Вряд ли я смогу сосчитать, сколько раз родители учеников начинали разговор о подготовке своего ребенка со слов «Боимся сдавать историю... Там же столько дат...» Может, и не дословно, но по смыслу верно. Их страх перед объемом фактов для истории вполне понятен. И даже отчасти обоснован. Но только отчасти.
Сегодня я хочу попробовать вас убедить, что этот страх сильно преувеличен, и мотивированный выпускник вполне способен одолеть этот объем за один учебный год, даже если он начал подготовку с нуля.
Сколько дат в «сотке» по истории?
Первая ошибка, которую частенько совершают начинающие – это стремление любой ценой «выучить много дат». Многие ребята на старте интересуются и спрашивают, сколько дат надо выучить? И совершенно не задумываются, что заучивание пустых цифр ничего не решит. Вы можете применять приемы мнемотехники, можете зубрить с утра до ночи – бесполезно. Не верите? А давайте это докажем, как говорится, #легкокакдваждыдва 😜
Поставим эксперимент. Выполните два задания:
✔ Задание 1. Попытайтесь запомнить пароль к... не важно к чему, пусть это будет просто «важный пароль».
Вот он - juviglrcljibggxl'jcvd
✔ Задание 2. Выучите историю: «Однажды грустный мальчик шёл по дороге к своему дедушке. Он шёл и плакал, потому что до экзамена оставалось совсем мало времени».
Да-да, я понимаю, что у 99 из 100 читающих этот пост мелькнула мысль «Что за бред? Зачем сравнивать несопоставимое?» (Допускаю, что эта мысль прозвучала даже совершенно неполиткорректно 😁) Но может быть (хотя я и не знаю наверняка) один из сотни все же сообразил, что это одна и та же история!
Наш «пароль» – это первые буквы моей же фразы «в другой кодировке», латиницей. И как только вы это понимаете – дай вам дешифратор (клавиатуру), и вот вы уже с лёгкостью воспроизводите безумное сочетание знаков, которое еще секунду назад казалось вам полной ахинеей....
Примерно так (если совсем грубо и на пальцах) выглядит разница между тем, как пытаются учить историю многие школьники и тем, как надо ее учить.
Учить не даты, а сюжеты
Ни один историк не скажет вам, что история – это даты. Так же, как строитель использует гвозди, историк пользуется датами как инструментом. Но зачем этот инструмент нужен, неужели запоминание цифр – это самоцель?
История – это не про даты, и даже не про имена или термины. История – это сюжеты. Вот первый принцип, к которому должен привыкнуть человек, который решил сдать экзамен по истории.
Преимущества, которые дает запоминание сюжетов:
🔥 Запомнить рассказ проще, чем набор цифр.
🔥 Сюжет – это рассказ, в котором «помещается» и карта, и даты, и картинки... а уж научиться использовать все это богатство – это следующий шаг в подготовке
🔥 Сюжет решает большинство проблем открытой части. Уже неважно, как будет задан вопрос – если в голове есть «рассказ», мало что в вопросе сможет вас удивить!
🔥 Сюжет решает большинство проблем с историческим эссе, если его придется писать для олимпиады или на ДВИ. Уже не пугают роли исторических деятелей – они есть в «сюжете». Сами собой запоминаются причинно-следственные связи, ведь в этом и есть интрига события. А уж легендарно-трудная «оценка» и вообще превращается в задания для первоклашек.
НО САМОЕ ГЛАВНОЕ:
🔥 Сюжет – это интересно! Это жизнь и кипящие страсти, это интриги и трагедии, это радость побед и горечь поражений. Вместе со скучным учебником можно посмотреть фильм, послушать рассказ, пролистать комикс... да мало ли всего интересного можно сделать с интересным сюжетом! А чем интереснее – тем легче запоминается материал. Проверено. Причем тысячекратно, и не одним поколением в истории человечества!
Историю не трудно выучить, историю трудно не забыть
Однако в этой бочке мёда есть большая кастрюля дёгтя. Если ученик готовится по школьной системе, то его мозг работает в привычном режиме «сдал-забыл».
Результатом становится опустошение и разочарование, когда после недели упорного труда человек убеждается, что вроде все выучил, а еще через неделю он с ужасом понимает, что от выученной информации остались жалкие обрывки.
И вот тут мне придется вас «успокоить»: напрочь забыть все, что вы совсем недавно упорно учили – это нормально. Человеческая память не хочет выделять ресурсы на неактуальные знания, и поэтому уже через месяц остаточные факты – это жалкие 2-3% от первоначальной информации.
Но ведь для экзамена надо не просто выучить, а выучить на целый год вперед! Да еще и не просто выучить, но и пользоваться этим. И здесь я произнесла волшебное слово «пользоваться», которое и станет вашим спасательным кругом.
Итак, чего не может/не хочет наша память? – Долго хранить абстрактную невостребованную информацию, которой человек не пользуется. Значит, нам надо ее… обмануть 😉 Надо заставить память «поверить» в значимость информации и «положить ее поближе».
Первый путь, которым мы можем «обмануть память» – это связать трудно запоминаемую информацию с такой, которую нам относительно несложно запомнить.
С чем можно связать трудно запоминаемую информацию?
— с сюжетом («читаем историю» – то есть не книжку, а рассказ о сюжете, желательно интересный рассказ. И образы, эмоциональные детали помогают нам запомнить и другие, менее интересные элементы информации)
— с событиями нашей собственной жизни или жизни своей семьи. Кстати, это вовсе не значит, что с вашей семье должен быть человек, который лично встречался с Ярославом Мудрым. Это может быть совместный поход на выставку, семейная игра или просмотр фильма, даже просто рассказ маме (кошке, брату) какого-то заинтересовавшего вас эпизода истории
— для визуалов – факты связаны с художественными изображениями, для любителей художественной литературы – с прочитанной книгой, для киноманов – с просмотренным фильмом, для тех, кто учится в музыкальной школе – с сюжетом из жизни любимого композитора, для любителя компьютерных игр – с какой-нибудь стратегией в историческом контексте. Список бесконечен, поверьте! Главное – понимать, что исторические сюжеты проникают просто в каждую щель, в каждую норку, надо только научиться этим пользоваться!
Если вы научитесь не учить даты/факты «абстрактно», как заклинания чёрной магии, а сосредотачиваться на сюжетах, – ваша жизнь станет намного проще и приятнее, попробуйте поверить и увидите, как даты словно сами к вам «липнут».
Что же из всего этого следует?
При подготовке к экзамену по истории не надо бояться дат. При продуктивной подготовке это не главная проблема (да и не так уж много дат нужно помнить наизусть в большинстве эпох). Необходимо делать упор на сюжеты, относиться к истории как к увлекательному роману, в котором иногда встречаются нудные страницы. И обязательно нужно познакомиться со своей памятью и научиться использовать ее по полной. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Продолжение следует...