Сегодня у нас тема, от которой одновременно и смешно, и грустно. Речь пойдет о нашей долгожданной новинке – Lada Iskra. Помните, сколько было шума? Презентация, старт продаж, красивые ценники... Казалось бы, вот он, наш ответ "китайцам"! Но, как это часто бывает, за громкими анонсами последовала... тишина. 🤫 И возникает один простой вопрос: "Что происходит?"
В то время как китайские бренды, которых мы ругаем за слишком частое обновление модельного ряда, выкатывают по несколько моделей в год (иногда даже умудряясь сделать их дешевле, чем мы ожидали), наш отечественный автогигант пытается запустить в массовое производство один, относительно простой, автомобиль. Давайте разберемся в этом феномене: что на самом деле происходит с "Искрой", почему ее невозможно купить и как это выглядит на фоне стремительного китайского наступления.
"Искра" не разгорелась: Хроники "взрывных" продаж и реальность 📉
Давайте просто по фактам. 19 апреля АвтоВАЗ объявляет о начале серийного производства. 20 июля – официальный старт продаж. И что дальше? А дальше – магия!
- "Оглушительный успех": Весь первый тираж "Искры", как нам сообщили, был распродан за считанные дни!
- Реальные цифры: А теперь суровая реальность. За весь июль на учет встала 21 (двадцать одна!) Lada Iskra. Из них 20 – на юридические лица (дилеров, сам завод) и только ОДНА – на реального покупателя-физлицо. 🤯 Весь "фурор" – это, по сути, раздача выставочных образцов по салонам, а остальное не реализованные предзаказы.
- Что сейчас? Машину можно заказать и даже полностью оплатить. Но получить ее, по словам дилеров, в лучшем случае, через 2 месяца. А максимальный срок в договоре – полгода! При этом к моменту получения цена, скорее всего, вырастет.
И на фоне всего этого представитель АвтоВАЗа на полном серьезе объясняет дефицит... заботой о качестве! Мол, не хотим торопиться. Звучит благородно, правда?
Почему нет машин? Реальные причины задержки
Официально АвтоВАЗ молчит. Но благодаря инсайдерам и источникам в компаниях-поставщиках, картина вырисовывается, хоть в ней мы и не уверенны на 100%.
- Возможный дефицит компонентов: Банальная нехватка деталей, в том числе электронных. Проблемы с логистикой и поставщиками никуда не делись, мы помним перезапуск Весты NG и все трудности связанные с этим.
- Глобальный переезд: А вот это – главная и самая интересная причина! Массовое производство "Искры" планируют развернуть не в Тольятти, а на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге! 🏭 А это не просто перевезти станки. Это полная перенастройка предприятия, которое нужно адаптировать под технологию полного цикла (со сваркой и окраской кузовов). Это требует огромных денег и, что важнее, времени.
Именно поэтому, многие говорят, что до весны 2026 года никакого массового производства не будет. С конвейера в Тольятти будут сходить лишь мелкие партии по несколько десятков машин в неделю.
А что сам автомобиль? Простой, но не совсем "наш"
Давайте на секунду представим, что "Искра" все-таки появилась в салонах. Что мы получим за 1.25 - 1.58 миллиона рублей?
- Техника: Проверенные временем ВАЗовские моторы 1.6 л (90 и 106 л.с.), оцинкованный кузов.
- Коробки передач: 5-ступенчатая "механика" от ВАЗа, 6-ступенчатая "механика" от "китайских партнеров" и китайский вариатор.
- Оснащение: В базе – ABS, ESP, две подушки, Lada Connect, НО НЕТ КОНДИЦИОНЕРА. В топе – подогревы всего (включая лобовое стекло и задний диван), медиасистема, камера.
То есть, это простой, понятный автомобиль, который должен был стать "народным". Но заметим, что даже в его конструкции уже прочно сидят китайские комплектующие.
Контраст: А что в это время делают китайцы? 🐉
И вот на фоне этой затянувшейся истории с запуском "Искры", напомним, что и в Китае тоже бывают очереди на машины по полгода! И это частая история. Вспомним недавний запуск электрического седана Xiaomi SU7: сроки ожидания топовых версий растянулись на 7-8 месяцев! НО! Есть один маленький, но очень важный нюанс.
Эта очередь образовалась потому, что за первые 24 часа после старта продаж компания получила почти 90 000 (девяносто тысяч!) подтвержденных заказов. Завод просто физически не может так быстро произвести такое количество автомобилей. А почему такой ажиотаж? Да потому что Xiaomi предложила рынку седан с дизайном в стиле Porsche Taycan, динамикой суперкара (0-100 км/ч за 2.78 секунды!), 800-вольтовой архитектурой и автопилотом от Nvidia по цене от 215 900 юаней (около 2.7 млн рублей). То есть, они предложили "Феррари" по цене "Камри", и люди выстроились в очередь.
Итоги: "Искра", из которой не возгорелось пламя... пока? 🔥➡️...
История с Lada Iskra – это очень показательный срез нашего автопрома. С одной стороны, есть желание и потенциал создать востребованный продукт. Дизайн у "Искры" получился, оснащение адекватное, подготовка для наших условий. Но с другой – производственные и логистические проблемы, зависимость от импортных компонентов и странная коммуникационная политика превращают долгожданный запуск в фарс, по крайней мере, создается такое ощущение, пока не было официальных комментариев.
Самое обидное, что страдает конечный потребитель, который вынужден либо ждать полгода, либо идти к дилерам китайских марок, где ему предложат автомобиль "здесь и сейчас".
Эта пугающая неопределенность и порождает главный вопрос, который сейчас звучит в головах многих, кто ждал "Искру": "Что происходит?". И пока внятного ответа на него нет.