Кто впервые сел за орган в Арнштадте, кто рассмешил Милан в Ла Скала, а кто вернул оперу к жизни после войны? Герои 14 августа в истории классической музыки.
Юный Бах на пороге славы
14 августа 1703 года
18-летний Иоганн Себастьян Бах вступил в свою первую должность органиста — в новой церкви Арнштадта. Юный гений с энтузиазмом занял место за органом, поражая прихожан виртуозной игрой. Однако его пылкий характер быстро проявился: спустя два года Бах самовольно покинул службу, пешком отправившись на 300 километров слушать великого Букстехуде в Любеке — и задержался там на несколько месяцев! Вернувшись, он получил выговор от церковного начальства и даже дрался на улице с местным гобоистом из-за студенческих оскорблений. Тем не менее, совет церкви не спешил прогонять дерзкого органиста. Они чувствовали — перед ними талант исключительный, и были правы: именно с этой маленькой церкви начался путь Баха к бессмертной славе.
Как Россини рассмешил Милан
14 августа 1814 года
Миланский театр Ла Скала огласился смехом и аплодисментами на премьере новой оперы «Турок в Италии» молодого Джоаккино Россини. 22-летний композитор представил публике дерзкую комическую историю о влюбчивом турецком принце и кокетливой итальянке. Необычно длинное вступление оперы началось с задумчивого соло валторны, но вскоре музыка перешла в искромётный весёлый тон — Россини явно играл с ожиданиями слушателей. Критики отметили, что автор вдохновлялся Моцартом и его «Так поступают все женщины», которую незадолго до того ставили на той же сцене. Итальянская публика была в восторге: «Турок в Италии» сочетала яркую музыку и остроумный сюжет, позволив забыть на время о тревогах Европы на исходе наполеоновских войн. В этот вечер в Ла Скала окончательно утвердился Россини — новый мастер комической оперы, подаривший Италии повод смеяться и петь от души.
Когда шум стал музыкой
14 августа 1910 года
Родился Пьер Шеффер — французский инженер, композитор и человек, изменивший само понятие музыки в XX веке. Шеффер прославился как отец «конкретной музыки», составленной из записанных звуков окружающего мира. В послевоенном 1948 году он представил дерзкий эксперимент: вместо привычных инструментов использовал в композиции шумы природы и техники. Завывание локомотивов, шум ветра, звон колоколов — всё это стало для него оркестром. Скептики поначалу воротили нос: мол, как можно на равных ставить скрипку и скрип двери? Но Шеффер уверенно прокладывал путь новой эстетике. Его работы заложили основу электронной музыки и сэмплирования — сегодня эти приёмы используются повсеместно. Каждому звуку, даже случайному, нашлось место в музыке благодаря новатору. День рождения Пьера Шеффера теперь отмечают все любители электронного авангарда как символ рождения новой звуковой вселенной.
Триумф Вагнера в Байройте
14 августа 1876 года
На сцене специально построенного Рихардом Вагнером театра в Байройте шёл второй вечер грандиозного премьерного фестиваля. Зрители замерли в предвкушении: впервые в истории исполнялся полный цикл «Кольцо нибелунга». В этот день давали оперу «Валькирия» — вторую часть тетралогии. В зале присутствовали особы высочайшего ранга: сам немецкий император Вильгельм I и бразильский император Педру II сидели плечом к плечу с великими композиторами того времени — среди гостей были Пётр Чайковский, Камиль Сен-Санс, Ференц Лист, Антон Брукнер и другие светила. Для 63-летнего Вагнера этот фестиваль был осуществлением мечты длиною в четверть века: собственный театр с идеальной акустикой, скрытый оркестр и публикой, съехавшейся со всего мира. Когда грянули первые аккорды «Полёта валькирий», Байройт пережил момент, ставший легендой. Вагнер доказал, что его концепция «совершенного искусства» — не утопия. С этого дня маленький Байройт превратился в мекку опероманов, а «Кольцо» навсегда вошло в историю как один из величайших музыкальных эпосов.
Конец эпохи советской музыки
14 августа 2007 года
В Москве скончался Тихон Хренников — композитор и могущественный чиновник, олицетворявший собой целую эпоху в истории русской музыки. Хренников возглавлял Союз композиторов СССР с 1948 по 1991 год, оставаясь «главным по музыке» при трёх поколениях власти — от Сталина до Горбачёва. За пределами России он получил печальную славу как неутомимый борец с любыми новаторскими веяниями. Именно Хренников возглавил пресловутую кампанию 1948 года против «формалистов» в музыке — громил в официальных речах гениальных Прокофьева и Шостаковича, обвиняя их в упадничестве и буржуазности. Его имя стало символом той эпохи, когда творчество композиторов оценивали не только слушатели, но и партийные инстанции. В то же время некоторые современники отмечали и позитивную сторону: мол, Хренников нередко прикрывал коллег от самых жёстких репрессий и выбивал для них заказы и поездки, которые иначе были бы невозможны. Как бы ни относиться к его наследию, факт остаётся фактом: с уходом 94-летнего Тихона Хренникова закончилась огромная глава советской музыкальной истории. Наступила новая эпоха — время, когда музыка в России окончательно освободилась от идеологической опеки и зазвучала многоголосьем свободного творчества.
История дня: Опера, пережившая войну
14 августа 1952 года на Зальцбургском фестивале наконец-то состоялась долгожданная премьера оперы Рихарда Штрауса «Любовь Данаи». Этого события ждали 8 лет — настолько путь оперы к сцене оказался драматичным. Штраус закончил партитуру ещё в 1940 году в разгар Второй мировой, и планировал премьеру на август 1944-го в честь своего 80-летия. Летом 1944-го шли репетиции в Зальцбурге, дирижёр Клеменс Краус готовил постановку. Но после покушения на Гитлера 20 июля министр пропаганды Йозеф Геббельс объявил в Третьем рейхе режим «тотальной войны» и приказал немедленно закрыть все театры. Первое представление отменили. Вместо него нацистские власти позволили лишь один-единственный закрытый прогон — 16 августа 1944 года в Зальцбурге опера прозвучала для композитора и горстки приглашённых счастливчиков в формате генеральной репетиции. Во время этого тайного исполнения сам Рихард Штраус сидел в зале. На потрясающей по красоте заключительной сцене он не сдержал эмоций: встал, подошёл ближе к оркестру и, переводя дух, произнёс со слезами на глазах: «Возможно, мы встретимся снова в лучшем мире…» — и больше не смог говорить. Так великий композитор прощался со своим творением, не зная, суждено ли ему когда-либо увидеть его на публике.
К счастью, «Любовь Данаи» выжила в буре истории. Спустя три года после смерти Штрауса, в мирное лето 1952-го, опера наконец ожила на большой сцене Зальцбурга. Зрители услышали изящное переплетение греческого мифа и комедии, которое мастерски воплотил Штраус. Постановка имела успех — публика приветствовала опоздавшую премьеру стоя. Так опера Штрауса, пережив войну и долгие годы молчания, обрела новую жизнь, доказав, что настоящее искусство умеет ждать своего часа и побеждать любые преграды.
Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
#классическаямузыка #историямузыки #музыкальныйкалендарь #14августа #Бах #Россини #Вагнер #Штраус #ЛюбовьДанаи #Зальцбургскийфестиваль #Шостакович #ПьерШеффер #электроннаямузыка #Хренников #опера #симфония #барокко #романтизм
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.