Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Перевлесе являлся одним из самых грандиозных архитектурных сооружений своего времени не только на Рязанщине, но и во всей Российской империи. Сей храм, по счастливой случайности и по сей день возвышается в одном из живописных мест Старожиловского района, в селе Перевлес (сегодня там проживает не больше 50 человек!). А в то время Перевлес переживал своё бурное развитие в ХVIII-ХIХ веках, когда он был крупным торговым селом. В XIX веке село Перевлес было крупнейшим торговым пунктом всей Рязанской губернии. Из южных уездов сюда везли хлеб: Перевлес был крайней точкой, куда по Проне могли подниматься суда. Отсюда баржи везли зерно в Москву и Нижний Новгород, тамошние цены на хлеб определял Перевлес!
Население села жило не столько хлебопашеством, сколько за счет сдачи внаём амбаров под засыпку зерна. А контролировал этот узел торговых путей помещик Барыков. Само собой, он был далеко не бедным человеком:). Кроме того, через Перевлес проходила большая дорога из Пронска на Спасск и Шацк; берега Прони соединял мост. И весь этот узел торговых путей принадлежал в первой половине XIX в. помещику И.И. Барыкову – богатейшему человеку Рязанской губернии, владельцу 5 тысяч душ, да ещё и зарабатывавшему миллионы на винных откупах.
Барыков решил увенчать Перевлес своего рода «Александрийским маяком». Помещик мог позволить себе не только дорогостоящую постройку, но и дорогостоящий проект. Ранее на этом месте существовала старая деревянная церковь с таким же названием, о чем она упоминается в писцовых книгах за 1628 год. Старинное село Перевлес в качестве пустоши также упоминалось в этой писцовой книге за 1628 год, где сказано, что в селе имеется деревянная церковь Рождества Богородицы. Церковной земли значилось пятнадцать четвертей в поле и сенных покосов пятнадцать копен. В приход церкви входил двадцать один двор помещиков и детей боярских, четыре митрополичьих двора, сто десять дворов крестьянских и одиннадцать дворов бобыльских. В XIX веке село принадлежало помещику И. И. Барыкову. В 1824 году он задумал построить там каменную церковь вместо старой деревянной. Для этого этот гражданин, купец Барыков выделил немалую сумму денег из своих средств. Было получено разрешение Духовной Консистории, и вскоре началось строительство столь крупной каменной церкви. В 1839 году после окончания стройки новый храм был освящен во имя Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. Храм строился 15 лет. Это недолго – для такого-то колосса. В то время на Истьинском чугунолитейном заводе в Истье у Хлебникова возводил церковь знаменитый архитектор Василий Петрович Стасов. Есть вероятность, что вот тогда-то и заказал у Стасова проект грандиозного храма Барыков. Ведь Стасов продолжал работать и в 20-х годах и даже в 30-х годах ХIХ века. 1827-1835 годами датируется его Троицкий собор в Петербурге, мощная ротонда которого как бы предвосхищает ротонду церкви в Перевлесе. Сильно вынесенный на кронштейнах карниз нижнего цилиндра перевлесской колокольни тоже находит прообраз в стасовском творчестве: таков карниз знаменитой его колокольни в селе Грузине Новогородской области (1815).
Поиски автора проекта храма в Перевлесе – интереснейшая исследовательская задача. Архитектуру когда-то назвали «застывшей музыкой».
«При взгляде на храм с юга или северо-востока все его колонны – портиков, апсиды и ротонды – образуют мощную систему ритмических вертикалей, к которым присоединяются колонны колокольни. Такое поистине «органное звучание» колоннад делает церковь уникальной» (Г.К. Вагнер, рязанский искусствовед). Прекрасный памятник стиля ампир с отдельными чертами более ранней эпохи зрелого классицизма – церковь в Перевлесе живописно стоит посреди села, возвышаясь над равнинной местностью у излучины р. Прони. Службы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы продолжались до 1936 года, потом храм был закрыт и с того времени началось его постепенное разрушение... За несколько десятков лет здание обветшало; крыша обвалилась, стены покрылись трещинами, фрески на стенах год от года осыпались, лепнина повредилась, часть из которой была «сбита» вандалами. С 2012 по 2014 год производилась небольшая реставрация, были перекрыты железной кровлей крыша и купол храма. После чего деньги закончились. Остается надеяться, что былое величие Перевлеса и его храма когда нибудь возродится.
