молитве, но только в том случае, если это удаление свершилось по благословению Божию, а не по своей воле. А иначе и затвор и пустыня, и всякий иной подвиг останется бесплодным, потому что сущность нашей жизни не в самовольном подвиге, а в послушание воле Божией.
Многие думают, что самый высокий образ жизни есть безмолвие в пустыне, другие считают - затвор, а некоторые юродство. А вот старец так не считал. Он утверждал, что ни один из этих видов подвижничества сам по себе не является высшим образом духовной жизни, но каждый из них может быть таковым для того или иного лица, если он соответствует воле Божией о данном лице. А воля Божия в каждом человеке может быть особою.
А вот что сказал он о помыслах.
Помни два помысла и бойся их. Один говорит:"Ты - святой"; другой: "Ты не спасешься". Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай:"Я великий грешник, но Господь милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои".
Верь и простит тебе Господь. Но на подвиги свои не надейся, хотя бы ты и много подвизался. Так не за подвиги наши, а по благости Своей милует Бог. Господь хочет чтоб душа была смиренно, незлобива и всех смиренно прощала, тогда и Господь простит с радостью.
С помыслами надеюсь понятно, но хотелось несколько слов дополнительно. Иногда можно слышать такое, мол я грешен во многом и нет мне спасения. Вот это и есть самое страшное, поэтому и говорит Силуан, что этот помысл от врага. Всегда есть спасение и не надо на себя наговаривать лишнего. Я помню на исповеди, на вопрос священника: в чем грешен? Ответил: да почти во всем батюшка. Но священник попался именно тот, который и нужен был для исправления моей гордыни.
- Ты что, у соседа корову украл?
-Нет!
- Спишь с женой соседа, пока тот об этом не знает?
- Конечно же нет!
- Ну вот видишь, а говоришь во всем грешен.
И очень тепло объяснил, что на всю жизнь запомнил, чтоб больше не выдумывал лишнего. Есть грех - кайся, а лишнего не бери на душу.
Так вот и насчёт святости у многих есть ошибочная мысль. Есть те которые наоборот, в отличии от меня ( во всем грешен), не признают никаких грехов и даже церковь стороной обходят. Им видите ли "святость" не позволяет, там ведь, в этой церкви одни грешники, которые в грехах каются. А что там делать "святым" и безгрешным.
Это всего лишь малая часть из всего, что можно было сказать о Силуане Афонском. А кому интересно, есть книга "Преподобный Силуан Афонский", автор схиархимандрит Софроний ( Сахаров).
Всего Вам доброго!
Всегда жду вас на канале для обсуждения статьи.