Две недели, три Республики, почти заехали в Монголию - рассказываю про кольцевой маршрут с проездом по дороге, которой нет. 3000 км приключений - что успели посмотреть по пути.
Планирование поездки
Скорее всего, поездка на Алтай образца 2025 года стала бы очередной обычной поездкой со съездами направо и налево от Чуйского тракта к какому-нибудь водопаду, озеру или перевалу.
Если бы мне не приспичило поехать в Красноярск, где в планируемые даты поездки должен был пройти пятый этап RDS GP (это такой чемпионат по дрифту). Очень мне туда хотелось, но где Алтай, а где Красноярск. Вот тогда мне и пришла в голову шальная мысль - из Алтая через Тыву и Хакасию поехать сразу в Красноярск!
Про существовании дороги между дальними селами Алтая и Тывы я узнала от Наташи, канал "Страшно красиво". Перевал Бугузун - знали про такой? Вот и я не знала, а он есть. Не для всех машин, и не для всех людей, а только со специальной бумажкой-пропуском, и для тех, у кого "слабоумие и отвага" - девиз по жизни🤣🤣🤣
Ну и Наташа же как-то писала статью, где высказала мысль, что просто так ездить туда/обратно скучно, кольцевыми маршрутами гораздо интереснее. Тут сложно не согласится, сама как-то ездила кольцевым через Омск в Казахстан, а обратно через Киргизию и Павлодар. Понравилось)
И вот как-то так сам собой сложился маршрут - по Чуйскому тракту до Кош-Агача 900 км, потом 100 км дороги которой нет в 2ГИС: от села Кокоря до села Кызыл-Хая, через перевал Бугузун, потом через Кызыл до Красноярска 1300 км и от Красноярска в Новосибирск еще 800 км. Всего около 3000 км - вообще не расстояние для автопутешествия длительностью две недели.
Что успели посмотреть
Так сложилось, что в этот раз я с "извозчиками "встречалась в Бийске, куда мы с дочерью добирались на ночном поезде (для тех, кто не знает: своей машины у меня нет, езжу пассажиром по принципу "идеи наши - бензин ваш").
Отъехав от Бийска заскочили к слиянию Бии и Катуни - месту, где рождается Обь. Где находится нормальная смотровая точка никто, конечно же, заранее не разузнал, поэтому смотрели со стороны Бийска, там, где Александро-Невская церковь, а надо было со стороны Верх-Обского, там, где музей Евдокимова.
Но был понедельник, музей не работал, поэтому и в Верх-Обское не поехали. Увидели рождение Оби как-то с краю, порадовались и этому и помчали дальше, в сторону Солонешного.
Водопады Шинок
Через Солонешное я хотела проехать давно - комментаторы Дзена высказывали про эту дорогу абсолютно противоположные мнения: от "ну чуть похуже Чуйского тракта" до "капец какая дорога". Мое мнение - дорога сначала нормальная, ближе с Солонешному становится сильно не очень, а после Усть-Кана становится опять нормальной.
Я больше люблю ходить, чем ездить, если честно. И когда есть возможность, с удовольствием добавляю в план радиальные вылазки. Помимо любопытства, узнать, что там за дорога на самом деле, в сторону Солонешного меня манили водопады Шинок. Три водопада высотой 19, 25 и 72 метра и эко-тропа протяженностью всего 4,5 км - заманчиво же звучит.
К началу эко-тропы, которая ведет к водопадам, туристов доставляют на санитарках/буханках и прочих специализированных для внедорожья авто. Мы, конечно же, поехали сами😅. И я вам честно скажу - не стоит ездить туда самим, пожалейте машину. Туда-то мы посуху доехали нормально (с визгами, писками и сорванным ремнем не помню чего, который обратно не хотел надеваться около часа), а вот после обеда зарядил дождь и окончательно испортил дорогу.
А вот обратно.... Потом мы рассуждали, что ехать по плохой дороге в темноте изначально было плохой идеей😂 Но это потом😂 А сначала мы долго преодолевали лужи и лавировали между торчащими из луж камнями, пока не сломали рулевую тягу, влетев со всей дури в валун мостом и всём, что рядом с ним. Валун мы видели и честно пытались объехать, но колея в грязевой жиже не дала нам шансов. До встречи с камнем проехали примерно половину пути... Ночевали частично в машине, частично в чудом оказавшейся в машине палатке. Ситуация из серии: “Как устроить приключение на ровном месте”. Спрашивается, что мешало заночевать вот так сразу на стоянке у начала эко-тропы, а выбираться оттуда, когда рассветет? Эх, задним умом все крепки🤓
На починку ушло полтора дня и очень повезло, что в Солонешном нашлись мастера, которые сломанную тягу смогли заварить, и не пришлось искать новую где-нибудь в Горно-Алтайске или Бийске.
А водопады чудесные, наверно, самые красивые и впечатляющие из всех, что я видела на Алтае. А ведь в прошлом году я ходила к Куркуре и Учару, так что есть с чем сравнить.