АРХИТЕКТУРА БОГОРОДИЦЕРОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЦЕРКВИ: Церковь имеет продольно‑осевую трёхчастную композицию, составленную из отдельных чётко артикулированных объёмов: центрического храма, продолговатой трапезной и круглой в плане колокольни. Храм (холодная или настоящая церковь) представляет собой ротонду на двусветном четверике, украшенном по бокам шестью колонными римско-дорическими портиками под треугольными фронтонами (все колонны белокаменные, крайние сдвоены). С востока выступает полукруглый алтарь с шестью белокаменными дорическими полуколоннами. Причём в портиках колонны поставлены на простейшие кубические постаменты, а пилястры на стене четверика, равно как и полуколонны апсиды, постаментов не имеют. Из-за этого возникает странная разница в пропорциях колонн, пилястр и полуколонн. Северный и южный фасады четверика построены по традиционной схеме в три оси проёмов. Над нижними стройными прямоугольными проёмами (дверь, фланкированная окнами с белокаменными подоконниками на парных мутулах) расположены верхние квадратные окна, отделённые внизу белокаменным карнизом. Под пятью нижними окнами апсиды (среднее ложное) проходит белокаменный карниз, а над ними вместо окон верхнего света устроены плоские ниши, также отделённые внизу карнизом. Фасады четверика и апсиды завершены единым трёхчастным антаблементом простой профилировки. Карниз с дорическими мутулами, украшенными гуттами, и архитравы портиков сделаны из белого камня, на фризе северного портика сохранились остатки ампирной лепнины с мотивами розеток, «алагерки», пальметт и аканфа. Фасады венчающей купольной ротонды монументальных пропорций внизу имеют невысокий цоколь, покрытый квадровым рустом и отделённый белокаменным карнизом. Стены ротонды прорезаны двенадцатью стройными арками окон с белокаменными импостами и подоконниками и украшены парными коринфскими полуколоннами также из белого камня. Полуколонны не имеют баз и поставлены на кубические постаменты, соединяющиеся внизу со сплошным белокаменным стереобатом. Лепные капители тонкого рисунка почти везде утрачены. Над куполом возвышается цилиндрический фонарик, опоясанный балконом с ажурной металлической решёткой на белокаменном постаменте. Простенки между четырьмя прямоугольными окнами фонарика заняты парными ионическими полуколонками из белого камня (лепные капители утрачены), поддерживающими антаблемент также выполненный из белого камня. Фонарик увенчан куполком, несущим яблоко с крестом. На фасадах двусветной трапезной с небольшими угловыми скруглениями доминирует мотив тройного римского окна с аркой в верхнем свету и разделительными белокаменными дорическими полуколонками малого ордера между нижними проёмами. Полуколонки, поставленные на постаменты, несут неполный антаблемент с гладким фризом и карнизом на мутулах. Широкий пояс под белокаменным архивольтом арки украшен богатой ампирной лепниной (сохранилась лишь на северном фасаде). По сторонам от римского окна в два света расположены обычные окна, сходные с окнами четверика: прямоугольные нижние стройных пропорций с веерными белокаменными перемычками и малые квадратные верхние. Под верхними окнами, кое где сохранившими рамочные штукатурные наличники, проходит белокаменный карниз. Стены под карнизом обработаны ленточным рустом, а скруглённые углы трапезной сплошь покрывает квадровый руст. Фасады завершаются белокаменным карнизом большого выноса, что не совпадает с членениями четверика и алтаря, завершённых трёхчастным антаблементом.
