Вы когда-нибудь выходили из кинозала с колотящимся сердцем, чувствуя себя абсолютно выжатым? Но почему-то довольным. Странное чувство, правда? Сегодня поговорим о фильмах, которые мастерски играют на наших нервах, и почему это на самом деле полезно.
Да, есть целый поджанр "тревожное кино", и оно способно отвлечь от рутины лучше любой комедии.
Эксперты по психическому здоровью даже подтверждают: просмотр чего-то напряжённого помогает выплеснуть собственные тревоги. Иногда же нам нужен чистый адреналин или возможность похвастаться, что мы выдержали психологически изматывающее зрелище.
Приготовьтесь, эти фильмы точно останутся в памяти.
Хорошее время (Good Time)
Братья Сэфди — настоящие мастера тревожного кино. Спросите любого, кто смотрел их фильмы, и он подтвердит. "Хорошее время" 2017 года закрепило за ними эту славу. Роберт Паттинсон играет мошенника Конни, который вместе со своим братом с особенностями развития грабит банк. План, конечно же, проваливается. Брат попадает в тюрьму, и Конни, отъявленный подонок с безграничной братской любовью, должен найти 10 000 долларов на залог.
Сюжет сам по себе напряжённый, но его усиливает дёрганая, почти документальная съёмка. Братья Сэфди отказались от общих планов в пользу клаустрофобных крупных, заставляя зрителя чувствовать себя запертым с героями. Добавьте к этому громкий, давящий саундтрек — и получите выматывающий, но захватывающий фильм.
Подводная лодка (Das Boot)
"Подводная лодка" Вольфганга Петерсена — это эталон клаустрофобного военного кино. Фильм погружает зрителя в тесную немецкую субмарину U-96 во время Второй мировой войны. Мы не видим эпичных морских баталий. Вместо этого мы заперты с экипажем, который пережидает атаки глубинными бомбами, борется со штормами и медленно сходит с ума от страха и нехватки кислорода.
Каждый скрип корпуса, каждая капля воды, просачивающаяся внутрь, ощущается физически. Фильм длится почти три с половиной часа (в режиссёрской версии), и всё это время напряжение только нарастает.
Чёрный лебедь (Black Swan)
Даррен Аронофски всегда умел создавать напряжённое кино, и "Чёрный лебедь" — его триумф. История балерины Нины, которая стремится к совершенству в роли Одетты/Одиллии, очень быстро превращается в параноидальный триллер. Давление со стороны деспотичного режиссёра, конкуренция с новой танцовщицей и собственные внутренние демоны сводят её с ума.
Аронофски вынуждает нас видеть мир глазами Нины: реальность искажается, ей мерещатся пугающие вещи, а её тело начинает меняться - фильм показывает, как погоня за идеалом может разрушить человека.
Одержимость (Whiplash)
"Одержимость" Дэмьена Шазелла заставляет сердце биться чаще с первых же кадров под бешеный ритм барабанов. Это кино о том, на что мы готовы пойти ради величия. Студент-барабанщик Эндрю Нейман попадает в ансамбль к безжалостному дирижёру Теренсу Флетчеру.
Флетчер — тиран, который ломает учеников психологически, доводя их до срывов и крови. Его методы ужасны, но он верит, что только так можно родить гения. Дж.К. Симмонс получил "Оскар" за эту роль, и абсолютно заслуженно - создал одного из самых реалистичных и пугающих кинозлодеев. Финал фильма обманчив: кажется, что Эндрю достиг совершенства, но какой ценой?
мама! (Mother!)
И снова Даррен Аронофски. Первая половина фильма "мама!" — триллер в духе "Ребёнка Розмари". Но финал — это такая атака на чувства и эмоции, что приходится напоминать себе дышать. Дженнифер Лоуренс играет Мать, живущую в уединённом доме со своим мужем, Поэтом (Хавьер Бардем). Их идиллия рушится, когда в доме начинают появляться незнакомцы. Сначала один, потом его жена, потом их сыновья, а затем дом наводняют толпы людей. Всё это превращается в сущий хаос.
Фильм — одна большая библейская аллегория о разрушении природы человеком. Аронофски, ярый защитник окружающей среды, выплеснул в этой картине всю свою сдерживаемую ярость. И эта ярость передаётся зрителю.
Убийство священного оленя (The Killing of a Sacred Deer)
Йоргос Лантимос — мастер создания дискомфорта. "Убийство священного оленя" основано на древнегреческой трагедии. Хирург Стивен (Колин Фаррелл) не смог спасти пациента на операционном столе.
Из чувства вины он начинает общаться с сыном умершего, Мартином (Барри Кеоган). Вскоре Мартин ставит Стивену ультиматум: хирург должен убить одного из членов своей семьи (жену или двоих детей), иначе все они умрут от загадочной болезни. Фирменный стиль Лантимоса — холодный, отстранённый, с широкоугольными объективами — усиливает тревогу до предела. Паника нарастает медленно, но неотвратимо, взрываясь в финале и оставляя зрителя в полном оцепенении (и недоумении).
Титан (Titane)
Фильм "Титан" режиссёра Джулии Дюкорно — это что-то, что трудно описать словами. Он шокирует, отталкивает и завораживает одновременно. Главная героиня, Алексия, после детской травмы имеет в голове титановую пластину и странную тягу к автомобилям. Буквально.
Она работает стриптизёршей на автосалонах, а в свободное время... совершает жестокие убийства. Спасаясь от полиции, она меняет внешность и выдаёт себя за давно пропавшего сына капитана пожарной команды. Это дикий микс боди-хоррора, психопатологии и неожиданно трогательной драмы об одиночестве и поиске близости. Тревога здесь исходит от полной непредсказуемости и нарушения всех мыслимых табу.
Плата за страх (The Wages of Fear)
Классический триллер 1953 года, который до сих пор способен держать в напряжении. В забытом богом южноамериканском городке нефтяная скважина выходит из-под контроля. Единственный способ потушить пожар — взорвать её. Для этого нужно доставить на грузовиках крайне нестабильный нитроглицерин по ужасным горным дорогам. За эту смертельно опасную работу берутся четверо отчаявшихся европейцев, готовых на всё ради денег.
Весь фильм — это медленное, мучительное путешествие, где любая кочка или резкое движение могут стать последними. Режиссёр Анри-Жорж Клузо создаёт на экране невыносимое напряжение, заставляя зрителя то и дело вжиматься в кресло.
Иди и смотри
Возможно, самый тяжёлый фильм в этом списке и один из величайших антивоенных фильмов в истории. Картина Элема Климова показывает ужасы нацистской оккупации Беларуси глазами подростка Флёры. Мы видим, как мальчик, мечтавший о партизанских подвигах, за несколько дней проходит через ад и превращается в старика.
Фильм снят с невероятной реалистичностью, Климов использует гипнотические визуальные приёмы и оглушающий звук, чтобы полностью погрузить зрителя в кошмар, в одни из самых страшных сцен в истории кино. "Иди и смотри" — это реально травмирующий опыт, который оставляет шрам в вашей памяти. Но его нужно увидеть, чтобы понять, что такое война на самом деле.
На этом у меня сегодня все! Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!
И до встречи в следующем выпуске!