Тропа к водопадам нахоженная, и если бы не дождь, прогулка по ней была бы просто прогулкой, а стала... Нуууу не испытанием, но проверкой на прочность точно. Ходили вчетвером - я с дочерью и Наташа "Страшно красиво" с сыном - первый раз увиделись вживую и это было самое экстремальное знакомство в моей жизни!
И если бы не их компания, то к последнему водопаду под дождем мы бы с дочерью не пошли. А тут, поддерживая друг друга, подскальзываясь в грязи и переходя речки вброд, дошли до самого конца. Йййееехооооу!
Грот Махам и Денисова пещера
Пока чинилась машина, мы с дочерью провели замечательный день на границе Алтайского края и горного Алтая.
Сначала по эко-тропе протяженностью 800 метров и набором высоты в 200 метров сходили к гроту Махам - месту, где древние люди укрывались от непогоды. Ученые считают, что предки людей появились в этих местах около 800 тыс. лет назад.
Потом дошли до Денисовой пещеры. Ее сейчас активно благоустраивают и сильно дальше входа туристов не пускают. Нам повезло - разрешили пройти по свежепостроенной лестнице, по которой "еще не ступала нога туриста".
Пещера небольшая, и главное в ней не сама пещера, а то, что это возможность прикоснуться к истории человечества: здесь были впервые найдены ископаемые останки вымершего вида людей - денисовцев.
Мы же с дочерью совершили здесь свою находку - тайник игры "Геокэшинг". Потихоньку пробрались чуть вверх от пещеры и нашли клад! И в гроте Махам до этого нашли еще один😊
Через перевал Ябоган к Чуйскому тракту
Ябоган - младший брат Семинского перевала. Тоже на Семинском хребте, но пониже - 1492 метра над уровнем моря. Останавливаться не стали, красивых видов Усть-Канского района хватило по дороге.
Старая дорога через Чике-Таман
Чике-Таман - одно из самых красивых мест Алтая для меня. Не знаю почему, даже не собираюсь анализировать и искать причины. Мне там красиво - и этого вполне достаточно. Но в этот раз мы решили разнообразить маршрут и проехать по старой дороге - почему бы и нет?
Дорога вполне проездная. Да, не асфальт, но страшного в ней ничего нет, единственное, что она односторонняя и никак не разъехаться.
Чике-Таман вознаградил нас за выбор нетривиального маршрута двойной радугой.
Перевал и ретранслятор Ачик
Так как почти два дня у нас выпали на починку машины, то времени осталось только на подъем к одному ретранслятору вместо запланированных двух - Акташского и Ачикского. Выбирали просто - к Акташскому ездят все, кому не лень, и забросками, и на лошадях, и сами. Поэтому едем к Ачикскому👍
Проезд к Ачикскому перевалу начинается с моста через Чую у села Акбом.
Сначала дорога была вполне приличная, потом начались камни и ямки, проезды через горные речушки, крутые подъемы вверх - затяжные и не очень.
На одном крутых подъемов наш водитель, помня недавний опыт починки машины в полевых условиях, сказал: а идите вы все... пешком😂😂😂 Пока машина не перегрелась, не влетела опять в какой-нибудь камень и вообще пешком ходить полезно. Особенно в гору - тут вам и кардио, и силовая, и все бесплатно, да еще и с красивыми видами.
На фото букашка, обозначенная стрелочкой, это тот самый ретранслятор, к которому нам надо было дойти. Листайте галерею, там этот же ретранслятор я увеличила, чтобы вы понимали масштаб.
Виды сверху, конечно, обалдеть. Северо-Чуйский хребет и ледники Актру как на ладони. В другую сторону в ясную погоду открывается вид на Белуху, но как только мы поднялись к ретранслятору пошел дождь. Не показал нам в этот раз Алтай свою главную вершину, наверно, хочет, чтобы мы прям к ней подошли, а не издалека любовались🙃
Пешком туда и обратно ходили часа четыре, а может и пять. Ну и пока на машине еще, и как-то так получилось, что перевал Ачик занял у нас весь день. Пока ехали к Акташу, решили, что не поедем к Язулинскому каньону. Он изначально у нас был под вопросом: выезд по некоторым обстоятельствам сместился на два дня позже чем планировали и уже тогда было понятно, что чем-то запланированным придется жертвовать. Не стали заезжать и к большому Уларскому водопаду - темнело, да и впечатлений от Шинокских водопадов еще хватало.
Кош-Агачский район
Недостаток путевых точек компенсировали конной прогулкой. Дочь обожает лошадей и уезжать из Алтая, не прокатившись на лошадке, отказалась наотрез.
Но от заманчивого предложения подняться к леднику Актру на лошади мы все-таки отказались. Но галочку на будущее я себе поставила, Актру в планах есть и почему не на лошади вместо заброски🤔.
Кош-Агачский район - моя любовь. Бескрайняя и могучая Чуйская степь, наполненная пустотой, спокойствием и безмятежностью.
Пейзажи здесь больше монгольские, чем алтайские - полупустынная равнина в окружении гор. И здесь же находится самое инопланетное место Алтая - Марсовы поля.