Колокольня храма достигает 70 метров и, по словам специалистов, не имеет аналогов в русской архитектуре — это пять цилиндрических ярусов (два из которых полуяруса), стоящих на четверике (да ещё и с колоннадой!), похожая на маяк. (К слову, высота колокольни Рязанского Кремля- 82,5 м.). Она пониже тех колоколен, что возвышается в рязанском Пощупове (80 м) ( в Иоанно-Богословском монастыре) или в Гусе-Железном (70 м) (Свято-Троицкий храм), но остается вопрос: зачем понадобилось возводить такую вертикаль, видную на десятки километров в русской глуши? Ведь второй круглой пятиярусной колокольни в России больше нет (и в Пощупово, и в Гусе, и в Рязанском кремле — все по четыре яруса)Нижний ярус украшен тремя фронтонными портиками из четырёх сдвоенных римско-дорических колонн каждый. Белокаменным колоннам на постаментах соответствуют пилястры без постаментов. Портики колокольни, подобно портикам храма, завершены трёхчастным антаблементом с белокаменными архитравами и дорическими карнизами. На фризе сохранились остатки лепнины. Участки стен между портиками оформлены полукруглыми арочными нишами. Три входных портала оформлены в виде арок с белокаменными архивольтами и импостами. В каждую арку вписан проём меньших размеров с лучковой перемычкой, отделяющей верхнее окно-люнет.
Между первым и вторым ярусом сделан промежуточный полуярус. Перекликаясь с нижней частью ротонды храма, стены полуяруса покрыты квадровым рустом. В верхнем поясе, отделённом карнизом, по странам света сделаны четыре окна-люнета, чередующиеся с полуциркульными нишами. Карниз и архивольты ниш и окон – белокаменные.
Второй ярус с мощной гладью стен прорезан четырьмя прямоугольными окнами в колонных эдикулах и завершён карнизом на каннелированных белокаменных консолях, образующих единый консольный фриз. Белокаменные дорические полуколонки эдикул на кубических постаментах, несущие фрагменты двухчастного антаблемента с карнизом на мутулах, перекликаются с оформлением тройных римских окон трапезной.
Третий ярус решён в виде импозантной круговой колоннады ионического ордера – самой узнаваемой детали колокольни. Белокаменная колоннада из шестнадцати колонн и с металлическим ограждением между ними опоясывает стены яруса, покрытые французским рустом. По странам света устроены четыре прямоугольных входных проёма. Все лепные ионические капители утрачены кроме двух фрагментов. Колоннада завершена трёхчастным антаблементом с белокаменными архитравом и карнизом на мутулах.
Четвёртый ярус, как бы вырастающий из предыдущего, снова обыгрывает мотив глухой стены, покрытой французским рустом и прорезанной лишь четырьмя сравнительно небольшими арками звона. Каждая арка расчленена антаблементом на белокаменных колонках. Нижний трёхчастный проём более широкий, чем верхний полуциркульный. Таким образом звоны трактованы наподобие окна-серлиана. Однако широкий белокаменный архивольт арки зрительно укрупняет её верхнюю часть. В целом оформление звонов перекликается с тройными окнами трапезной.
Пятый ярус звона с четырьмя стройными арками и квадровым рустом стен перекликается с ротондой храма. Он декорирован сдвоенными коринфскими полуколоннами на постаментах и завершён верхним полуярусом-резонатором с круглыми окошками. Колокольня увенчана куполом, несущим крест на необычном двойном яблоке и белокаменном постаменте.
Колокольня и трапезная соединены крытым переходом с антовыми двухколонными портиками на фасаде. Ордерные членения нижнего яруса колокольни и перехода едины. Внутри церкви неплохо сохранились витые лестницы по двум сторонам от входа в колокольню из внутреннего помещения церкви, элементы лепных украшений внутренних колонн и изображения Святых на стенах.
