В этот день рождались изобретатели инструментов и композиторы, уходили великие мелодисты, случались премьеры и трогательные прощания. 13 августа в истории классической музыки.
Рождение изобретателя кларнета
13 августа 1655 года
В семье немецкого мастера родился Иоганн Христоф Деннер — человек, которому суждено было подарить музыке новый голос. В своей небольшой нюрнбергской мастерской Деннер экспериментировал с деревянными духовыми инструментами. Он совершенствовал простой народный шалюмо, добавляя секции и клапаны, и около 1690 года на свет появился совсем новый инструмент — кларнет. Этот яркий духовой отличался большей подвижностью и выразительностью звука и быстро завоевал место в оркестре. Классический шестиклапанный кларнет стал неотъемлемой частью эпохи рококо. Им восхищались придворные и композиторы, ведь изобретение Деннера подарило оркестру то самое «сочное» низкое звучание, без которого сегодня невозможно представить ни симфонию Моцарта, ни оперу Россини.
Учитель великих композиторов: Саломон Ядассон
13 августа 1831 года
Родился Саломон Ядассон — ныне не слишком известный композитор, но выдающийся музыкальный педагог своего времени. Ядассон преподавал в Лейпцигской консерватории и за десятилетия воспитания молодых талантов снискал славу мудрого наставника. В числе его учеников были будущие звёзды музыкального Олимпа: Ферруччо Бузони, Фредерик Делиус, Зигфрид Карг-Элерт, Эмиль Резничек и даже дирижёр Феликс Вейнгартнер. Сам Ядассон учился композиции у Морица Гауптмана и Игнаца Мошелеса, брал уроки у Ференца Листа и был блестящим пианистом. Он принадлежал к поколению немецких романтиков середины XIX века, писал симфонии, концерты, камерную музыку. Хотя его собственные сочинения с годами отошли в тень, вклад Ядассона как наставника поистине неоценим — через своих учеников он повлиял на развитие европейской музыки рубежа веков, оставаясь скромным героем за кулисами великих свершений.
Импрессионист английской музыки: Джон Айрленд
13 августа 1879 года
В викторианской Англии конца XIX века, на волне возрождения национальной музыкальной культуры, появился свой импрессионист. Джон Айрленд, родившийся 13 августа 1879 года, прожил детство, похожее на сюжет романа: младший из пятерых детей, он рано потерял обоих родителей и нашёл утешение в музыке. Айрленд учился в Королевском музыкальном колледже у знаменитого Чарльза Вильерса Стэнфорда — наставника целой плеяды британских композиторов того времени. Впитав основы строгой немецкой классики и одновременно вдохновляясь гармониями Дебюсси и Равеля, Айрленд сформировал свой стиль, который исследователи называют «английским импрессионизмом». Он почти не писал симфоний или опер, предпочитая камерную музыку и песни на стихи английских поэтов. Его проникновенные хоровые произведения до сих пор звучат в соборах Великобритании. Джон Айрленд прожил долгую жизнь, став музыкальным летописцем своего поколения — времени, когда британская музыка вновь обрела самобытный голос.
Новатор из России: Леонид Половинкин
13 августа 1894 года
На далёкой сибирской станции Тобольской губернии родился Леонид Половинкин — будущий новатор советской музыки. Его путь необычен: параллельно с юрфаком Московского университета Половинкин поступил в консерваторию, где его наставниками стали Николай Мясковский и Рейнгольд Глиэр. Молодой композитор быстро вошёл в круг авангардистов 1920-х: секретарь Ассоциации современной музыки, он писал дерзкие фокстроты вроде «Электрификата» и фортепианные циклы-впечатления, экспериментируя со звуком города. Половинкин одним из первых внедрял в симфонии шумовые эффекты и джазовые интонации, когда и то и другое считалось вызовом академическим канонам. Но при этом его музыка умела быть и детски непосредственной: Половинкин сотрудничал с Наталией Сац и участвовал в премьере симфонической сказки «Петя и волк» Сергея Прокофьева, дирижируя оркестром для юных слушателей. Ему довелось творить в непростые времена — в 1948 году композитора заклеймили как «формалиста». Тем не менее, Леонид Половинкин оставил яркий след: его поиск нового языка, смелость и любознательность сделали его музыку живым отражением эпохи, полной перемен и противоречий.
