Представляете себе водопад на манеже московского цирка на Цветном бульваре и прыгающего в него с 4-метровой высоты Михаила Шуйдина? Юрия Никулина, Мухтарбека Кантемирова, Евгения Евтушенко и Иосифа Кобзона в одной грандиозной постановке? Все это было – в водяном шоу "Карнавал на Кубе" в 1962 году.
Кубинская революция на московском манеже
Борьба кубинского народа за независимость всегда вызывала горячий отклик в советских сердцах. Темпераментные и страстные люди с Острова Свободы манили и бередили душу, хотелось пожать руку мужественным барбудас (участникам левого революционного движения). Когда в октябре 1962 года в Московском цирке на Цветном бульваре поставили водяную пантомиму «Карнавал на Кубе», посвященную революционным событиям в этой далекой стране, спектакли шли с неизменным аншлагом.
Режиссёром постановки по сценарию Льва Кулиджанова и Юрия Никулина стал Марк Местечкин, который также помог им с текстом. Художником – Леонид Окунь, балетмейстером – Петр Гродницкий. На манеже блистало целое созвездие знаменитых цирковых артистов – Гитана Леонтенко (супруга актера Алексея Баталова) в роли Кончиты, Мухтарбек Кантемиров в роли Рамона. Юрий Никулин играл Пипо, его партнер Михаил Шуйдин – Родригеса. Татьяне Никулиной досталась роль барменши.
Вдохнули – выдохнули
«Карнавал на Кубе» презентовали 13 октября 1962 года, а на следующий день начался Карибский кризис. Две ядерные супердержавы, СССР и США вступили в противостояние «Кто кого?». Мир висел на волоске от гибели, но стороны сели за стол переговоров, и дипломаты сотворили чудо – США дали СССР гарантии, что не нападут на Кубу и не свергнут режим Фиделя Кастро в обмен на обещание «советов» демонтировать ракеты на острове и развернуть военные корабли, шедшие к Карибским островам.
20 ноября 1962 года мир вздохнул с облегчением. Но в цирке на Цветном бульваре зрители-кубинцы, остро переживая происходящее, продемонстрировали свой темперамент после представления. Увидев, что автомат у одного из джигитов деревянный, они были разочарованы. Когда им сказали, что при необходимости все артисты сменят автоматы на настоящие, кубинцы начали воодушевленно скандировать: «No pasaran!» («Враг не пройдет»).
И Кобзон с бородой
«Куба – любовь моя» Александры Пахмутовой – песня, которую молодой Иосиф Кобзон исполнял в костюме кубинских «барбудос». При этом на лице у него была приклеена борода, так что образ был впечатляющий. Еще одна композиция, вошедшая в спектакль – «Товарищ Куба», которую Кобзон исполнял вместе с Виктором Кохно.
Поэты, яки, водопады
На Цветном бульваре постарались на славу. В фойе показывали выставку художников, побывавших на Кубе, абсолютно все сотрудники от униформистов до осветителей были одеты в национальные кубинские костюмы. В последние минуты перед началом спектакля гас свет, был слышен шум прибоя, а затем рокот приближающегося самолета. Начинала звучать музыка: «…тот, кто свободу видел хоть час, жизнь за нее отдаст…».
Зрители с восторгом наблюдали огромные водяные каскады, необычные фонтаны и вспышки фейерверков.
Дрессировщики и акробаты Виктор и Виталий Тихоновы выступали с яками, на спинах которых крутили сальто овчарки – изображали корриду. На экранах демонстрировалась хроника карибских событий, Евгений Евтушенко на манеже читал революционные стихи. Затем разворачивалось захватывающее действо, в финале которого происходило праздничное шествие в честь победы кубинского народа над американцами. Все артисты были великолепны, а Михаил Шуйдин, выступавший в непривычной для него, «злобной» роли и коварного полковника, блестяще исполнял сложный трюк – падал спиной вперед в водопад с высоты 4 метра.
Пантомима «Карнавал на Кубе» шла в Москве целый год и пользовалась огромным успехом. Жаль, что в других городах тогда не было необходимых технических возможностей, чтобы осуществить постановку. Поэтому на гастроли «Карнавал на Кубе» не выезжал.