Все основные объёмы церкви в Перевлесе выложены из кирпича (в среднем 24х7х13 см) верстовой кладкой с нижней подрезкой. В скруглённых углах трапезной, обработанных рустом, кладка тычковая, а в рустованной части ротонды – ложковая. На фризе ротонды храма кладка сделана в виде веерных перемычек над каждым интерколумнием и уложена на железных связях. Белокаменная кладка перемычек портиков также сделана по железным связям. Портики перекрыты вспарушенными кирпичными сводами. Внутри храма, перекрытого купольной ротондой на парусах и отделённого от алтаря, перекрытого конхой, стеной с тремя арками, сохранились фрагменты живописи и штукатурные лепные карнизы с модульонами и розетками. Живопись соединяет классицистические мотивы и академическую манеру фигуративных изображений с мотивами русско-византийского стиля и может быть широко датирована серединой XIX века. Возможно было два периода отделки интерьера. В таком случае к более ранней ампирной стилистике следует отнести выразительный фриз под карнизом в основании ротонды, с гризайлевой имитацией рельефных украшений, а также лепное убранство. В остальных росписях доминируют русско-византийские орнаменты. В четверике в простенках между окнами в арочных рамах помещены ростовые изображения святых, а под окнами верхнего света в тондо – поясные. В ротонде в арочных рамах – изображены двенадцать апостолов в рост. В интерьере четырёхстолпной трёхнефной трапезной, перекрытой парусными сводами, особенно эффектно решена западная часть с парными греко‑ионическими деревянными колоннами, отделявшими ныне утраченные хоры от основного пространства. Вероятно эти колонны хорошо корреспондировали с несохранившимися иконостасами приделов. От хоров сохранились остатки винтовых лестниц с ажурными металлическими перилами с мотивами меандра. Антаблемент, проходящий между нижними и верхними окнами, сохранил остатки ампирной лепнины. Мутулы были украшены ростовыми фигурками ангелов, а промежутки карниза – щитами с детскими головками херувимов. На полу в храме и трапезной сохранилась метлахская плитка синего, жёлтого и красного цветов, выложенная узором в виде шестиконечных звёзд. В нижних окнах трапезной остались ажурные металлические решётки. Также сохранились подлинные деревянные двери четверика и трапезной, обшитые листовым железом. Внутреннее структурное устройство колокольни весьма своеобразно. На высоту двух нижних ярусов с полуярусом объём имеет двойную оболочку (ротонда в ротонде). В третьем ярусе внешняя ротонда завершается ионической колоннадой, а внутренняя ротонда продолжается четвертым и пятым ярусами с верхним полуярусом-резонатором, как бы вырастая из внешней оболочки. Пространство между двух оболочек занято круговой белокаменной лестницей на коробовых кирпичных сводах, ведущей на колоннаду. Круглые помещения внутренней оболочки в первом и втором ярусах были перекрыты купольными сводами (проломлены). Верхние ярусы сохранили остатки деревянных перекрытий. Из подробного описания и анализа форм церкви в селе Перевлес ясно, что столь высококачественная архитектура обязана своим появлением незаурядному архитектору. Однако важным вопросом является авторство проекта. Г. К. Вагнер и С. В. Чугунов в своё время пытались приписать церковь архитектору В. П. Стасову, строившему храм Рождества Христова в селе Истье (1808-1816), расположенном неподалёку. Стилистически церковь в Перевлесе, за исключением колокольни, не слишком близка довольно узнаваемому почерку Стасова, любившего мощные и лапидарные формы и минимум декора. Скорее церковь можно соотнести с лучшими произведениями главных архитекторов московского ампира: Д. Жилярди и О. Бове. Однако ни одна храмовая постройка какого-либо из двух архитекторов не имеет прямых аналогий с церковью в Рождества Богородицы. Известна личность заказчика храма и владельца имения в Перевлесе – миллионщика и мецената Ивана Ивановича Барыкова, начавшего карьеру «неслужилым дворянином», но получившего под конец жизни чин действительного статского советника за благотворительность. Барыкова награждали чинами, например в 1840 г.: «за понижение цен в Рязанской губернии». В том же голодном 1840 году «за усердное содействие к понижению цен на хлеб» крепостному Барыкова, крестьянину села Перевлес, Кирилле Григорьевичу Можарову была пожалована золотая медаль на аннинской ленте.
Иван Барыков получил состояние после кончины отца в 1817 г., а затем по смерти бездетного брата Василия стал единоличным владельцем капитала и в дальнейшем приумножил его, занимаясь винными откупами и ростовщичеством, а также вероятно хлебной торговлей. В Перевлесе у него была усадьба. Помимо богато отделанного барского дома, в имении существовало обширное хозяйство. Здесь Барыков постоянно проживал до преклонных лет, когда перебрался на жительство в Москву. В Москве Барыков владел усадьбой на Новинском бульваре, а в 1851 г. по обету после своего выздоровления он устроил Барыковскую богадельню для престарелых женщин. В 1922 г. Дурнов переулок, где располагалась богадельня был назван Барыковским.
