В нашем мире становится всё меньше настоящего. Экономика потребительства диктует свои условия: вещи должны быть недолговечными, легко заменяемыми на новые, должны иметь небольшой срок службы и производиться в большом количестве. Есть даже шутка о том, что бог сделал Китай, а китайцы все остальное. Большое разнообразие с потерей качества, вот наше всё:
Возможно поэтому я так люблю камни. От них веет постоянством. Они почти вечны, они были до нас и останутся здесь еще на долгие века. А ещё остануться кованые изделия, созданные руками кузнечных мастеров, вложивших в них нечеловеческие усилия и душу. Эти люди способны гнуть то, что не гнется, превращать железо в жидкую горящую лаву и придавать ему форму, вдыхать новую жизнь в старое, соединять элементы и предметы, существовавшие до этого по отдельности или менять их внешний вид. Это те люди, которые будут жить веками в своих творениях, подобно великим худолжникам и архитекторам:
Я не любитель походов по музеям, но в Тюмени мы посетили Музей кузнечного мастерства. Его организовали отец с сыном, которые когда-то просто интереса ради начали собирать старинные изделия из металла и реставрировать их в своей кузнице. Со временем в их личной коллекции набралось более 7000 экземпляров и было принято решение не просто складировать их, но и показывать людям. Так хобби стало приносить доход. Люди приходят в музей посмотреть на предметы старины, послушать их историю, понаблюдать как создаются новые изделия и даже попробовать себя в качестве кузнеца на мастер-классах.
Первое впечатление от музея - очень много непойми чего на маленькой территории, как будто попал в чью-то захламленную кладовку, вещицы интересные, но совершенно непонятные. Поэтому владелец проводит экскурсию, во время которой объясняет назначение изделий, рассказывает как они появились и какой возраст у каждой вещи, самые старые предметы приблизительно XVI в.
А еще с нами поделились знанием о том, как отличить современную ковку от странинной: всё дело в элементах крепления. Молодой мужчина (сын кузнеца) имеет специальное образование, грамотно все объясняет и даже взаимодействует в игровой форме с детьми посетителей, просит их угадать, что за предмет перед ними и как им пользоваться. Очень интересно, не только детям. Я захотела себе в хозяйство ручное сверло XIX века, технология старая, но рабочая и не требует электричества, по-моему шикарно. Но оно не продается )))
В музее есть не только предметы быта, но и оружие. Оказывается любое, даже самое грозное на вид оружие, будь то булава или секира должно было весить не более 1,5 кг, иначе с ним было трудно управляться, что смертельно опасно:
Интересно устройство замков, которые ставили на сундуки с ценным скрабом, сейфы или на входные двери - они были с сигнализацией! При открывании срабатывал механический звонок:
На каждом изделии присутствует завитушка, спираль - это для красоты и оберег от злых духов. После посещения выставочного зала идем в саму кузню, где нам показывают инструменты, которыми пользуются современные кузнецы : молот, наковальня, горн и т.п.
После приглашают самостоятельно изготовить при помощи специального пресса и кувалды себе монетку на память. Удар нужен такой, чтоб в ушах звенело, детям дают молоток поменьше и разрешают пробовать.
Мы подобное делали в Кунгуре, поэтому не стали участвовать, желающих и без нас было много. Удивил наш экскурсовод - при всей своей стройности горазд махать тяжелым молотом, видать приучен с раннего детства.
Кузня делает так же свои изделия на продажу. Капаю слюнями на кованые скамейки, хочется кованых роз и сундуков, ворот и дверей, узнав цену, подбираю слюни и ухожу восвояси...
Где-то в промзоне на обратном пути увидали такой арт, узнаете их?
У музея есть свой сайт, вдруг кому пригодится:
А пока что вот вам загадка - что это за предмет из металла и для чего он нужен (тяжеленький, размером с ладошку):
Жду ваших версий, отвечу в камментах ;)
Увидимся ;)