Марс на Алтае
Туристы едут сюда толпами - и на своих машинах, и на экскурсионных автобусах. И правильно делают - ради такой красоты стоит ехать несколько сотен километров.
Но мы с дочерью решили сходить еще и до Марса-2. Туристы из автобусов туда не ходят - им дают один час, а его как раз хватает, чтобы досконально обойти весь Марс-1.
От Марса-1 к Марсу-2 ведет тропа протяженностью 3,5 км. Налегке дошли за 1 час 10 минут с остановками для фото - у кругов из камней и заброшенной штольни (все в галерее, листайте).
Второй Марс меньше первого, но не менее фотогеничен.
А чтобы получить еще больше впечатлений мы еще и на гору забрались за красивыми видами.
Перевал Бугузун
Прощание с Алтаем состоялось на 899 км Чуйского тракта.
Чуйский тракт поехал в Монголию, а мы поехали вдоль границы с Монголией, через Республику Тыву.
Но до границы еще доехать нужно было🤓 100 км дороги от Кокоря до Кызыл-Хая мы ехали полтора дня😅.
В принципе, высокий полноприводной кроссовер с водителем, у которого руки растут из плеч, проедет там за световой день запросто. Но мы поехали на Бугузун не просто так, а с "будкой за спиной" - кастомным сооружением, чем-то средним между строительной бытовкой и автодомом. Установлена эта дурилка на обычный двухосный прицеп. И если перед тем, как ехать к водопадам Шинок или на перевал Ачик, мы эту историю отцепляли, то по Бугузуну ехали уже "с обременением".
Фото "сооружения" не будет, - "будка", прицеп и машина, которая все это тянула, не мои, так что размещать их я права не имею, да и не хочу, если честно. В принципе, хозяин будки был не против, но конструкция "самоделки" достаточно спорная, и мне совсем не хочется, чтобы ее обсуждали в комментариях. Статья о путешествии, не хочется смещать фокус внимания читателей на полет фантазии чьей-то инженерной мысли.
Самая сложная часть до высшей точки перевала со стороны Алтая - проезд по руслу реки с огромными камнями. Периодически напрягал сильный уклон - я вспоминала школьный курс физики, гадая, при каком угле крена прицеп все-таки перевернётся. Ох, как же "будка" кренилась, зараза, но выстояла.
А сто км перевала Бугузун доя меня теперь номер один по красоте среди всех дорог мира.
Республика Тыва
Тыва началась для нас с поселка Кызыл-Хая с невероятно колоритной фотозоной на въезде.
И дальше этого колорита меньше не становилось - на главных путевых точках стоят "шалаши" с цветными сакральными лентами, много ступ и статуй Будды (листайте галерею).
Виды Тывы рядом с Монголией в лучах закатах невероятно волшебные.
Красноярский край
Закончилась Тыва для меня "Полкой" - самым длинным в стране противолавинным тоннелем длиной 1340 метров.
Через Саяны мы проскочили быстро, дорога там отличная. Вот с другой стороны, если ехать через Ак-Довурак и Абазу, Саяны намного интереснее, Проезжала там лет 10 назад, и еще бы прокатилась там с удовольствием. Но мы торопились, поэтому выбрали дорогу быструю, а не интересную.
Красноярск встретил нас плохой погодой. На Алтае были то дождь, то жара (когда мы оттуда выехали погода определилась и оставила только дождь, а Семинский перевал еще и посыпала снегом), в Тыве днем было очень жарко, вечером очень ветрено, а ночью очень холодно. Красноярск же встретил нас хмарью, дождем и холодом, сразу показав, что на солнышко и тепло нечего и надеяться.
Красноярск
В первый день мы успели ухватить кусочек хорошей погоды и заскочить в зоопарк, посмотреть жирафов и зебр - их нет в нашем, новосибирском, зоопарке.
В выходные лил дождь и машины на этапе RDS больше плавали, чем ездили, но удовольствие мы получили.
Сделали несколько фото с пилотами
Закончился этап вальсом финалистов.
А мы поехали домой. По дороге еще заехали в гости к двоюродной бабушке (а для дочери так и прабабушке) в деревню Кемеровской области, но это уже не имеет отношения к путешествию.
Обо всем будут большие отдельные статьи - не переключайтесь😉
Соберу несколько видео - со старой дороги через Чике-Таман, перевала Ачик, перевала Бугузун, автодороги к водопадам Шинок и пешей прогулки к водопадам Шинок. Но все это будет в премиум-аккаунте, который я все-таки решила завести. Туда же положу с прошлого года проезд по Ороктойскому перевалу, пешую прогулку к водопаду Учар, и еще пошукаю по закромам, насобираю материал.
💰Цену поставлю минимальную - 100 ₽, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие монетизации видео, а просто так время тратить на монтаж тоже не хочется.
Но статьи, как и раньше, будут на основном канале, тут ничего не изменится. Платно будет только видео, может это будет меня мотивировать им заниматься🤣
👉За оперативными новостями заходите в телегу - тык сюда.
Всем отличного окончания лета!!!!