Каждый четверг в Перевлесе устраивалась ярмарка. Торг в этих местах существовал ещё с XVII века, и село Перевлес с пристанью и переправой через Проню было так сказать стратегически важным пунктом. С осени производители и перекупщики свозили из южных уездов сюда зерно, оставляли его на складах, арендованных в т.ч. у Барыкова и других владельцев, а весной товар грузили на баржи и отправляли водным путём в Москву, Нижний Новгород и др. места. Пристань в Перевлесе имела весьма большое значение для жизни села. Таким образом сходство колокольни храма с маяком, вероятно, не случайно.
И. И. Барыков был активным храмостроителем. Он построил или возобновил на свои деньги около десяти храмов, однако далеко не все из них известны. Одновременно с церковью в Перевлесе, в 1824 г. Барыков начал строить церковь Рождества Богородицы в селе Лошатово Зарайского уезда Рязанской губернии, в приходе которого было сельцо Барыково (Венёвский уезд Тульской губернии), где жил покойный брат Василий. Лошатовская церковь Рождества Пресвятой Богородицы не сохранилась (взорвана в сер. ХХ века).
Известно, что с 9 декабря 1826 г. по 19 сентября 1829 г. И. И. Барыков числился дежурным смотрителем архитекторской школы при Экспедиции Кремлёвского Строения (ЭКС). Интересен тот факт, что незадолго до поступления на службу, Барыков пожертвовал той же Экспедиции пять тысяч рублей. Безусловно там он мог свести знакомство с лучшими московскими архитекторами, и скорее всего само поступление на эту службу и было необходимо Барыкову для реализации его строительных замыслов. Все сведения, которые удалось разыскать о заказчике церкви Рождества Богородицы в Перевлесе, несомненно проливают свет на жизнь и круг интересов просвещённого миллионщика-благотворителя.
В Музее Академии Художеств (НИМ РАХ) хранятся два чертежа одной и той же церкви: разрез и план. Чертежи не подписаны, на масштабной линейке нет пометок. В каталоге музея они не атрибутированы и значатся, как «чертежи неизвестной церкви». Однако при первом же взгляде, очевидно, что это проект храма в Перевлесе. Проект немного отличается от воплощённой в натуре постройки. Алтарь на чертеже подковообразный, а не полукруглый. Соединительный переход между трапезной и колокольней предполагался не закрытым, а в виде открытой колоннады. Венчающая ротонда в проекте имеет восемь окон, в то время как в натуре их двенадцать, вдобавок габариты всей холодной церкви были сделаны несколько больше, чем на чертеже. Наконец, в интерьере трапезной отсутствуют пары колонн, поддерживающих хоры. Вот, собственно говоря, и все различия. В остальном церковь на чертежах практически идентична храму в Перевлесе. В данной статье была сделана попытка дать широкий архитектурный контекст одного замечательного памятника классицизма Рязанского края – церкви Рождества Богородицы в селе Перевлес. Однако до полной ясности в вопросе об авторстве проекта к сожалению ещё далеко. Деловые связи заказчика храма И. И. Барыкова с московской Экспедицией Кремлёвского Строения также наталкивают на мысль о том, что автора церкви в Перевлесе следует искать среди круга архитекторов московской школы. Следует добавить, что в 2013 г. заброшенный храм вернули РПЦ. Начались восстановительные работы, довольно впрочем спорные с точки зрения профессионализма исполнения. Была сделана техническая кровля над трапезной и апсидой и новая купольная кровля на ротонде, стены которой оштукатурили и побелили. В интерьере четверика воздвигли новый эклектичный иконостас, мало соответствующий архитектуре храма. Наиболее сложные работы планировались в колокольне, где разрушающаяся в нескольких местах колоннада была укреплена временными металлическими стойками. Однако по причине отсутствия средств в приходе работы приостановились, и сегодня храм снова полузаброшен. Единственные обитатели перевлесского храма теперь — голуби да ласточки, самая настоящая птичья «коммуналка». Стоящий рядом с колокольней одноэтажный домик с рустованными стенами (бывшее приходское училище) современен храму и выразительно подчеркивает его монументальность.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал.
Надеюсь, дальше будет только интереснее! Отдельное спасибо, что дочитали до конца!