Ушёл великий мелодист: память о Жюле Массне
13 августа 1912 года
В пригороде Парижа закрылись навсегда глаза человека, чьи мелодии покоряли сердца Европы. Жюль Массне, прославленный французский композитор, скончался в этот день в возрасте 70 лет. Массне был настоящим кумиром оперной сцены на рубеже XIX–XX веков, одним из последних великих мелодистов романтизма. Его оперы — от лиричной «Манон» и страстного «Вертера» до экзотической «Таис» — шли на лучших сценах мира, а для русского баса Фёдора Шаляпина композитор специально написал оперу «Дон Кихот». Современники обожали его музыку за красоту и чувственность, но уже через несколько лет после смерти маэстро вкусы публики изменились. Оперы Массне почти перестали ставить, считая их старомодными. Лишь в 1970-х годах началось повторное открытие его наследия. Сегодня «Элегия» Массне звучит как символ ушедшей эпохи, а его лучшие оперы возвращаются на мировые сцены, напоминая нам о том, как нежны и прекрасны могут быть мелодии французского романтизма.
История дня: Кольцо нибелунга гремит в Байройте
13 августа 1876 года в баварском городке Байройт сбылась мечта композитора Рихарда Вагнера: в новеньком театре с особой акустикой впервые прозвучал полный цикл эпического «Кольца нибелунга». Оперный марафон открывался прологом «Золото Рейна» именно в этот день, продолжился на следующий «Валькирией», а затем, после дня отдыха, мир впервые услышал «Зигфрида» и «Гибель богов». На премьеру съехался весь цвет европейской культуры — казалось, здесь собрались гости не только со Старого Света, но и из заморских стран. Очевидцы вспоминали, что на улицах Байройта царило небывалое оживление: толпы поклонников оперы, знати и художников со всего света заполонили город. В зале в тот вечер сидели коронованные особы — сам император Германии Вильгельм I и император Бразилии Педру II прибыли послушать вагнеровские творения. Появился инкогнито и король Баварии Людвиг II, давний покровитель Вагнера, неофициальный соавтор этого триумфа. Когда оркестр грянул первые могучие аккорды вступления, переполненный театр, затаив дыхание, погрузился в мир древних богов и героев.
Премьера превзошла самые смелые ожидания. После окончания «Золота Рейна» публика, включая венценосных особ, разразилась оглушительной овацией и скандировала имя Вагнера — композитора вызывали на поклон безуспешно минут 15. Но маэстро появился только в финальный вечер цикла. Когда же 17 августа отгремели последние аккорды «Гибели богов», зал накрыл фанатический восторг: зрители размахивали платками и цилиндрами, выкрикивая благодарности на десятке языков, пока растроганный Вагнер не вышел к публике. Так завершился первый Байройтский фестиваль — событие, которое современники назвали поворотным для всей оперной истории.
Оперная эпопея, над которой Вагнер трудился более 25 лет, предстала перед изумлённым миром как единое целое. Длиною более 15 часов, «Кольцо нибелунга» поразило всех масштабом замысла и новаторством музыкальной драматургии. Оркестр невиданного состава с «вагнеровскими тубами» и гигантскими трубами нибелунгов создавал волны звука, затопляя пространство. Специально построенный театр спрятал оркестр в оркестровую яму, чтобы ничто не отвлекало от мифа на сцене. Лили Леман, молодая сопрано из вагнеровской труппы, позже признавалась, что те байройтские ночи остались в её памяти окружённые сиянием:
«Ничто не заставляло моё сердце биться так, как первые таинственные звуки Рейна, когда я должна была вознести голос над ними… Это было колдовство, не утратившее силы с годами» — вспоминала позже певица.
После финального аккорда публике казалось, что они пережили нечто величественное и судьбоносное. Марк Твен, побывавший на фестивале позже, называл Байройт «святилищем святого Вагнера». Критики писали, что Вагнер открыл новую эру музыки, достиг «берегов невозможного». С тех пор каждый август Байройт собирает паломников оперы на очередной праздник вагнеровского искусства — но самым первым был тот исторический день, 13 августа 1876 года, когда эпос о Кольце нибелунга впервые огласил мир победным звуком медных труб.
Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
#классическаямузыка #историямузыки #музыкальныйкалендарь #13августа #опера #оркестр #импрессионизм #романтизм #авангард
#кларнет #ИоганнДеннер #СаломонЯдассон #ДжонАйрленд #ЛеонидПоловинкин #ЖюльМассне #Вагнер #КольцоНибелунга #Байройт #немецкаямузыка #британскаямузыка #русскаямузыка #французскаямузыка #композиторы
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.